Летним днём
В укромном месте, там, где река делала довольно крутой поворот, мальчишку уже ждали друзья. Утро выдалось солнечным и тёплым. Ребята сидели с удочками. В ведре плескался небольшой ёрш. Сашка, взглянув на улов, усмехнулся:
— Выпустили бы малыша к мамке!
— Вот взял бы удочку и показал нам, как ловить, — ответил Егор, маленький мальчишка с рыжими вихрами. — Ещё парочку таких рыбешек поймаем, и можно будет уху сварить.
— Сань, ты почему так долго спишь? Договаривались же пораньше встретиться.
— Проспал. Так я и не опоздал никуда. Улова нет, а всё, что нужно я привёз, — он кивнул в сторону велосипеда.
На багажнике была прочно укреплена сумка, в которую бабушка Сашки сложила небольшой котелок, металлические миски, ложки, и самое необходимое для ухи. За исключением самой рыбы, разумеется. Бабушка была опытной. Она знала, что мальчишки пробудут на реке долго, изрядно проголодаются, а значит, при любой их рыбалке, даже самой неудачной, они смогут приготовить себе супчик на костре. Что может быть вкуснее еды, приготовленной своими руками, на берегу реки?
Трое друзей: Сашка, Егор и Толик дружили с первого класса. Случались между мальчишками и ссоры, и до драк дело доходило, но всё быстро разрешалось, и снова они были — не разлей вода. Вот уже в седьмой класс перешли. На каникулы родители Толика хотели отправить к бабушке в деревню, но та заболела, и поездку пришлось отменить. Хотя Толик и огорчился, потому что и бабушку он любил, и ездил к ней с удовольствием, — там к бабушкиной соседке тоже приезжали внуки на всё лето, и было очень весело, — решил, что пока будет проводить время со своими школьными друзьями. У Сашки и Егора бабушки жили неподалёку, поэтому уезжать им было некуда. Лагеря отдыха мальчишки игнорировали, и предложения родителей о поездке туда неизменно отвергали.
Егор — самый маленький в классе. Щупленький, вёрткий, непоседа и забияка, никому и никогда не давал себя в обиду. Дети часто любят дразнить тех, кто не вышел ростом или обладает лишним весом. Придумать прозвище однокласснику и довести его до белого каления — такое случается часто. Но не с Егором. С первого класса, с первых попыток назвать Егора «мальчик-с-пальчик» или «крошка», обидчики могли услышать такие слова в ответ, что моментально исчезало желание подразнить мальчишку. Если слов было недостаточно, прыткий малыш мог стукнуть обидчика. Скоро всем стало понятно — обижать Егора не стоит. Умеет он за себя постоять. С пятого класса Егор стал посещать секцию самбо, и его авторитет в классе значительно поднялся. Занятия принесли свои результаты: Егор неизменно занимал призовые места в городских и областных соревнованиях.
Толик среди сверстников особо не выделялся. Учился хорошо, успевал посещать художественную школу: рисовать начал лет с трёх на любом листочке бумаги, а порой и на обоях. Родители, обратив внимание на такую увлечённость сына, направили его энтузиазм в правильное русло. С удовольствием Толик возился и с младшей сестрёнкой. Всегда уделял ей внимание: читал по её просьбе любимые сказки, с восторгом рисовал вместе с ней. Она с удивлением наблюдала за тем, как на альбомном листе брат карандашом проводит несколько линий, и вот на неё смотрит смешной котёнок или щенок. Теперь можно взять краски и раскрасить картинку. Мигом смешные мордочки превращаются в плачущие, но это не беда — брат ещё нарисует!
Сашка с детства увлёкся компьютерными играми. Часто забывая о том, что уроки ещё не сделаны, садился в любимое кресло и забывал обо всём… Погружаясь в виртуальный мир, Сашка переставал слышать окружающих. Не отвечал на вопросы брата, не слышал телефонные звонки. Только мама, повысив голос, могла «достучаться» до сына. Тогда он с неохотой выходил из игры, сердясь на всех и вся, садился за уроки. Обладая хорошей памятью, запоминал материал быстро, но также обладая и ленью, которая родилась раньше, чем сам Сашка, учился посредственно…
Вот и этим утром встал поздно, так как допоздна засиделся за компьютером. Наскоро позавтракав, — благо, бабушка приготовила завтрак, — он помчался на реку, где его ждали друзья.
…А у друзей между тем, рыбалка завершилась. Ёрш остался единственным в ведре, поэтому ребята приняли коллективное решение — отпустить, пусть растёт. Вода в реке прогрелась пока недостаточно для купания, а посему друзья сняли футболки, подставив спины солнышку, и расположились на детском покрывале. Его достал из рюкзака Толик.
— Уха накрылась медным тазиком. Что делать будем? — спросил Егор.
— Ты что, проголодался? — поинтересовался Сашка. — Кажется, мне бабушка и бутерброды сделала.
— У тебя не бабушка, а золото, — отозвался Егор. — Нет, есть я не хочу. Сам посуди: будь у нас рыба — её надо было чистить, готовить. Времени сколько бы это отняло. А так… Ерша отпустили, и заняться нечем.
— Позагораем, — лениво отозвался Толик, который уже находился в полудрёме.
— Ты не усни, а то загоришь… Сметаны у меня нет, — ухмыльнулся Сашка.
— Нет, сметана мне не пригодится, — голос Толика изменился, — во- первых, я уже не такой бледный, как вы. А во-вторых, это я на минутку задремал. Уже прошло. Встал рано.
Солнце поднималось всё выше. На горизонте появились лёгкие белые облака. Где-то за высокими кустарниками заслышались голоса. Люди решили воспользоваться чудесной погодой и провести день у реки. Вскоре потянуло дымком. Наверно, приехали с мангалом, и вскоре запахнет шашлыком.
— Может быть, мы тоже костёр разведём? Сварим супчик.
— Нет, Сашок, не хочется. Позагораем немного и по домам, — ответил Егор. Толик с ним согласился, молча кивнув головой.
Мальчишки притихли, наслаждаясь шумом воды, лёгким ветерком, запахом готовящегося шашлыка. От мангала стали раздаваться громкие голоса, нетрезвые выкрики, смех. Там веселились взрослые. Люди отдыхают по-разному. Кто-то наслаждается природой, кому-то с утра требуется допинг.
— Ребята, давайте собираться домой, — Толик встал, тревожно поглядывая в сторону шумевшей компании. За кустарником их не было видно, но их поведение у подростка вызвало неприятие.
— Да, идём, — Егор согласился с другом. Сашка поднимал велосипед, проверяя, хорошо ли закреплена сумка на багажнике. Она так и не пригодилась. Зря бабушка старалась.
Вдруг раздался истошный женский крик: «Вовка тонет!» Егор бросился через кусты, мальчишки поспешили вслед за ним. Взрослые смотрели на реку. Маленький карапуз, как поплавок, то показывался над водой, то исчезал. Егор прыгнул в воду и успел схватить ребёнка в тот момент, когда малыш на миг вынырнул. Прижав малыша к себе, Егор стал выходить из реки. К нему навстречу двинулись друзья, а взрослые, будто оцепенев, смотрели с берега.
Первой опомнилась мать ребёнка. Она схватила Вовку на руки и разрыдалась. К ней подошла подруга, хотела обнять за плечи, но ей не удалось. Вовкина мать зло бросила: «Оставь, я только что чуть сына не потеряла! Мы уходим». Малыш тоже заплакал, прижимаясь к маме и изо всех силёнок обнимая её.
Мальчишки, возвращаясь к месту своей «стоянки», молчали. Каждый думал о том, что могло только что произойти.
— Егор, ты настоящий герой! — у Сашки в глазах стояли слёзы. — Какая у тебя реакция молниеносная. Я растерялся…
— Друг мой, зря я на самбо хожу, что ли? Нашёл героя, — рассмеялся Егор.
— Егор, там взрослые впали в ступор. — Толик взял друга за руку. — Не окажись тебя рядом — быть беде. Напились у реки, да ещё и с малым ребёнком.
— Ребята, да будет вам. Я просто первым из вас оказался у воды. Можно подумать, вы иначе бы поступили.
— Знаешь, Егор, я это нарисую. Идёмте уже домой, — сказал Толик.
— Не вздумай, и не смейте никому ничего говорить, а то меня родители накажут за купание в холодной воде, — заявил Егор.
Сашка смотрел на своих друзей и думал, как же ему повезло с ними!..
Свидетельство о публикации №223022000326