Дикое поле

От  Москвы и до самого Чёрного моря, как шёлковая лента бежит по перекатам Симферопольское шоссе.  Пробившись сквозь массив хвойного леса, широкая, со свежей яркой разметкой  по серому бетону дорога вырывается на окский простор и на сто первом километре пересекает серебристую ленту полноводной реки Оки.

Дальше простираются живописные районы коренной России, протянувшиеся до задонских степей. В начале прошлого тысячелетия земли за Окой считались далёкими и именовались они, то Заочьем, то Заречьем, а точнее Диким полем, - это название бытует по сей день. В XII веке окраиной стали именоваться северные границы Черниговского княжества, а после Батыева нашествия перешло рязанцам, и только в XV веке, попав под власть Москвы, стало южным рубежом Московии.   
Дикое поле - это самая древняя часть Подмосковья. В доисторические времена здесь, как и на всей территории Московской области, было море. Прошло несколько миллионов лет, море  ушло, оставив в память о себе большие наслоения известняков и глин.
 
Заселение верхней и средней Оки славянами относится к VIII – IX векам новой эры. Отец русского летописания, монах Киева – Печерского  монастыря рассказал в «Повести временных лет» следующее: «Были два брата в ляхах: Родим, а другой – Вятко. Пришли и сели Родим на Суже…, а Вятко, сиде с родом своим по Оке, от негоже прозвашеся - Вятичи».

«Повесть временных лет» не единственный письменный источник, где сообщается, о славянах – вятичах. В середине IX столетия на Оке  побывали восточные путешественники и оставили драгоценные сведения о Земле вятичей. Они рассказали, что на реке Оке в центре страны находился главный город  вятичей Хордаб, до сих пор не открытый археологами. Кроме того он описывает путь посуху в район нашего Заочья, по которому шли из дальних стран купеческие караваны. Начинался этот древний путь в приазовских степях и заканчивался на Оке в районе нынешнего города Каширы.

В Кашире и в соседнем селе Баскач найдены клады серебряных арабских монет – дирхемов чеканки 765 – 867 годов. На правом берегу Оки, между реками Беспутной и Осетром было найдено пятнадцать кладов арабских дирхемов – это подтверждает, что здесь заканчивался древний караванный путь из стран Востока в Землю вятичей. Второй путь был водный Волга – Окский и Донской. По рекам купцы везли в приморские страны: воск, мёд, пушнину, а из приморских стран привозили: серебро, восточные ткани, изделия заморских ювелиров.

В те далёкие времена только река служила им дорогой, соединяя между собой разрозненные поселения охотников и добытчиков мёда, пахарей и рыболовов. На высоких берегах стояли их города, укреплённые валами и рвами, огороженные частоколами: настоящие города - с хорошими пристанями и местом для торга. Сюда на узких лодочках-долблёнках спешили жители отдалённых поселений со своим товаром, сюда приплывали торговые ладьи из Киевской Руси и даже корабли заморских купцов.

Вятичи были народом самостоятельным, независимым, верны традициям и свято почитавшие заветы предков.                23 июня, когда солнце дает наибольшую силу растениям, вятичи отмечали праздник Купалы – бога земных плодов. Вятичи верили, что в ночь Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шумом ветвей. Домовой представлялся маленьким старичком, заросшим волосами, ворчливым, но добрым и заботливым.                К вятичам больше всех подходит определение – сам себе на уме, смекалка у них всегда была в почете.

Кстати, выражение не лыком шиты, тоже, вполне, подходит к вятичам: хотя они и носили лапти, но провести их было довольно сложно. Потому и не любили их киевляне, не зная, что они одного рода-племени.
Вятичи уж очень любили прибедняться. Это было доказано археологами, которые отыскали на земле вятичей огромное количество кладов. Академик Б.А. Рыбаков пишет: «Клады в земле вятичей составляют почти половину всех кладов на славянских землях». Вот и подумаешь: не здесь ли кроется привычка наших людей копить все на черный день? Язычество у вятичей сохранялось вплоть до XVII столетия. Много сказок и поверий дошло и до нашего времени.


                Продолжение  http://proza.ru/2023/02/21/543


Рецензии
Прочитал очерк с большим интересом! Тема - весьма познавательна.
С уважением,

Олег Ярошенко   17.11.2023 13:48     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.