глава 19

   
     Следователь по особа важным делам, капитан Приходько, наведался к Дарье Тищенко в первую очередь. Она, убитая горем, лежала на постели. Была одета в  черное  платье. На её лбу лежало мокрое полотенце. Глаза были закрыты. По щекам текли слезы. Они скатывались к подбородку, крупными каплями падали на платье.
     Следователь постучал в дверь. Её ни кто ему не открыл. Тогда он, уже без приглашения, сам вошёл в дом. С минуту молча постоял у порога. Картина, которая предстала его взору явно указывала на то, что с хозяйкой  данного дома  было не всё в порядке. И горе её было безмерным.
     Капитан нарочно кашлянул в кулак, Постучал пальцем о косяк двери. Спросил:
    -Можно войти?
     Ответа не последовало.
     Следователь прошёл внутрь дома. Легонько коснулся женского плеча.
    -Жива?
     Дарья открыла глаза.
    -Жива. А что вам надо от меня? И кто вы такой?
    -Я следователь. Веду расследование гибели вашего мужа. Так, что я вам задам сейчас несколько вопросов. И вы должны мне на них будете ответить.
     Дарья подняла голову. Полотенце соскользнуло  со лба в низ, упало ей на грудь. Следователь посмотрел на её белое, как полотно лицо, сказал:
    -Можете не вставать. И так опрошу.
     Дарья вновь уронила голову на подушку. Прошептала:
    -Задавайте.
     Следователь открыл портфель. Вынул из него не спеша блокнот, взял в руки карандаш. Сел рядом с Дарьей на стул.
   -Ваш муж часто задерживался на работе?
   -Да, часто.
   -А в каком часу он возвращался домой.
   -По всякому. Иногда за полночь. Иногда вообще домой не приходил.
   -Почему?
   -Последнее время его часто в район вызывали.  Говорил мне, что по работе. Вот и задерживался.
   -А были ли у него враги среди народа?   
   -Нет, не было. Люди его уважали. А вот с районным начальством он ругался.
   -Так, мне всё понятно.-сказал следователь, встал с о стула. спрятал карандаш и блокнот в портфель. -  Пойду с народом поговорю.
    Вышел на улицу. Столкнулся у ворот нежданно с женщиной странного вида. Она была одета в полушубок, валенки. Но на ней не было платка. Коса лежала поверх воротника. Из под полы торчали голые коленки.
   -Вы кто?- спросила  его  тут же бойко она, встретившись лицом к лицу с незнакомым человеком.
   -Я следователь. А вы кто будете?
   -Меня Прошей кличут. Иду вот к подруге горе горевать.
   -А где живёте!
   -Так наискосок, через дорогу я живу. Вон, в той хате.
   -Хорошо. Будьте дома. Я к вам тоже зайду. Этак через часик.
    На том у них диалог закончился. Проша тут же юркнула в дом Дарьи. Но пришла она к подруге совсем по  иному поводу. С порога тут же напустилась на неё.
    -Это твоих рук дело, что ли?
    -Какое дело? - встрепенулась Дарья .
    -А то не знаешь. Мужа у тебя теперь нет. Того, - тю-тю. Порешила ты его. И бабу его.
   -Не я это, не я!- закричала не своим голосом Дарья,- Правду, говорю, не я-а!
   -А кто тогда?
   -Не знаю!
   -Странно это всё как-то! Ну, очень странно! Я ведь видела той ночью, как ты бегала по деревне туда-сюда, после того как я тебе сообщила о похождениях твоего  мужа
    -Я в сельсовет бегала. Думала он там.
    -Побожись!
    -Вот те крест! Не я это! Не я! И матерью свой покойной клянусь, - не я! Только не говори ни кому, что  вечером была у меня.
   -А чем отблагодаришь?
   -Ну, хочешь, я тебе отдам свои золотые серёжки. Не жалко. Могу и коровку отдать.
   -Серги приму. А корова мне без надобности. Хлопот больно с ней много.
    Дарья  трясущимися руками  достала  серьги  из   своих
 ушей. Отдала их Прошке.
   -Ни кому не скажешь теперь?
   -Ладно, не скажу
    Следователь, как и обещал, зашёл в дом и к Прошке. Задал ей несколько вопросов. Но ничего вразумительного  он от неё не добился.
   -Нет, не знаю!
   -Ничего не видела!
   -Была дома!
    Были её ответы. Следователь махнул рукой. Ушёл восвояси ни чем. Но у него возникли ещё вопросы к вдове.
    -Прошу прощение. Но хотел бы я знать, - чем вы занимались на кануне вечером? И где были?
    -Дома я была. Хлеб пекла. - сказала Дарья, и указала рукой на стол, где покрытые махровым полотенцем стояло несколько булок хлеба.
    Следователь подошёл к столу. Желая в том убедится, поднял край полотенца. Аромат свежеиспечённого хлеба ударил ему в нос. На одной из булок края и верх были подгоревшими.
   -Но люди вас видели в полночь на крыльце сельсовета.
   -Да, я была там. Хотела мужа увидеть, но сельсовет был на замке. И мужа там не оказалось.
   -Потому и хлеб подгорел?
   -Ну, да. - ответила Дарья, и отвела свой взгляд в сторону, - Жару в печи много было. Вот он и подгорел.
    А сторож на конюшне мне поведал, что вы были и у него. Интересно, зачем это вам понадобилось?
    -Хотела  убедиться, - вернулся мой муж домой, или нет. Его в срочном порядке вызвали в район на совещание. И он не вернулся.
   -И как вы это узнали?
   -Лошадь и сани, что были закреплены за моим мужем на месте не оказалось.
   -Всё это так. - сказал следователь, пристально вглядываясь в мимику лица допрашиваемой, - Тоже самое мне рассказал и сторож. Но он мне так же ещё поведал, что часом позже он якобы видел  на краю села фигуру женщины, что двигалась по дороге в направлении к селу Кременчуг. Не вы ли это, случайно были?
   -До этого села три версты. И ночью была метель. Волком выла. Куда мне, хрупкой женщине, по сугробам было шагать. Я вернулась домой. Хлеб надо было вынимать. И ни куда больше не ходила .
    Следователь бросил взгляд на руки женщины, на тонкий её стан. Кивнул головой, сказал:
   -Да, действительно. Но меня интересует сейчас другое.
   -Что именно?
   -Стало известно, что ваш муж был долгое время любовником Надежды Бондаренко. И погибли они вместе. И что, вы о том ничего не знали?
   -Да! Не знала! Я это узнала только сейчас. В последний уже момент. От людей.
    Следователь вновь окинул взглядом хрупкую женщину. Её ответ вполне удовлетворил его любопытство.
    На этом следствие им было прекращено. Дальше не было смысла его продолжать. Метель замела все следы. И он не смог за весь день найти свидетелей по делу.
    Сел в машину. С раздражением хлопнул ладонью руки по чёрному портфелю. Загадку смерти Николая Шевченко и его бывшей жены он так и не смог разгадать. Хотя, на первый взгляд казалось, что это дело он раскроет в считанные часы, и без особого труда найдёт виновника данного происшествия.
    Но, увы, по горячим следам ему убийцу выявить не удалось. А по опыту следователь знал, что если первый день ничего не дал, то и последующий мало что даст. А тут ещё зима. Метель.
    По дороге домой им завладела мысль: - « Допустим, - в селе ни кто об этом ничего не знает, - то кто же тогда? Неужели соседи постарались? У покойного, среди своих как бы врагов не было. Но вот среди колхозников колхоза «Путь к коммунизму» были недовольные им люди. Возьми, к примеру, тот же Петра Черных. Да и районное начальство было от него не очень в духе. Получается, на лицо есть убийство. Убийство  жестокое. И  было  ли  это убийство на бытовой почве, пойди теперь, -  разберись?»
    Схоронили Николая Шевченко и Надежду Бондаренко в  один день. Но раздельно
    У могилы Надежды было не многолюдно. Марфа Петровна, Галина, Дед Никифор. Александра Тищенко  отсутствовала. Она о смерти матери не знала.
    Все молчали. Не было слов. Горе было невосполнимым. Дед Никифор снял с голова шапку, сказал, что имел за душой в этот скорбный час:
   -Прощай дочка! И прости, если чем я тебя обидел. Земная суета уже более тебя не коснётся. Теперь твоим домом будет небо. И не серчай на людей. Они поверили в лучшую жизнь. Потянулись к ней. А только от этого, всякий раз, получалось мало радости. Жить вспять своего разума стало их  уделом.
    На последней фразе дед Никифор умолк. Говорить далее не посчитал нужным.  Нелепая смерть дочери выбила его из колеи. Он еле стоял на ногах. И каждое слово давалось ему с трудом.
    Дед Никифор наклонился к лежащей в гробу дочери. Поцеловал её в лоб. С любимым человеком всегда прощаться тяжело. И ему было сейчас не легко. Душили слёзы. Его дочь ушла из жизни раньше его. Случилась беда. Беда непоправимая. А это, он считал, было  не правильно.
    Мороз стоял не шуточный. Копачи заколотили гвоздями гроб. Опустили его в могилу. Дед Никифор, по обычаю сбросил в могилу три горсти земли. Его примеру последовала Марфа Петровна, за нею Галина. Копачи взяли в руки лопаты. Закипела работа. Вскоре, на месте могильной ямы образовался холмик. В него воткнули деревянный крест с фамилией,  датой рождения и датой смерти усопшей.
    И это всё, что осталось после человека на земле.
   


Рецензии