Лариса Мызина, директор музея ИЗО

Сначала она мечтала стать артисткой. Со школьных лет ходила в драмкружок и собиралась поступать в театральный институт. Но судьба распорядилась иначе и привела её на филологический факультет Уральского государственного университета.

А, может быть, её судьба явилась к ней в образе необыкновенного мужчины, который назвался Геннадием Мызиным – студентом журфака, в которого она влюбилась и за которого вышла замуж, ещё являясь студенткой?

После окончания УрГУ мужа распределили в редакцию кемеровской областной молодёжной газеты. Вместе с ним она оказалась в столице Кузбасса. И сходу устроилась младшим научным сотрудником в Кемеровскую областную картинную галерею…

         ***

А родилась Лариса 14 ноября 1951 год в небольшом городе Часов Яр Донецкой области. Городок известен тем, что его огнеупорные заводы с середины XIX века снабжали огнеупорным кирпичом металлургические предприятия юга России. Но Ларису с детства больше привлекали гуманитарные науки и дисциплины. В интервью одному из кузбасских СМИ она припоминает:

– Все мы в детстве слышим от взрослых один и тот же вопрос: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» В 1950-е все девочки мечтали стать врачами и учителями, а мальчики – лётчиками. Я всегда твердо знала, кем буду, и отвечала: «Я буду артисткой». Поэтому с детства посещала драматический кружок и в школе, и Дворце культуры. Всегда играла характерные роли; знала, что поступать буду только на актёрский факультет во ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии).

После удачного спектакля ей предложили поступить в Свердловское театральное училище: «Но будучи максималисткой, я сразу же отвергла данное предложение. Пойди я тогда учиться в театральное, жизнь сложилась бы, наверное, совсем по другому сценарию...»

В школьные годы Лариса была отличницей и активисткой. И, обучаясь в старших классах, она всё ещё лелеяла свою мечту. А передумала буквально за несколько дней.

Случилось так, что в выпускном – десятом – классе у неё произошел конфликт с одной из учительниц, после которого педагог бросила фразу: «Она никуда не поступит…»

«Меня насторожили эти слова, – признавалась Лариса Ивановна. – А во ВГИКе в то время конкурс был сто человек на место! И, конечно же, я могла провалиться. Но не поступить, значит, доказать тем, кто в тебе сомневается, что ты липовая отличница и что ты не по праву все годы в школе считалась лидером».

И она приняла решение продолжить своё образование в УрГУ. Среднюю школу Лариса окончила в 1969-м. Этим же летом поступила на филфак Уральского государственного университета: «Я решила поехать в Свердловск (ныне Екатеринбург) и подать документы на филологический факультет. Сдала все вступительные экзамены на 4 и 5. Поступила. И только потом поняла, что вытащила счастливый билет…»

Благословенное студенческое время Лариса Ивановна всегда вспоминала с удовольствием. Одно плохо: оно пролетает очень быстро! Лекции и семинары, читальный зал библиотеки, где надо готовиться к предстоящим занятиям, факультетские мероприятия, в которых она принимает активное участие. В свободные вечера вместе с подругами посещала лекции по изобразительному искусству на искусствоведческом отделении. Но это было скорее для расширения кругозора.

В Свердловске она нашла и свою любовь. Геннадий учился на соседнем факультете – факультете журналистики. Симпатичный, подающий надежды молодой человек пришёлся ей по сердцу. Они сыграли студенческую свадьбу. А потом у них родилась дочь. После окончания УрГУ Геннадия Леонидовича Мызина распределили в Кемерово.

В 1974 году и Лариса окончила университет. И, как выяснилось позже, дальнейший её жизненный путь уже был «прописан» в Книге судеб.

– Я собиралась связать свою жизнь со Свердловском, – рассказывала Лариса Мызина, – и как филолог реализовать себя в одном из научно-исследовательских институтов. Но мужа (а он хороший журналист) пригласили на работу в кемеровскую газету «Комсомолец Кузбасса». Следом за ним, с маленькой дочерью, поехала и я…

Уже через неделю после приезда в столицу Кузбасса – а случилось это в 1975 году – она устроилась на работу в Кемеровскую областную картинную галерею на должность младшего научного сотрудника. Работать было очень интересно. Она как бы снова училась: постигала культуру Кузбасса, на конкретных примерах изучала тонкости изобразительного искусства, знакомилась с основами музейного дела: «Я водила многочисленные экскурсии, читала лекции по изобразительному искусству, знакомилась с художниками Кузбасса, писала о них статьи в газеты, изучала коллекцию музея…»

К работе она подходила творчески, была активным сотрудником, не оставляла равнодушными коллег своим отношением к делу. И руководство её заметило и отметило. Через некоторое время её перевели в методисты, затем она становится заведующим отделом пропаганды музея. Новая должность окрылила Ларису Ивановну. Она с интересом знакомится с историей своего учреждения.   

          ***

Кемеровская картинная галерея открылась в столице Кузбасса в 1969 году на правах отдела Кемеровского областного краеведческого музея. Через три года – в 1972-м – это учреждение культуры стало самостоятельной организацией – Кемеровской областной картинной галереей.

История кемеровской галереи начиналась в 1960–1970-е годы, когда в политике государства особое внимание уделялось повышению культурного уровня индустриальных регионов. Таким был и Кузбасс – угольный край, не имевший глубоких традиций профессионального искусства. Инициатором создания картинной галереи выступил Иосиф Лазаревич Курочкин, в тот период – начальник Управления культуры Кемеровского облисполкома.

Помещение, которое первоначально занимала картинная галерея, располагалось в жилом доме в центре Кемерова – на проспекте Советский, 51.

Специалисты отмечают, что начало формирования фонда Кемеровской галереи отличалось от многих других в Сибири. Если художественные музеи таких городов, как Омск, Томск, Красноярск, Иркутск зарождались на базе коллекций, переданных из собраний краеведческих музеев или местных собирателей искусства, то картинная галерея в Кемерове открывалась в буквальном смысле «голыми стенами». Отсутствие «первоначального капитала» предопределило активность собирательской деятельности: начатое с «нуля», «собирательство» картин стало первостепенным делом, поскольку основой любого музея, как известно, является именно коллекция.

Эксперты считают, что для музея, основанного во второй половине ХХ века в угольном крае, отдаленном от центра страны, «собирать искусство» было нелегко, к тому же, лучшее давно принадлежит собраниям крупнейших музеев. Тем не менее, эта работа многие годы шла полным ходом. В собирательской деятельности кемеровского музея сразу же наметились такие приоритетные направления, как «столичное», «региональное», «местное».

Если описывать это коротко, то «столичное» направление представляет искусство Москвы и Санкт-Петербурга – главных художественных центров страны, задающих тон в развитии отечественного искусства.

«Региональное» направление включает искусство Сибири. Охватывает творчество художников, проживающих на территории Западной и Восточной Сибири: в Омской, Новосибирской, Томской, Иркутской областях, Алтайском и Красноярском краях, Республиках Тыва и Бурятия.

Наконец, «местное» направление представляет искусство родного края – Кемеровской области.

Когда Лариса Ивановна пришла на работу в областную картинную галерею, коллекции здесь только складывались.  Среди начинавших сложный процесс формирования коллекций изобразительных искусств называют таких научных сотрудников учреждения, как   В. П. Дурнева, О. С. Красова, Т. Г. Анисимова, Г. М. Большакова, Л. С. Аникина, М. А. Давыденко. 

Л. И. Мызина тоже активно включилась в непростой процесс собирательства. Особенно заметным её вклад становится тогда, когда её назначают главным хранителем становящегося «на ноги», расправляющего крылья молодого учреждения культуры.

Должность была очень ответственной, делилась воспоминаниями Лариса Ивановна. Особенно трудным был период «переезда» картинной галереи в новое здание – то, в котором он находится и сегодня на Советском проспекте, 48.

Напомню, что 16 сентября 1985 года было принято решение № 382 Кемеровского областного Совета народных депутатов «О передаче с баланса на баланс здания управления вневедомственной охраны при управлении внутренних дел облисполкома». В этот дом и решили переселить Кемеровскую областную картинной галерею.

История этого здания заслуживает отдельного повествования. Но всё же коротко скажу, проектировалось и строилось оно в центре Кемерова в середине 1940-х годов совсем для других нужд: для Управления отдела исправительно-трудовых колоний Народного комиссариата внутренних дел (ОИТК НКВД) по Кемеровской области. Спроектировал его архитектор Т. С. Запашный, о котором сегодня мало что известно.

Кемерово только-только стало столицей нового региона, выделенного из Новосибирской области. Еще не был разработан генеральный план города, не существовало застройки Советского проспекта, Весенней улицы и площади Советов, и здание возводилось вдоль только намечавшейся будущей магистрали.

И. В. Захарова, доцент кафедры строительных конструкций, водоснабжения и водоотведения Кузбасского государственного технического университета в статье об истории здания пишет: «Известно, что трехэтажное кирпичное здание проектировалось со всеми видами благоустройства и имело строительный объём 7938 куб. метров и полезную площадь 1400 кв. метров».

В начале 1946 года объект сдали в эксплуатацию. После ликвидации ГУЛАГа в здании долгое время размещалось Управление вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел Кемеровского облисполкома. После передачи картинной галереи дом реконструировали с учетом нового назначения.

Он получил три обычных этажа и один цокольный. Общая площадь увеличилась до 2537 квадратных метров. Под выставочные пространства отвели более 1100 квадратных метров, под фондохранилища отдали более 300 квадратных метров. Служебные помещения, коридоры и холлы, не считая лестничных маршей, в целом имеют площадь около 600 квадратных метров…

         ***

Так что, когда Ларису Ивановну в 1990 году назначили директором Кемеровской областной картинной галереей, она знала все «закоулки» своего большого хозяйства, его проблемы и успехи, направления деятельности.

«Я не родилась директором, – подчёркивала она. – Прежде чем стать им, прошла все ступени роста. Поэтому работу в музее знаю изнутри. Я много училась и стажировалась в ведущих музеях России и мира. Дважды – в музеях Америки и, конечно, в Государственном Эрмитаже, Русском музее, Государственном историческом музее в Москве. Много времени проводила в запасниках министерства культуры СССР и РФ, отбирая экспонаты для нашей коллекции».

Уже в 1991 году картинная галерея получила новый статус – была переименована в Кемеровский областной музей изобразительных искусств.  В этом была немалая заслуга нового директора. И вообще: более 30 лет руководства таким крупным, сложным учреждением, – это вам не шутки! Можно сказать, Мызина росла вместе с музеем. Умело вела свой коллектив через «непогоду» сложностей и проблем, которых за десятилетия возникало немало.

Коллеги отмечают, что благодаря её пониманию современных процессов, и грамотной расстановке приоритетов в своей работе, Кемеровский областной музей изобразительных искусств гармонично развивался в различных сферах деятельности.

Самым, пожалуй, главным направлением она считала пополнение фондов. Она старалась приобретать картины и другие предметы везде, где только возможно. Художники Кузбасса и многих сибирских регионов хорошо знали её ведущую линию. Наверное, нет в Кемерове и округе мастера, который бы не передал в музей свои произведения – и за плату, и в качестве благотворительности.

Но этого мало. Музей вёл постоянный поиск произведений и далеко за пределами региона. На вопрос журналистов: как сегодня пополняется коллекция музея? – она отвечает:

– Сейчас в фондах музея изобразительных искусств хранится свыше семи тысяч произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Коллекция пополняется каждый год. Наш музей – музей отечественного искусства XX и XXI веков. И всегда есть приоритеты в приобретении тех или иных произведений искусства. Работа по комплектованию фондов не останавливается ни на один день. Но приобретать произведения искусства становится всё труднее. Растет число коллекционеров и аукционных домов, покупать предметы искусства стало модно, престижно…

По своей структуре в собрании Музея изобразительных искусств Кузбасса складываются два основных раздела – изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Отдельную часть образуют тематические и персональные коллекции – так сказать, «коллекции в коллекции».

А в условиях недофинансирования остро встал вопрос дополнительного привлечения средств в бюджет музея. В этой ситуации, считала Лариса Ивановна, пришло время усиленно работать с меценатами и коллекционерами, чтобы с их помощью пополнять общие музейные собрания. И она активно начала заниматься сбором пожертвований, менеджментом, маркетингом. Именно этому научил её и зарубежный, и российский опыт успешных учреждений. Ведь даже Государственному Эрмитажу с его колоссальным бюджетом средств всё равно не хватает.

– Жизнь в XXI веке показала, – делится она, – что деньги должны уметь зарабатывать все, и учреждения культуры в том числе. И не только уметь зарабатывать, надо умело распоряжаться средствами. Вкладывая дополнительные доходы в модернизацию музея, нельзя забывать и о людях, которые в нашем учреждении работают. Чтобы у них был стимул, надо часть привлечённых дополнительных средств направлять на различные социальные выплаты.

В разных странах есть примеры, когда представители тех или иных слоев населения посещают музей бесплатно, а государство возмещает музею эти расходы. Мызиной тоже предлагают пойти по этому пути. Только она считает: «Это замечательный пример, но мы пока не можем этого себе позволить. У нас пока плохо развит институт волонтерства, люди не привыкли бескорыстно и бесплатно помогать музею реализовывать творческие замыслы, и нам есть над чем работать».

К сожалению, в России меценаты и спонсоры ещё не стоят в очереди, чтобы пожертвовать средства музею на развитие, на пополнение коллекции, на модернизацию фондов и оборудования. Сегодня это один из самых важных вопросов в музейном деле. «Но кажется, дело тронулось с мертвой точки, – надеется Лариса Ивановна. – Наш председатель центрального совета Ассоциации музейных работников регионов России Владимир Ильич Толстой стал советником по культуре у Президента России. И в этом мы все видим доброе предзнаменование…»

           ***

Она полагает, надо делать всё, чтобы посетители шли в кемеровский музей. Ведь едут же туристы в Париж или Петербург, чтобы непременно посмотреть Лувр или Эрмитаж. А почему не престижно пойти в музей в родном городе, изучить его коллекцию, посмотреть своих художников? Этот вопрос не даёт ей покоя: «Значит, нужно создавать и реализовывать необычные проекты, удивлять и учиться привлекать посетителя», – вот в чём выход по Мызиной.

В этих условиях особое внимание она уделяла выставочной политике. Всё новые и новые выставки – вот чем можно завлечь посетителей! И добивается, чтобы ежегодно в музее проводилось от тридцати до пятидесяти выставок – экспозиций живописи и предметов искусства из собственных фондов, а также из фондов других музеев России, стран СНГ, частных галерей, являющихся сокровищами не только региональной, но и российской, и мировой культуры.

Что нужно привезти в Кемерово, чтобы зритель пришёл в музей? «Мы не раз привозили Эрмитаж и Третьяковку, – вспоминала она. –Организовывали выставки икон из собрания Ярославского художественного музея, привозили выставки музея Истории религии Санкт-Петербурга и многих других замечательных музеев России. Открыли потрясающую выставку народного художника Зураба Константиновича Церетели. Однако, когда мы готовили этот проект, я думала, что будет огромная очередь, ведь Зураб Константинович показал не только скульптуру, но и живопись, шелкографию, и потрясающие эмали. А посетитель не очень спешит в музей…»

Тем не менее, масштабные выставочные проекты – особый «конёк» Ларисы Ивановны. Для примера назову лишь несколько крупных и интересных. Экспозиция одной картины В. И. Сурикова «Посещение царевны женского монастыря» из собрания Государственной Третьяковской Галереи (2003), «Частная жизнь в искусстве Западной Европы ХVII-ХIХ веков» из собрания Государственного Эрмитажа (2004), «Шедевры Третьяковской галереи» (2005), «Православная Россия события и образы» (2008), «Ярославская икона XVII-ХVIII веков» (2009), Илья Глазунов «Поле Куликово» (2011), «Продолжая традиции собирательства «Искусство Дальнего Востока» (2012), выставка из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева «О тебе радуется» (2013). Принимала Мызина активное участие и в подготовке выставок «Даёшь Кузбасс!» и «Строим Кузбасс, строим страну», приуроченных к 300-летию открытия угля в Кузбассе (2021).

Не зря же Кемеровский музей плодотворно сотрудничает с десятками музеев России, в том числе с такими крупнейшими музеями страны, как Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственная Третьяковская галерея, Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова (Московская область), со многими другими в том числе, региональными, музеями.

К организации одной из интересных выставок в Кемеровском музее изобразительных искусств приложил руку и я. Помог случай. В мае 2003 года я в качестве делегата от кузбасской областной организации Союза журналистов участвовал в VII съезде журналистов России, который проходил в Москве. В составе нашей делегации был редактор газеты «Кузбасс» Валерий Михайлович Гужвенко. Он-то и познакомил меня со своим другом, бывшим кемеровчанином Валерием Ивановичем Никифоровым, директором московского «Фотоцентра» российского Союза журналистов.

Во время дружеского обеда в фотоцентре на Гоголевском бульваре, 8, мы и договорились организовать в Кемерове уникальную фотовыставку с названием «Мастера отечественной фотографии «Карл Булла и сыновья». В. И. Никифоров увлёк меня этой идеей. А я, в свою очередь, договорился с Ларисой Ивановной, что её музей предоставит свои площади для экспонатов – уникальных чёрно-белых фотографий, сделанных великим мастером в конце XIX – начале XX веков.

Карл Карлович Булла; – русско-немецкий портретист и мастер документальной фотографии, отец российского фоторепортажа, владелец фотоателье в Санкт-Петербурге, снимал «везде и всюду»: на торжественных раутах с участием знатных особ и членов царской фамилии, на улицах Петербурга, в ясной Поляне и репинских «Пенатах», в рабочих столовых, на рынках, спортивных состязаниях, в собственном ателье, где считали для себя престижным сфотографироваться самые известные люди России – писатели и артисты, ученые и государственные деятели, среди которых были Л. Толстой, М. Горький Ф. Шаляпин, И. Репин, В. Стасов и другие.

Не стану описывать трудности поиска финансов, проблемы организации этой выставки. Они все так или иначе были решены. Выставка открылась в кемеровском музее в мае 2004 года и имела определённый успех…

Кстати, именно новые экономические реалии подтолкнули Ларису Мызину к тому, чтобы получить второе высшее образование. Она поступила и успешно окончила ФГУП «Интерстудио» – Санкт-Петербургский институт инновационных программ повышения квалификации и переподготовки работников культуры. «Здесь ведущие специалисты России, Англии, США и Франции учили нас зарабатывать деньги, находить новых партнеров, искать выход в, казалось бы, безвыходных ситуациях», – подчёркивает она.

             ***

Ещё одна из больших проблем подобных музеев – экспонаты, хранящиеся в запасниках. У кемеровского музея – их тысячи, отмечала Лариса Ивановна. Нередко они попадают сюда в ненадлежащем виде. Да и сохранять их в подвалах – дело сложное. А время часто работает на разрушение красок, которыми создана картина, ей требуется реставрация, что тоже требует средств и немалых.

– Музей – это комплекс проблем, в том числе финансовых и хозяйственных. Однако главная функция музея – комплектование, изучение и хранение музейных предметов, – говорила Лариса Ивановна.

Опыт других музеев подсказал директору, как можно справиться с этой проблемой. В 2010 году Лариса Ивановна стала автором проекта «Усынови картину», что позволило привлечь к реставрации произведений искусства дополнительные средства благотворителей.

Она обратилась к предпринимателям и бизнесменам Кузбасса, к руководителям предприятий и чиновникам разного уровня с предложением: возьмите шефство над любой нуждающейся в уходе картиной, найдите или пожертвуйте деньги на её обновление. И её инициатива нашла отклик: в ходе акции удалось отреставрировать десятки произведений живописи и иконописи.

А директору не сидится спокойно в своём кабинете. Она часто бывает у коллег в других регионах, изучает их опыт, старается привлечь в своё учреждение всё то передовое, что используется в музейном мире. Так, особое внимание Мызина уделяет развитию новых информационных технологий. Музей имеет своё web-представительство в интернете (комплекс веб-сайтов, электронных документов, интернет-инструментов, профилей социальных сетей и других интернет ресурсов), активно сотрудничает с крупными информационными интернет-порталами, специализирующимися на продвижении тематики по искусству.

Активно развиваются и продвигаются нетрадиционные для музея формы работы. Например, начинается работа с пенитенциарными учреждениями Кемеровской области в рамках проектов «Свобода, которую я выбираю» и «Это сладкое слово – Свобода». За деятельность в этом направлении кемеровский музей отмечен специальной Почётной грамотой Правительства России.

Мызина терпеливо добивается того, чтобы в музей приходили зрители разных поколений. И если старшее поколение всегда углубленно смотрит любые музейные экспозиции, то молодёжь в последние годы знает кемеровский музей по акциям, среди которых бесспорным лидером является музейная ночь, впрочем, молодые выделяют и так называемые культурные среды.

Все годы под её руководством коллектив по возможности воссоздаст и углубляет полную картину художественного развития культуры Кузбасса, тесно работает с местными авторами, классифицирует исторические этапы и основные тенденции этого развития, выделяет творческие поколения и яркие имена.

Данное направление, отмечают эксперты, формируется по «краеведческому» принципу: отражает историю искусства Кузбасса с исчерпывающей полнотой, с творчеством художников всех поколений, начиная с первого, которое тесно связано с появлением нашего региона на карте страны в военные 1940-е.

«Региональное» и «местное» направления работы кемеровского учреждения признаны специфическими, придающими собранию музея свое лицо, выделяя кемеровский музей из ряда других, даже сибирских. Ларисе Ивановне в этом деле активно помогают такие специалисты, как В. М. Непомнящая, М. В. Петрова, Е. Г. Вагина, М. Ю. Чертогова и другие работники коллектива. Так общими усилиями, от этапа к этапу, собирается сегодняшняя уникальная коллекция, слагается история Музея, который теперь знают коллеги практически во всех регионах России.

               ***

Более 45 лет работала Лариса Ивановна Мызина в Кемеровском музее изобразительный искусств, из них более 30 лет – директором учреждения. Её опыт был серьёзно востребован в стране: она была членом координационного совета «Союза музеев России», входила в состав Международного национального комитета музеев (ИКОМ). В 2003 году коллеги избрали ей в президиум ИКОМ России. А 2005 году она избрана членом Совета экспертов Российского комитета Международного Совета музеев. В рамках работы этих организаций Л.И. Мызина активно занималась такими вопросами, как выставочная деятельность, финансирование музеев и привлечение внебюджетных средств, работала по программе «Антитеррор и музей». Особое внимание уделяла привлечению в организацию ИКОМ новых членов, и в первую очередь, конечно, из музеев Сибири.

Её вклад в развитие своего учреждения и музейного дела России просто неоценим. Тем не менее хочу отметить, что за большой вклад в развитие музейного дела в 2010 году Ларисе Ивановне присвоено звание заслуженного работника культуры Российской Федерации. Она награждена нагрудным знаком Министерства культуры России «За достижения в культуре». Удостоена многих других федеральных и ведомственных наград.

Ей также присвоены звания почётного гражданина Кемеровской области, почётного работника культуры Кузбасса, Лауреата премии Кузбасса. Её труд отмечен знаком «Золотой знак «Кузбасс», медалями «За заслуги перед Кузбассом» III степени, «За служение Кузбассу», «За веру и добро».

К сожалению, 25 июля 2021 года в результате тяжёлой непродолжительной болезни Ларисы Ивановны с нами не стало…

Пройдя все ступени профессионального становления – от научного сотрудника до директора музея – Лариса Ивановна всегда была в первых рядах тех, кто всю свою жизнь посвятил развитию музейного дела, сохранению и популяризации богатейшего наследия России, вовлечению кузбассовцев в прекрасный мир культуры. За это она пользовалась большим уважением в профессиональной музейной среде, являлась примером и настоящим авторитетом для многих музейных работников России…

– Не каждый человек может себе сознаться, что он не знает, как прийти в художественный музей, как переступить его порог, – всегда искренне сокрушалась Лариса Ивановна. – И надо сделать всё, чтобы изобразительное искусство перестало быть для зрителей чем-то элитарным, – мечтала она с открытым сердцем…


Рецензии