Капсула времени

Слева направо: 1. послание предыдущего поколения; 2. Вскрытие послания поколению 2017 года; 3. афиша фильма 1937 года «Богатая невеста».

«Существует множество фактов, позволяющих утверждать, что будущее всего общества или конкретного человека находится в зависимости не только от настоящего, но и от прошлого. Кроме того, «современная наука накопила огромное количество фактов, доказывающих, что жизнь человека во многом зависит не только от его прошлого, но и от будущего, от так называемого опережающего отражения. Доказано, что на основе опыта, накопленного организмом или всем биологическим видом, формируются определённые «метки», «константы», инварианты которые словно настроены на определённый результат. <…> Таким образом, они как бы перекидывают мост от прошлого и будущего…» – пишет в своей публикации «Капсула времени» – инструмент сбережения исторической памяти и трассировки будущего» доктор исторических наук, профессор кафедры социологии и управления МАДИ Терновая Л.О.

При этом Людмила Олеговна утверждает, что «создание этого моста следует рассматривать как воздействие на состояние, мысли и чувства и действия людей в будущем, закономерно влияя на возможное сопротивление на вторжение из прошлого неудобных фактов и теорий. Примеры переписывания истории в угоду текущей политике известны во все времена». При этом прошлым можно манипулировать, представляя его привлекательным, идеальным и духовным, отвергая всё, что противоречит этому. Однако такой подход – закономерно искривляет будущее до противоположности идеальным представлениям.
 
В 1967 году в честь 50-летия «Великой Октябрьской революции» в СССР в разных местах страны, под руководством властных структур и с позволения КПСС, закладывались «капсулы» с посланиями к потомкам (Фото 2). Многие послания начинались с обращения: «Комсомольцы 2017 года!» – со 100-процентной уверенностью, что комсомол будет всегда! Никто и подумать не мог, что в 1991 году организация, насчитывающая более 42 миллионов человек, исчезнет, словно её и не было.

Находясь под влиянием марксистско-ленинской идеологии люди писали, идеализируя как прошлое, так и будущее: «Мы завидуем вам, нашим потомкам, потому что вы живете в прекрасном для вас будущем, имя которому – Коммунизм, и мы завидуем им, далеким первопроходцам новой жизни, потому что они жили в не менее прекрасном для нас прошлом». Неправильное представление о «прекрасном» прошлом порождало искаженное представление о «прекрасном» будущем. Между тем реальность, неважно от чего она зависела (на эту тему множество споров), с объективной неизбежностью была настроена на определённый результат, который мы и получили в результате искажения реальности, той самой неправильно осознанной непрерывной совокупности прошлого и будущего.

Меня всегда возмущало, где были в 1991 году 16, 5 миллионов коммунистов, позволивших развалить нашу большую страну? Где были убежденные настоящие коммунисты, воспитанные Сталиным, безропотно принявшие Хрущева и его сторонников? По каким углам они прятались? Где были все рыдающие у гроба вождя, давящие друг друга, чтобы проститься с «Отцом народов», где они были, когда сносили памятники Иосифу Виссарионовичу по всей стране? Где были «настоящие коммунисты, последователи Сталина», передовой отряд народа, когда расстреливали голодающих рабочих в Новочеркасске в 1962 году? Или сначала надо было накормить тех, кто был наверху? А ведь нас учили, Советская власть создавалась в интересах простых рабочих и крестьян.

Возможно прошлое было не такое светлое и прекрасное, как его пытались представить в сталинское время? Необычный экспонат представил на выставке, посвященной 80-летию города Тосно, местный краеведческий музей. Когда разбирали старый дом в районе железной дороги, рабочие обратили внимание на одну из досок пола. Она содержала очередное послание из прошлого, из того самого времени «когда жить стало лучше, жить стало веселее».

Надпись гласит (в оригинальной орфографии): «Этот дом строился в 1937 году в мае месяце. Плотники строители работали за бесценок, за 8 часов работы получали по 6 руб. на один только хлеб. Плотники год рождения 1897. Колхозники бежавшие из колхоза. Власть была Советская. Собственности не было. Писано 1 августа 1937».

Это «неудобный документ» из прошлого, написанный теми самыми рабочими и крестьянами, ради которых двадцать лет назад в 1917 году захватили власть коммунисты. Обратите внимание, эта запись сделана простыми работягами («плотники-строители, работающие за бесценок, 1897 г. рождения»), пережившими в сознательном возрасте революцию, Гражданскую войну, НЭП, кооперативное движение на селе, раскулачивание. Замете, они не из раскулаченных, а из бедноты или середняков, вступивших в колхоз и познавших впоследствии его прелести и дармовой труд («колхозники, бежавшие из колхоза»). Их нельзя заподозрить, что плотники, работающие за гроши – лодыри. И наконец их вывод в конце, видимо, как полное разочарование: «Власть была Советская. Собственности не было».

Не напрасно крестьянский фольклор переделал аббревиатуру ВКП(б) (Всесоюзная Коммунистическая Партия (большевиков) во Второе Крепостное Право (большевиков). Крестьяне на селе не имели права иметь собственного хозяйства. За работу в колхозах получали не деньги, а «трудодни», которые записывались в книжки колхозника. По итогам работы в обмен на трудодни можно было получить продовольственные и другие товары. Из перечня граждан СССР, которым выдавался паспорт, колхозники были исключены. В 1939 году из 100 миллионов человек взрослого населения СССР паспортов по этой причине не имели свыше 60 миллионов.
 
В классическом понимании раб (в нашем случае колхозник того времени) имел ограничение в правах, не имел собственности, все результаты труда раба (колхозника) принадлежали его хозяину (колхозу, государству), дети раба (колхозника) также становились рабами (колхозниками). И пусть части колхозников и их детям удавалось перейти в рабочие, их жизнь, как свидетельствует приведённое послание из прошлого, за редким исключением, существенно не улучшалось.
 
Другое послание из прошлого фильм Ивана Александровича Пырьева того же 1937 года – «Богатая невеста» (см.фото 3). Сюжет фильма банальный: а уборке урожая в одном из украинских колхозов работают комсомольцы тракторист Павло и колхозница Маринка, которые любят друг друга, а счетовод Ковынько, с усиками как у Гитлера, давно вздыхая по Маринке, строит им всевозможные козни.

Простоватый сюжет разукрашен прекрасными песнями композитора Исаак Осипович Дунаевский (полное имя Ицхак-Бер бен Бецалель-Йосеф Дунаевский) и замечательного поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача: «Кони стальные» и «Марш женских бригад». В песнях подсознательно внедряются мысли о замечательной колхозной жизни, труде и защите СССР от разного рода врагов: «Мы с чудесным конем / Все поля обойдем, / Соберем и посеем и вспашем, / Наша поступь тверда, / Никому, никогда / Не гулять по республикам нашим! <…>» Ну-ка враг ты нас лучше не трогай, / Не волнуйся у наших ворот! / А не то станет грозный и строгий / Наш хозяин – Советский народ!»

Фильм создан по штампам голливудских «фабрик грез», воплощающих на экране людские мечты и желания с расчётом на широкие массы, с убеждением, что реальность именно такая есть или будет в ближайшее время, и грёзы обязательно осуществятся. Безусловно, это форма манипуляций народом, действительность бедной жизни которого, абсолютно не совпадала с экранизированной. Помните слова известного манипулятора массами В.И. Ленина: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк».
 
Возможно, плотники из Тосно (см. фото 1), бывшие колхозники, смотрели фильм «Богатая невеста». Однако, судя по тому посланию, отправленному нам, не поверили советским деятелем искусств, циркачам по Ленину, политработникам и сталинским стипендиатам: Пырьеву, Дунаевскому и Лебедеву-Кумачу. И оказались правы, их настоящее, даже приукрашенное в фильме, не совпало с будущим последних лет Советской власти. А нас уверяли в 90-е годы, что «пипл  всё схавает».


Рецензии