Роль Православия в русской истории

1

История древней Руси начинается с принятия христианства. Конечно и до христианства на Руси были разрозненные княжества язычников-славян, но история государственности России неразрывно связана с Православием.
Ко времени крещения Руси существовали два наиболее важных центра христианства — Византия и Ватикан, но Византия к тому времени уже переживала свой упадок, по-сути, это была уже агония; Ватикан же переживал период расцвета своего могущества. Между православным Востоком и католическим Западом уже существовали непреодолимые противоречия, что и вылилось затем в раскол церквей в 1054г. на Православную и Католическую церкви, длящийся и по сей день.
Стоит также обратить внимание и на то, в каких различных условиях происходила христианизация Рима, Византии и Руси. Рим принял христианство, уже имея за своими плечами почти тысячелетнюю историю язычества; Византия есть ни что иное как перенос христианства с римской почвы на Восток, по велению императора Константина в IV веке после рождества Христова и только Русь приняла христианство в самом начале своего исторического пути и если говорить образно, то Рим принял крещение уже в зрелом возрасте, в то время как Русь была крещена еще в младенчестве. По-видимому именно в этом причина того, что Риму, уже имеющему колоссальный опыт государственности и раскинувшему свое влияние на обширные территории Европы, Малой Азии и по всему Средиземноморью вплоть до Египта, пришлось пережить и арианство, и гностицизм, манихейство и множество иных ересей, сотрясающих христианскую церковь, в то время как Русь была изначально от этого избавлена. Конечно мы не должны оставлять без внимания церковный раскол времен патриарха Никона, но этот раскол не повлиял существенным образом на саму суть Православия в России, да и причины раскола были не столько догматические, сколько «технические» - патриарх Никон всего лишь хотел исправить богослужебные книги, сверяя их тексты с греческими подлинниками, ибо к тому времени в русских богослужебных книгах в результате неточных переводов и ошибок переписчиков присутствовали неточности — это и вызвало неприятие частью церкви; возглавил же раскольников протопоп Аввакум, но это, как уже было сказано, не коснулось основ Православного вероучения — старообрядческая церковь и поныне существует как та же Православная церковь, с некоторыми лишь отличиями в исполнении обрядов и организации богослужений.
Только сейчас, спустя тысячелетие после крещения Руси, сопоставляя принятие Русью христианства и то, что сегодня именно Россия осталась единственным и самым надежным оплотом Православия в мире, я бы даже взял на себя смелость сказать — и всего Христианства в целом, - всё это убеждает нас в том, что то далекое по времени событие имело не только великое значение для Руси, означало собой не только успех в распространении христианской веры, но и имело глубоко метафизические причины и было инициировано Самим Богом именно для того, чтобы в будущем Православная Россия стала мировым центром Христианства, его хранительницей и защитницей. Запад уже пал перед нашествием не столько язычества, сколько откровенного сатанизма; западное христианство оказалось бессильным перед миром, не смогло отстоять истины и стало разлагаться изнутри — чего только стоит заявление предстоятеля Ватикана, этого «наместника» Христа на земле о том, что гомосексуализм имеет право на существование, «хотя он и является грехом, но не является преступлением» - и это слова самого папы Римского, открыто отвергшего Истину ради земного благополучия и сохранения влияния Ватикана в мире, который уже опустился в сатанинские бездны. Также и в англиканской церкви сейчас активно обсуждается вопрос, к какому полу причислить Бога, чтобы «во всём сохранять гендерное равенство» - можно ли дойти до большего безумия и стоит ли удивляться тому, что западная церковь полностью утратила своё духовное влияние на западное общество?
Вся тысячелетняя история России показывает, что само её существование обусловлено Божьим сохранением, потому что иначе никак нельзя ответить на вопрос — почему всё ещё существует Россия? Сколько раз она должна была бы уже исчезнуть с лица земли, но этого не происходило. Переживая беспримерные нашествия врагов, множество раз уже почти уничтоженная, она вновь вставала, побеждала своих мучителей и обретала ещё большие силы для своего развития. Россия стала великой державой не среди благополучия, не получая каких-либо богатств от заморских колоний (которых у нее никогда не было), но опираясь исключительно на свои силы, на свой народ и в этом она уникальна, ибо ни одно государство в мире не смогло бы пройти путь, пройденный Россией. Главная сила России — в уникальном духе её многонационального народа, но откуда этот дух, как не свыше? Есть глубокий мистический смысл в том, что православная Русь смогла объединить вокруг себя множество иноверных народов и создать единый народ из множества. Западное христианство никогда не знало подобного единения, ибо Ватикан всегда стремился распространять христианство силой — пытками и кострами, - преследуя этим не всегда религиозные цели. Несчастные аборигены в заморский колониях подвергались насильственной христианизации без какого-либо объяснения основ веры, посредством лишь обряда крещения, потому что и цель была не в вере, а в том, чтобы упрочить влияние «христианнейших» государей Европы (и Ватикана!) в колониях ради их разграбления — и по сей день католичество в странах Латинской Америки носит полуязыческий характер, когда христиане-католики, потомки ацтеков и майя, не считают для себя зазорным заодно поклоняться и древним божествам своих предков. В России никогда не было (и нет сейчас) подобного отношения к иноверцам — всем предоставлялось право исповедовать свою религию и даже запрещалось законами в чем-либо ущемлять права иноверцев. Не всё и всегда было в этом отношении идеальным, но в целом всё было именно так и это позволило народам России стать единым народом — непобедимым и могучим — и заслуга в этом принадлежит не политике государства, как это могло бы показаться на первый взгяд, а исключительно Православию. Православие способно, не воинствуя с другими религиями, не терять при этом своей православности и не утрачивая своей силы, в отличие от западного католицизма и протестантизма, которые не смогли пережить разрушающего влияния мира и утратили свои духовные позиции в западном обществе, в основном из-за того, что уже задолго до того, как западная церковь столкнулась с современными вызовами мира, она уже разложилась изнутри, сама себя лишила силы из-за стремления иметь влияние в мире, из-за любви к мирской власти, то есть — она впустила в себя иной дух и теперь западное христианство может ожидать только два из возможных варианта: или пережить возрождение, или же окончательно слиться с миром; с уверенностью можно утверждать только одно — духовное возрождение западного христианства без России невозможно.

2

Введенный в наш обиход воинствующими атеистами принцип отделенности церкви от государства не находит своего оправдания в истории России и являет собой ни что иное, как возвещенный манифест безбожия — таким образом атеистическое общество выражает своё согласие на существование церкви, но на таких условиях, чтобы церковь была ограничена в возможностях своего влияния на общество и государственную власть. Мы тем самым отказываемся от своего собственного исторического опыта, показывающего нам то, что становление российской государственности, развитие России, превращение её из разрозненных княжеств в единую могучую державу — всё это осуществлялось при полном взаимодействии Православной церкви и государственной власти и важно отметить, что при этом церковь не сливалась с государством: церковь оставалась церковью, а власть — властью. Разница между нами и нашими предками состоит в том, что подавляющее большинство из тех, кого сейчас бы мы назвали «элитами» - политической, экономической — были людьми, для которых вера в Бога была естественной; и князья, и крестьяне, и воины, и купцы — все были христианами и сама государственная власть в лице князя или же царя в глазах народы имела отпечаток божественного предназначения; ни у кого не вызывало сомнения то, что «власть — от Бога» и даже когда на Руси вспыхивали бунты, то направлены они были не против царя, а против «злых и нечестных бояр, обманывающих царя». Поэтому и челобитные свои люди всеми правдами и неправдами пытались донести до царя, а не до представителей его окружения, потому что верили люди, что царь не таков и разберется по справедливости. Это, конечно, выглядит сейчас наивно и мало соответствовало действительности, ибо «каков поп, таков и приход», но это нисколько не отменяет принципа божественного происхождения власти. Здесь не стоит думать, что всякая власть божественна — взять хотя бы, к примеру, Гитлера, Зеленского или западно-европейских лидеров, - не всякая власть угодна Богу, но сам принцип государственной власти, иерархизм в человеческом обществе имеет божественное происхождение, ибо и в духовном мире есть своя иерархия, а что такое наш мир, как не отображаемый в символах мир духовный; так и власть государственная есть символ власти Божественной, но не все властители соответствуют этому символизму и часто отображают собою совершенно обратное, ибо, как писал некогда Н.Бердяев - «любая земная власть имеет в себе сатанинские глубины», но это вовсе не означает, что власть имущие, исполняя свои обязанности, не должны тем самым служить Богу и иметь веру в Него. Всю свою жизнь каждый из нас существует в мире, который наполнен злом и пороком, но это не означает, что мы должны быть подчинены злу; то же самое можно сказать и о тех, кто осуществляют властные полномочия.
Государство Российское созидалось совместно государственной властью и Православной церковью, при этом власть осуществляла свои функции, а церковь -  свои; не отделенные друг от друга, но пребывая в духовном союзе — именно так, совместно с государством, созидалась и «загадочная русская душа», которая и по сей день остается для иностранцев загадкой, хотя они и могли бы её разгадать, если бы сами добровольно не отреклись от Бога. Наше государство развивалось неотделимо от религии, которая и одухотворяла  Россию, в то время как Европа всегда пыталась рационализировать религию и Самого Бога поставить себе в услужение, что и привело её к падению.

3

Нет смысла пытаться идеализировать Православную церковь, ибо как церковь историческая она не идеальна и идеальной никогда не станет. Судьба всей христианской церкви в мире и трагична, и возвышенна — имея своим началом совершенный Дух, она преломляется в несовершенстве этого мира и сама становится несовершенной, ибо состоит из несовершенных людей. Непостижимым в бытии церкви является то, что при всем своем несовершенстве она, тем не менее, продолжает быть вдохновляема и очищаема тем же самым совершенным Духом, обладает внутренней силой и оказывает благотворное влияние на всё общество в целом. В этом мире ничто не может быть совершенным, поскольку полное совершенство есть исключительно прерогатива Царства Божьего и Церковь на земле никогда не предусматривалась быть совершенной — смысл христианской жизни и духовности не в том, чтобы обрести совершенство в несовершенном мире и те самым возвыситься над ним, а в том, чтобы всегда стремиться к совершенству духовному, имея перед собой пример совершенного Христа. И наиболее почитаемые церковью святые никогда не достигали полного совершенства и состояния безгрешности, почитая себя величайшими из грешников, и Апостол Павел говорил о себе: «Я не считаю себя достигшим, но стремлюсь, не достигну ли и я». Если бы была возможна совершенная церковь на земле, то она стала бы недоступной для несовершенных людей, ибо несовершенное в совершенном пребывать не может. Сохранение церкви в мире зависит не от людей, но от Бога, но это не снимает ответственности человека за искажение Истины, за ложь и секуляризацию церкви — разве не должны понести ответственности те, кто создали на Украине раскольническую «церковь», сделав её абсолютно антихристианской по своему духу?
Только сейчас, спустя века, мы можем осознать глубоко пророческий смысл слов «Четвертому Риму не бывать» - сегодня русское Православие стало единственным оплотом христианской веры в мире и таковым оно должно остаться до конца, не только сохраняя в себе дух истинного христианства, в отличие от западной церкви, но и стать в будущем источником духовного возрождения для тех, кто сейчас переживает глубочайшее духовное падение. Обездуховленный Запад должен пережить то, к чему он так стремился — период безбожия и полного нигилизма — и тогда именно ненавидимая Западом Россия станет для него источником света.
То, что Россию невозможно победить на поле боя, понимали такие видные представители западной политики, как Бисмарк, Черчилль — ведь именно Черчиллю принадлежит высказывание «Россию невозможно победить оружием, её можно разрушить только изнутри». Против русского Православия идет непрекращающаяся борьба со стороны Запада, особенно — со стороны США; ведь именно спецслужбами США был инициирован церковный раскол на Украине и именно с их подачи русская Православная церковь объявлена там вне закона, но зато всемерно поощряется действие раскольнической церкви, сохранившее за собой название «православная», но не имеющая к Православию никакого отношения, ибо является всего лишь инструментом в политических играх против России. Разрушение православия в России — вот главнейшая цель, которую преследуют наши западные противники, потому что они прекрасно понимают то, что, к сожалению, плохо еще осознано в самой России — именно Православие является той объединяющей силой, которая делает народ России единым, причем объединяет Православие не только русских и не только тех, кто исповедует Православие, но и представителей всех религий, существующих в России. Уже было сказано, что именно Православие играло важнейшую роль как в зарождении российской государственности, так и в его развитии; при этом Православная церковь никогда не стремилась вмешиваться во внутренние дела Ислама, буддизма и иных религий, не занималась насильственной христианизацией иноверных народов. На протяжении веков церковь оказывала свое благотворное (духовное, но не политическое) влияние на политическую власть, в свою очередь власть объединяла в одно целое народы, следуя принципам Православия. И неоспоримым является то, что если бы можно было разрушить Православие в России, обессилить его, направить его на путь либерализма, как это произошло на Западе, то Россия перестала бы существовать как независимое и мощное государство — об этом мы никогда не должны забывать. Особенно ярко единение представителей самых разных религий показывает нам сейчас война на Украине — наши воины, независимо от вероисповеданий, защищают одно правое дело, одни и те же духовные принципы, одни и те же общечеловеческие ценности и там уже люди подразделяются не по религиозному признаку — я христианин, а я мусульманин, еврей или буддист, а на тех, кто стоит на стороне Правды и на тех, кто против нее. Вот почему Запад как абсолютно безбожная политическая система, принявшая в себя и открыто исповедующая дух лжи, ополчился именно против Православия, а не против католицизма или протестантизма — система лжи не ополчается против того, что само по себе стало уже ложным, но против того, что несет в себе истину, а надо понимать, что именно Истина и есть самый наиглавнейший враг Запада и нападки запада на Православие есть неопровержимое доказательство его истинности, приверженности Божественной Правде.
Говорит ли это о том, что все в России рано или поздно должны стать православными христианами? Не думаю. Волей или неволей мы все сейчас без исключения становимся участниками в духовной войне между добром и злом, между правдой и ложью, между светом и тьмой и положение человека перед Богом определяет то, на какой стороне он стоит и за какие ценности он готов пожертвовать своей жизнью. При всем этом именно Православие играет важнейшую роль в созидании общенародного единства и в сохранении России как государства — важно, чтобы это понимал народ России, и чтобы это, прежде всего, понимали исповедующие Православие, особенно — представители церковной иерархии, ибо они не меньше, чем и представители политической власти, несут на себе ответственность не только за Православную церковь, но и за судьбу всей России.


Рецензии
Православие задолго до большевиков воздвигло "железный занавес" между кондовой Русью и цивилизованным Западом. И до сих пор не признает гелиоцентрическую систему Коперника как "латинскую ересь", не говоря о теорию эволюции неживого и живого.
Сотворено и баста! Аминь.

Алекс Савин   04.08.2023 20:44     Заявить о нарушении