Сол - этноцентризм и мессианство
В советский период уникальные экспонаты наследия Сола выламывались из витражей мечетей и дарились зарубежным музеям: всадник в облачении, характерном для обров-хаганидов из Кубачи ушёл в Метрополитен-Музей США, камни с грузинским и даже надписями непонятным шрифтом, похожим на греческий раздавались фейковым "искусствоведам" Грузии как якобы образцы "их" культуры. Редчайший свадебный наряд с серебянной свастикой на головном уборе был приобретён даг. искусствоведами в Ругудже, но так в махачкалинский музей и не попал. Не подающееся учёту количество артефактов материальной культуры Сола было просто разграблено, присвоено или сбыто неизвестным лицам.Эти факты могли подтвердить историки Магомедрасул Магомедов и Гаджиали Даниялов.
О националистическом мессианстве Сола
1. Монг. солбих "скрещивать, ставить крест на крест", солбицол "пересечение, скрещивание". Др.-уйг. sliva ( < сир./арам SLYB' "крест, распятие"), Sliba- сост. часть ряда имён др. уйгуров ( < сир./арам. SLYB'). Сюда же др.-евр. ЦЛВ "крест, распятие" (с ав. соответствием цIул "древесина").
2. Монг. сал "древовидный папоротник", модны салаа "ветвь дерева", салаа, салбар "ветвь, разветвление, отрасль, часть"; ав. диал. солчи "человек тухума"; ав. диал. сологIер "подвесная жердь-вешало для мяса".
Первый и второй список слов в конечном счёте между собой сходятся, хотя разброс языков от Ближнего Востока до Монголии. К первому списку относится и др.-греч. ksylon "отрубленное дерево, палка, дубина (в Новом Завете "крест"). Носитель имени Антуан Солпан (Кайтаг), на наш взгляд, это из первого списка, а ав. диал. "солчи" из второго. Ключевыми лексическими единицами первого списка явл. др.-евр. ЦЛВ и ав. цIул "древесина" (ав. диал. чIил "ветвь, сук"). Осетинское обозначение аварского народа (и шире - дагестанцев) информирует о том, что исходной формой явл. ав. диал. "солчи" и совпадающие монг. формы. Другие варианты: др.-евр., сир.-арам. и ав. первого списка в качестве основы для осет. "солиаг" исключены по фонетическим соображениям, так как в осетинском языке имеются как "ц", так и "цI (цъ)",которых не было смысла переиначивать в "с", а для сирийско-арамейской формы отсутствует конечная "-б". "Сильвы по всему челу гор" античных источников об Кавк. Албании соответствует первому списку, где недостаёт ивритское sela "скала" и ав.диал. сел "крутая скала, скалистая гряда, длинная скалистая полоса" с явным указанием на "жердь", так как одно из значений - "жердь для птиц". Мы пологаем, что "сильвы" может указывать на представителей горских народов Дагhестана, обитавших на склонах гор.Указанием на то, что это могли быть представители аварского народа (или какой-то группировки куда входили и они в том числе) является ав. диал. "солчи" из второго списка. Таким образом, архаичным, домусульманским обозначением предков горско-аварского народа явл. SOL, а не "lek/leg", как нас пытаются в этом убедить некоторые политически ангажированные деятели с образованием экономистов.
Упоминание в источниках Дербентского прохода имеет отношение к сяньбийскому чур, халха-монг. шуьуьр "сито, решето для процеживания, фильтр, гребёнка" и ав. цIура "фильтр, цедилка, воронка". Так как в лат. и большинстве других языков отсутствует аффриката ts', то и на письме всё это будет передаваться или как латинское c (ts) или s, что и объясняет разночтение в источниках. Таким образом, обозначение Дербентского прохода - это не из списка 1 и 2.
В данной статье автор не затрагивает тему Дербента, речь идёт о термине, отразившемся в осетинском языке как "солиаг", а в аварском диал. "солчи".
Большая часть (почти всё) христианско-солской идеологии Дагhестана и Ичкерии кануло в небытие. Но то, что идеология имела националистический окрас у нас сомнений нет. Вероятно, этноцентристский её характер отчасти способствовал её краху.
Приведём те редкие факты, на которые мы опираемся в своих предположениях.
1. Особые связи Кайтага (Сувара, Хамзина) с Хунзахом. Это в том числе и сам термин "Хонзан", который, по всей видимости, был занесён в горско-аварскую среду из Кайтага, потому что иранские источники именно там и фиксируют впервые "Хонзан", а вовсе не в горах Дагhестана.
2.Постоянные династические браки хунзахских нуцалов с дочерьми правителей Кайтага. Известна также выдача замуж представительницы хунзахской правящей династии за влиятельного монгольского полководца, возглавлявшего монгольский отряд, перекинутый из Магаса для разгрома Казикумуха.Источники сообщают, что монгольский отряд из Магаса прошёл равнинный Дагhестан, в районе Дербента соединился с ещё одним монгольским (или подчинённым монголам) воинским подразделением. Затем он свернул в сторону гор и разоряя местные горские сёла взял курс на Аварскую территорию, в итоге соединившись с горскими аварами и находившимся там же кайтагскими отрядами. Впоследствии объеденённое войско монголов, горских аваров и кайтагцев атаковало Казикумух и устроило там массовую резню, выкашивая в первую очередь родню и сторонников Казикумухского правителя. Мы здесь видим явный союз Горской Аварии с Кайтагом и средневековыми монголами.
3. Имя одного из горско-аварских правителей (нуцалов) - Баяр - типично монгольское и означает "счастливый".
4. Дошедшие до нас свидетельства длительного противостояния Гидатля (Общество Hid) c Хунзахом могло произойти по причине изначальной близости на этническо-религиозной основе. Гидатлинское население даже в наши дни выглядит как наиболее проаварско-националистическое, готовое в любой момент выступать за общеаварские интересы и гордящееся своим аварским происхождением.Сюда же можно добавить и подтверждённый факт их длительной принадлежности к христианам.
5. Последний аварский каган Аварского Каганата в Европе был обращён в христианство и при этом он взял себе имя Abraham, что говорит о том, что он сам должен был видеть какую-то связь между именем этого основоположника авраамитизма с этнонимом собственного народа. Мы (и не только мы одни) предпологаем, что Abar/Avar скорее всего являлось обозначением правящего клана. Всё это, в принципе, могло быть известно и в Дагhестане, по крайней мере среди тех, кто этим интересовался. Так, кайтагцы упоминаются в числе тех, среди которых получило популярность католичество, проникшее к ним, как предпологают, через генуэзских купцов.
6. Совершенно очевидно, что горское аварское население вообще не нуждалось в грузинской пропаганде христианства, но оно могло пытаться приспособить грузинский шрифт для собственных церковных нужд, также могло копировать христианскую архитектуру и другие элементы, связанные с христианским вероучением.
Религиозно-националистическая идеология Сола, несомненно, существовала и она была ориентирована на промонгольский контингент (хоны?), опиралась на один из парамонских языков, следы которого прослеживаются как в Дагhестане, так и в Чечне. Более того, в этом языке нехватка тех или иных затребованных элементов лексики пополнялась заимствованиями преимущественно из арамейского (сирийского) или даже древнееврейского языков.
В пользу националистическо-мессианском характере идеологии Сола свидетельствует в частности и не имеющее аналогов в мире использование термина "пророк, посланник, мессия" из обозначения собственной общины, собственного этноса. Получается так, что эта группа - Сол, должна была считать библейско-христианские персонажи представителями собственного этноса. Какие реальными или мифическими событиями они при этом руководствовались остаётся загадкой. В этой связи мы уверены, что титул "нуцал" (имеющий древнееврейское соответствие -"нацив") должен был иметь форму не "нуцалхан", а "нуцал-каан" (къагъан)и арабские источники именно так его и называют - "хаканом гор". Известно, что он состоял в родстве с правителем алан, последние к тому же время от времени совершали совместные с сарирцами походы в Закавказье.
Посудите сами, "Хонзан" есть в Южном Дагhестане, по мнению дагестанских историков, эта территория была частью горского Сарира (оставляем без комментариев), известно, что Хонзан без конфликтов оказывается в составе Хазарии, но затем с подчинением Хазарии Тюркскому каганату, они словно срываются с мест- их больше нет, т.е. древним тюркам подчиняться отказываются.
А до этого происходят ещё более странные события. Авары в 558 г. переходят Волгу и первым же делом атакуют савиров (сабиров). Последние в ужасе от аваров, которых они боялись изначально, бегут в Ширван. Кроме аваров ещё упоминаются (с разницей в год) какие-то кермихионы в области Ростова и прилегающих к нему земель, которые- явные авары-жужани, которые, вероятно, спешат по следам своих. Авары выходят к аланам и ведут себя по отношению к ним - мирно, прося у их царя посодействовать встрече с правителями Византии. Оказавшись в Константинополе, они производят впечатлением уже многими позабытых, а теперь воскресших гуннов. Речь посла при этом выглядит как чрезвычайно пафосная, они себя считают "наисильнейшими" и предлогают дружбу. Далее они продолжают наводить ужас в Предкавказье и, действительно, сметают всех.Таким образом, "лучшие", "наисильнейшие" не являлось пустым бахвальством. И с боями, подчинением своей власти других племён, авары "влетают", наконец, в Центр. Европу через степи современной Украины. Победоносный путь к своему собственному "каганату" в Европе, византийские летописцы, так толком и не поняли, объяснив всё "путаницей имён", мол, их якобы с кем-то перепутали. На наш взгляд, авары не попали под "раздачу" от тюркютов, не проявив особого желания спасать Жужань. И оказались правы, так как никакого "светлого будущего", да и вообще какого-либо "будущего" у них с крахом Жужани не предвиделось. Тюркский каган их ненавидел, не признал народом "Авар", но всё же проговорился, обозвав беглецов "насекомыми" - прозвище жужаней, вероятно, от "хоры", "хойхоры", где фигурируют то "черви", также - "насекомые", то "красные".
Этноним "Авар" Тюркский каган пожелал преподнести византийцам как "самозванство с претензиями". Таким образом, мы фиксируем, что термин "авар" внушал уважение и был известен, поэтому Тюркютский каган, будучи, по сути, сам самозванным "каганом" не пожелал видеть в беглецах из Жужани каких-либо "аваров". По сути, его высказывание византийскому посланнику через согдийского переводчика, можно свести к "да, много чести этим насекомым быть аварами, они - вархониты".Не исключено, что "уархон", это объяснение согдийского переводчика, потому что, если они не "авары", то кто тогда? Переводчик-согдиец дал ответ - УАРХОН (ВАРХОНИТЫ). Историки его объясняют как вухуани Маньчжурии, это - парамонголы с культом какой-то "Красной Горы", якобы связанной с их предками.Мы не желаем вступать с ними в пререкания, но тем не менее указываем на имя царя Уархуман/Ауархуман на фресках Афрасиаба, где представлены также как "белолицые", так и "краснолицые" посланцы.
Мы считаем, что Ауархуман, это монгольское "Ауархоьмуьн" (Авар-человек). "Хоьмуьн" - из книжно-поэтического монгольского лексикона, а основа "абр,абар/авр,авар" изначально, скорее всего -немонгольская- означает "титан, гигант, рекордсмен". Как верно подметил В.Хауссиг: "класс мифических существ со сверхестественными способностями". Если оставить в стороне гигантоманию беглецов из Жужани, то в географическом и политическом аспектах, это регион Хорасана. И,кстати, тот самый Афрасиаб, где были обнаружены фрески с упоминанием царя Ауархумана- Вост. Хорасан, а вовсе не Маньчжурия или Монголия. В эпоху Сасанидов, например, если бы сказали, что вы из Авара, то никто из говорящих на пехлеви не причислил бы вас к монголам, они восприняли ваше "аварство" как принадлежность к Хорасану, потому что это "верхние, верховные, северные, хорасанские". Если не в географическом плане, то хотя бы в плане вашей принадлежности к политическому союзу, центральную роль в котором занимает Хорасан. Владеть языком Parsig-Pahlavig и не понимать слова apar/abar в принципе невозможно, потому что оно там- в отличии от халха-монгольского- чрезвычайно употребительно. Тюркское "уьст-юрт" в пехлеви "апаршахр/абаршахр". И словосочетание "народ апарнов из Тахистана/Тага/Дахистана" тоже не вызвал бы среди средневековых иранцев чувство недоумения, потому что это в целом из всего того же круга понятий - "верхние, верховные".
Мы не знаем только как сам Сол- промонгольский Дагhестан- его истолковывал. Если завоеватель Тимур обрушил всю мощь на Кайтаг как "проордынских язычников" и прикончил при этом как аварских, так и казикумухских правителей, упрекая их в "пособничестве неверным", то можно догадаться о том, что Сол сохранял свои позиции вплоть до нашествия Тимура. Под его "раздачу" вроде-бы попала и Чечня. При этом известно, что жесточайший удар Тимуром был нанесён прежде всего по Кайтагу. Как указано в источниках: "горело всё, что не могло гореть". С претензиями местного парамонгольства на какую-то исключительную роль в этом регионе было тем самым покончено.Тимур в этом кавказском промонгольском анклаве разглядел силуэт своего ненавистного врага, его союзников и пособников.
Христианство Горного Дагhестана и Ичкерии имело самое прямое отношение к историческому Кайтагу и в том числе к обитавшим там пришлым номадам. Там, вероятно, и были его корни. Туда оно проникло и оттуда распространилось как в горный Дагhестан, так и Ичкерию. Эта во-многом неизвестная разновидность христианства сохраняла в себе парамонгольскую лексику с примесью иранских и даже сиро-арамейских/древнееврейских терминов. Интересен факт тяготения и горско-еврейской общины к этой точке на карте Дагhестана.
Если христианство Кавк. Албании испытало на себе прежде всего армянское влияние, то как армяне, так и грузины, маловероятно, чтобы могли оказать сколько-нибудь заметное влияние на горный Дагhестан и Ичкерию. Там оно пошло собственным путём, в отрыве от грузин и армян, но с учётом кайтагского фактора.
В грузинских источниках есть прямое указание на то, что авары Дагhестана это именно те самые авары, с которыми воевали византийцы, "а никакие не другие". Грузинские источники, словно вступая в спор с кем-то настаивают на своём утверждении, объясняя их там присутствие тем, что якобы туда переселялись византийским правителем Ираклием аварские военнопленные.Доподлинно никому ничего не известно- переселяли ли византийцы туда пленённых ими аваров, но не сомневаемся в том, что их бы там вполне могли бы принять как своих. Известно, например, другое - Византия реально отправляла -"с глаз долой"- на Кавказ иудеев и иудеохристиан. Кроме того, византийцам в плен сами авары попадали намного реже чем подвластные им восточногерманские гепиды, славяне и протоболгары.
Свидетельство о публикации №223022000354