Масленичные гуляния

Итак, на чём мы остановились? Ах, да на Четверге – Разгуляе: начале Широкой Масленицы.

Какими же гуляниями ознаменовывалось на Руси начало Разгуляя? В деревнях утро четверга начиналось с катания со снежных горок. Парни катали озорно визжащих девушек на качелях и каруселях, также устраивались веселые катания на лошадях, в санях. Молодые люди играли в снежки. И всё это сопровождалось шумными пирами, веселыми хороводами и удалыми песнями.

Эй, гуляй, гуляй село,
Да пока не рассвело.
Разгуляй народ честной
Дружной отмечай гурьбой!
Чтоб на улице мороз
Ощущался не всерьёз.*

Катание на салазках (корежках) было и любимым занятием детворы. И не только на Масленицу. Взрослые сооружали для детей из струганых досок специальные кореги (корежки). Для лучшего скольжения днище импровизированных санок обливали водой. На морозце в таких салазках лететь с горы было особенно весело и жутко.

Покатились сани с горки,
Крепче уцепись, Егорка!
И Катюня, и Машуня –
Федя, Ванечка, Петюня:
Вся держись, малышня.
Эх, не подведи меня!

- кричали визжащей мелюзге старшие братья и сёстры, отправляя их в полёт с ледяной горки. Опасности перевернуться и упасть с таких салазок не было практически никакой. Совсем же малыши таскали подобные кореги, только поменьше, с посаженой туда самодельной куколкой из соломы и разноцветных тряпочек за собой на веревочке. Такие кореги именовалась «козлом».

А забавой для холостой или недавно поженившейся молодежи были, так называемые слеги, на которых следовало скатываться с горы стоя – парами, держась друг за друга. Длинные, как следует обтесанные жердины клали поочерёдно на гору, облепляли снегом и поливали водой, превращая дно в ледянку. Всю масленую неделю молодёжь каталась на слегах, визжа и падая, крича и хохоча. С прибаутками и припевками. Устоявшей на ногах паре предрекалась долгая и благополучная супружеская жизнь.

Также одной из любимых традиционных потех молодых был штурм ледяной крепости. Парни строили городок из льда и снега с воротами, сажали внутрь «стражу», и… шли на них в атаку. Влезали на стены, пытались пробиться к воротам. «Осаждённая» стража оборонялась, как и чем могла. В ход пускались снежки, мётлы, а порой и нагайки… Эта забава сохранилась и до наших дней под названием «Царь горы».

Ещё в четверг любили проводить кулачные бои «стенка на стенку», где молодые парни показывали свою удаль и стать, красуясь перед девушками и невестами. Бывало, что в боях соревновались две деревни или села, а то и больше.

Три деревни, два села –
Где позёмка намела –
На кулачные бои
В чисто поле – снежну волю
Выходи!

Смысл этих игрищ, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.

В этот день дети и молодёжь ходили по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки. Их, как и на Святки, радушные хозяйки угощали лакомствами и передавали поклоны родителям и родственникам.

Хорошие хозяйки не забывали и своих незримых помощников: мылись или выставлялись новые мисочки для домовых, в них наливалось парное молочко, сверху клался блинчик, приговариваясь:

Ой, хозяин ты мой,
Добрый, славный Домовой!
Угощеньем не гнушайся,
Блинчиками угощайся!
И на следующий пусть год
К нам удача в дом войдёт!

Таким образом мудрая хозяйка умасливала и своего домового, чтобы он берёг семейный уют и помогал ей вести хозяйство и дальше. Ведь считалось, что домовые, не только хранители семейного очага – они и при скотинке первые помощники.


Пятница — Тещины вечерки.

В этот день уже зять приглашал на блины тёщу. Она приходила с ответным визитом, захватив всех своих родственников и подруг, которых удавалось заманить обещанием весёлой пирушки. Естественно, в пятницу блины уже пекла супруга зятя – дочка. Зять же должен был продемонстрировать доброе расположение к тёще и всей её дружне-родне.

Ой, тёща моя,
Чем тебя уважить?
Поднесу тебе блинок
С добренькою бражкой!

- начинал задабривать хозяин мать своей жены.

Ай, милый зятёк,
Не пужайся меня,
Я хоть баба боевая –
Да теперь ты мне родня!

- бойко подхватывала главная гостья.

Такие семейные посиделки укрепляли отношения между родственниками, а общее веселье сулило скорый приход долгожданной весны и тепла.


Суббота — Золовкины посиделки.

На пятый день народных гуляний невестка приглашала в дом на блины родственников мужа. Если какие из золовок – мужниных сестёр – были ещё не замужем, хозяйка приглашала и своих незамужних подруг на общие посиделки. Если все сёстры мужа были замужем – супруга звала свою замужнюю родню. По старинному обычаю молодая хозяюшка должна была приготовить подарки и одарить ими каждую сестру мужа. Не отсюда ли родом поговорка: «Всем сестрам по серьгам»?

Всем сестрам по серьгам,
Ну, а мне колечко
Приготовь муженёк –
Я ж твоё сердечко!

Таким образом проверялась одновременно и щедрость супруги к родственникам мужа, и достаток молодой семьи.


Воскресенье — Проводы Масленицы. Прощеное воскресенье.

Завершают масленичную неделю проводы Масленицы на Прощеное воскресенье. В этот день после принятия христианства на селе у родных и дальних, близких и не очень родственников и просто знакомых просили прощения за все причинённые за год неприятности и обиды реальные и мнимые. И слышали в ответ:

Бог простит и я прощаю,
И меня прошу простить!
Обещаю-обещаю
Быть добрее, чище быть!

На Прощёное воскресенье наши предки ходили и в церковь просить у местного священника отпущения всех грехов, и на кладбище и поминать усопших родственников.

Эта традиция также вошла в быт с принятием на Руси православия.
Как ни удивительно… после этой очищающей совесть «процедуры» на душе у сельчан становилось ещё веселей и легче, и всей гурьбой народ валил на центральную площадь или главную улицу села жечь чучело Масленицы.

Но об этом действе, пожалуй, чуть позднее…

__________
Все использованные в статье стихи авторск.


Рецензии