Делиться или нет?

«Мы делили апельсин, много нас, а он один…». Вспомнился случай из далекого детства. Это было летом в пионерском лагере. Родители прислали гостинцев, в том числе бананы. В советское время они были вполне себе редкостью и они тогда были вкусными, сладкими, не травянистыми и безвкусными, как сейчас.
Только я захотел полакомиться, как это увидел какой-то мальчуган и с претензией в голосе, недовольным видом сказал, что нужно делиться, при этом он имел ввиду себя. Я никогда не был жадным, но мне не понравилось, как он это сказал. Если бы он нормально попросил, я бы поделился, а тут он с упреком пытался распорядиться чужим гостинцем, чуть ли не приказным тоном. - Не стал с таким делиться, а ночью проснулся с окровавленным лицом и подушкой… Затем он подговорил какого-то хулиганистого мальчика из другого отряда, который выследил меня и ударил по лицу. Ну не понравилось тому мальчику, что вышло не так, как он хотел, поэтому решил отомстить…
Вообще в обществе, коллективе принято делиться, кто не делится, того считают жадиной и презирают. Однако не всегда и не со всеми нужно делиться. Я, например, люблю угощать, никогда не прихожу с пустыми руками в гости. Это знак внимания и заботы о том, к кому ты идешь. Лучше принести что-то с собой, чем поставить человека в неудобное положение, когда нечем угощать гостя.
Как-то иду я с одним человеком, старше меня. Он купил жареные фисташки. Идет, грызет, я жду, когда он поделится со мной или, хотя бы предложит, но этого не происходит. Тогда я спросил «а можно мне?». Молодой был, неопытный… На это получил отказ со словами «сами себе купите!». При этом я этого человека угощал, если у меня что-то было с собой. Меня тогда это покоробило, огорчило, мол, как так? А в этом есть разумное зерно, если подумать немножко. Вообще надо приучать людей, детей и взрослых, не просить и не зариться на чужое, рассчитывать только на себя.
Вот если ты ешь кусок мяса, и твоя собака просит поделиться, а ты ее сегодня еще не кормил и держишь дома взаперти, то в этой ситуации ты должен, обязан с ней поделиться. Тоже со своими домочадцами.
Другой случай. Приехали мы на новый объект делать облицовку стен плиткой. В обеденный перерыв сели все за одним столом, включая посредника, который нас пригласил, все достали кто что принес с собой из дома. И я угостился долькой помидорки. Посредником, нашим работодателем, оказался мужчина-кавказец. Он посмотрел на меня как на врага народа, будто я красные линии перешел. Он еле сдержался чтобы не отчитать меня. Конечно, мне не стоило так делать. А почему так сделал? А потому что до того работал в коллективе строителей, где все вываливали на стол кто что принес с собой и все было общим, каждый мог взять все, что видел на столе и не надо было спрашивать разрешения. То есть там как раз не принято было есть свое, все становилось общим. По молодости я экстраполировал эти правила и на новый объект, а там, конечно же, все было по-другому.
Очень многое зависит от того, кто и как просит, от внутренней мотивации. Если это гоп-стоп и поступило предложение поделиться, то это уже принуждение.
Если всегда и всем давать, только потому что просят, то таким образом порождаем халявщиков, которые забудут, что такое труд. Зачем трудиться, если можно попросить и у тебя будет, что ты хочешь?   
Если тебя ставят в позицию, что ты должен поделиться, хотя ты ничего не должен, то просящий должен получить отказ. За это получишь как минимум обиду, как максимум вербальную (и не только) агрессию.


Рецензии