Старый знакомый

Трудно вспомнить, зачем в тот день меня послали к родственнице, которая жила в рабочем посёлке. Надо было сесть на электричку и проехать с полчаса в полупустом вагоне, так как время было послеобеденное, и в сторону Москвы поток пассажиров сильно ослабел.

Я училась в восьмом классе, была зима, ехать совершенно не хотелось, тем более, что возвращаться предполагалось в сумерках, спотыкаясь по гололёду.

Поезд тронулся, в окно глядела зимняя скука, покрытая грязным снегом, под деревянной скамьёй тарахтела вагонная печка, слабо подогревая мой худосочный зад в ватном пальто.

Вдруг осторожно, будто крадучись, напротив стал усаживаться мужчина с кожаным портфелем, похожий на школьного учителя. Я уловила тихое позвякивание в его сумке, где могли лежать книги или тетради. Это были металлические звуки, что показалось мне немного странным, но я тут же забыла о своих мимолётных ощущениях.

Попутчик внимательно посмотрел на меня сверху вниз, он просто придавил взглядом мою фигуру к сиденью, и мне стало очень неуютно. Однако я калач тёртый, меня бабушка воспитывала, а потому, не поддавшись страху, я подняла голову и сама рассмотрела дядьку во всех деталях.

На нём было коричневое пальто с меховым воротником, чёрные ботинки, чёрные перчатки и кроличья шапка-ушанка, а лицо под ней… Странное это было лицо. Мужчина улыбался какой-то неестественной улыбкой, то ли жалкой, то ли просящей, но глаза смотрели жёстко, они словно проникали мне под кожу.

Я уже было собралась пересесть на другое место или вовсе перейти в следующий вагон, но мужчина неожиданно заговорил:

- Вы меня боитесь? Не бойтесь. Вы красивая девушка, и я просто на Вас засмотрелся. Наверное, Вы отличница, скоро закончите школу. Я прав?

Бабушка постоянно внушала мне, что разговаривать с посторонними нельзя, и я промолчала. Но сосед продолжал:
- Не удивляйтесь тому, что я сейчас скажу, - я бы на Вас женился, честное слово!
Это было уже слишком. Какой-то взрослый мужик, наверное, ровесник моей матери, городит полный бред, нет, он не школьный учитель, тогда кто?

Какое счастье, что электричка подъехала к нужной станции, я почти выбежала на платформу и быстрым шагом, не оглядываясь, поспешила прочь.

В обратный путь я пустилась, когда свет на небе начал угасать, как я и предполагала. Платформа впереди виделась почти пустой, поэтому я сразу заметила своего неприятного попутчика, - он ходил взад-вперёд, размахивая портфелем в такт движению. Он явно меня поджидал.

Я посмотрела по сторонам и увидела пожилую женщину с сумками, спешащую на электричку.
- Извините, пожалуйста, давайте помогу, - обратилась я к ней, протягивая руку к одной из сумок, но она с опаской и удивлением отодвинулась. Тогда я торопливо объяснила главную причину своего обращения, указав на нелепого преследователя, блуждавшего по платформе.
- Конечно, деточка, пойдём вместе, бери меня под руку. Не бойся, я тебя не брошу!

Мужчина с портфелем разочарованно уехал в сторону Москвы…

Прошло много лет, и я увидела портрет странного незнакомца в газете. У меня самой уже были дети, но я испытала невыразимый ужас, вспомнив глаза этого человека, обращённые на меня. Ещё я вспомнила металлический звук, идущий из учительского портфеля, и поняла, что именно там звенело.

Андрей Чикатило, судя по фото, с тех пор не так уж сильно постарел.


Рецензии
Здравствуйте, Наталья!

Написано очень хорошим литературным языком и столь образно, что невольно представляешь себя на месте Вашей героини ( то есть, Вас).
Без лишних слов, обычно вызывающих нагнетание чувства страха или, тем более, ужаса. Но именно вот такое изложение и вызывает у читателя соответствующие чувства и, прежде всего, чувство переживания за Вашу героиню.

На мой взгляд, в небольшой прозе большое значение имеет то, кАк автор пишет завершение сюжета.У Вас и здесь очень хорошо!

***
Прошло много лет, и я увидела портрет странного незнакомца в газете. У меня самой уже были дети, но я испытала невыразимый ужас, вспомнив глаза этого человека, обращённые на меня. Ещё я вспомнила металлический звук, идущий из учительского портфеля, и поняла, что именно там звенело.
Андрей Чикатило, судя по фото, с тех пор не так уж сильно постарел.
***

Спасибо за хорошую прозу!
С уважением. А.Д.

Александра Зарубина 1   23.02.2023 06:34     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александра! Огромное Вам спасибо за настоящую рецензию, которые крайне редко встречаются на литсайтах. В основном, это либо короткие, практически ничего не значащие фразы, либо попытки научить пишущего собственному оголтелому "мастерству", воздвигшему несколько полок макулатуры.

Начну с начала. Стихи я пишу с тех пор, как себя помню, а прозу... Я всегда её боялась. Роман "Война и мир", как школьный эталон славистики, был читаем мною через страницу, хотелось сути. Где-то в восемнадцать лет я стала, как теперь говорят, литературным рабом, но не писала самостоятельных произведений, а подрабатывала редактурой чужих текстов, в основном, это были воспоминания фронтовиков. Вот где было налито поровну фанаберии и бреда. Человеку свойственно восхвалять собственные подвиги, не считаясь с впечатлением читателя.

На работе мне доверяли писать технические тексты, так как наша секретарша была не слишком грамотна. Какое-то время я набивала руку, редактируя профессуру от гуманитарных наук, филологов с их кармическими бреднями и учебники для семинариЙ. Тогда же я поняла, что даже хорошо образованным людям свойственно делать ошибки и в этом нет особого греха, просто их мысли летят впереди паровоза. С поэзией дела обстоят гораздо хуже. Количество редко переходит в качество. Мне-то было забавно придавать некультяпистым стишкам человеческий вид, а люди в мэтры выходили. :)
Но я отошла от темы.

Мои университеты далеко не закончены. Я знаю, что несовершенна, можно писать лучше. Когда меня пытались засадить в каталажку, я не страшилась, а думала, чему посвящу свободное время. :) Да-да, модный Паоло Коэльо писал в тюрьме, а я чем хуже? Но Бог судил иначе. И вот, исписав, как говорят мои злопыхатели, "тонны стихов", я вытащила с диска свои рассказы многолетней давности, отредактировала их, а дальше пошло-поехало само, тем более, что жизнь постоянно подсовывала мне сюжеты, оседающие в моей, теперь уже седой, голове.

Наверное, я всё-таки пишу, скорее, для себя, чем для читателя, и у меня есть прекрасная возможность: все свои произведения я прочитываю вслух, а муж терпеливо слушает. Он является первым оценщиком моих стихов, щей и пирогов, а теперь уже и прозы, за что ему низкий поклон, а Вам, Александра, моя сердечная благодарность.

С уважением, Наталья Т.

Наталья Тимофеева 007   23.02.2023 10:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.