Красный Луч. Приезд Якуба. 1966

   Этот 1966 год был богат новостями. Я была с Томой в Красном Луче, жили мы у Екатерины Григорьевны на Чкалова, 98. Помню, как я постирала белье, повесила сушить во дворе и сказала Екатерине Григорьевне, что мы с Томой пойдём в кино. По всей вероятности это было в сентябре, потому что Тома была со мной, а Гуля и Славик у мамы в Степной.
   Что произошло в п. Степное? А то, чего никто не ожидал. Приехал Якуб! Никто его не звал, не ждал и не хотел видеть. А он захотел нас увидеть... На что он рассчитывал? По рассказам Славика и Гули дело было так. Гуля, бабушка (моя мама)и Славик были в доме, как тут у калитки появился мужчина, соседская овчарка Волга залаяла, бабушка глянула в окно и ахнула и воскликнула:"Гуля, твой папка приехал!" Гуля глянула в окно и увидела за калиткой фигуру отца, его плосковатое,но бледное лицо всё в веснушках, всматривалось во двор и дом, он ждал когда откроют калитку, либо кто-то выйдет к нему. Гуля не раз слышала мои с мамой разговоры о том, что делать если приедет Якуб, папка. Девочки решили, что они сразу спрячутся под кровать или убегут к соседке тёте Жене. Увидев папку, Гуля сразу кинулась под кровать и там тихо сидела, слышала, как бабушка завела Якуба в дом, шел какой-то разговор. И наконец он спросил о Гуле и бабушка не выдержала, со сконфуженной улыбкой она позвала Гулю из-под кровати, вылезай, мол, папка гостинцы привёз. Гуля сильно удивилась, и рассердилась, ведь договаривались, а потом вышла на кухню, где Якуб открыл чемодан и в нем рылся. Гуля ждала гостинца, а он продолжал рыться, рыться, и так ничего оттуда не достал, что было большим разочарованием для неё. Тут откуда ни возьмись в дверь кухни вошла молодая соседка Женя, за солью якобы, но она заранее знала, чо дети захотят от папки спрятаться, и в этот момент, воспользовавшиь случаем, Гуля показала Якубу язык, накинула платок, схватила тётю Женю за руку и вместе с ней ушла к ней домой.
   Славик сказал отцу, что Тома с мамой в Красном Луче живут. Якуб поросил его показать ему, где они живут. Славик сказал, что надо в г. Петровское сесть на автобус до Красного Луча,  а там он доведёт до дома. Славик заметил у отца в кармане рубашки солидную пачку денег.
   Они пошли в Петровское, это 3 километра, и сели на автобус, но Славик сел на другое место, ближе к выходу. Доехав до Красного Луча, Славик выпрыгнул первым, и, надеясь первым зайти в дом, чтобы предупредить, что Якуб идёт следом за ним, он быстро пошел и сказал Екатерине Григорьевне, что папка сейчас зайдёт, он приехал. Екатерина Григорьевна обьяснила ему, что мы ушли в кино.
   Вскоре после этого мы вернулись из кинотеатра и Екатерина Григорьевна рассказала следующее:" Как только Славик сообщил, что Якуб приехал и сейчас зайдёт, у меня от стаха, скорей всего от неожиданности, затряслись и руки, и ноги. Я как раз готовилась мыть пол. Я стояла, как буд–то приклеенная к полу и не знала что сказать, тем более не знала, что делать. Дверь раскрылась, и на пороге я увидела Якуба, по фото я его таким и представляла. Он сказал "Здравствуйте", я ответила тем же. –"А где Галя и Тамара?" "А у меня Галя и Тамара не живут". –отозвалась я. "Ну да? А Славик к ним меня привёз".– удивился Якуб. "Ну-у-у, они жили у меня, но недавно уехали."– стала я врать Якубу, растерявшись окончательно. "А это чье белье висит? Не Галино и не Томино?"– спросил Якуб, открыв дверь и показав рукой на белье. "Нет, нет, это не ихнее белье. Это моей внучки. И если что, я могу и милицию позвать!"– продолжала я врать. Он скрипнул зубами и вышел. Я не знаю, где он сейчас. Если бы вы видели, Галина Александровна, в каком состоянии я была, я старалась показать себя, что я баба-гром, что никого не боюсь, но не знаю, как получилось на ваш взгляд, и правильно ли я поступила. Вот результат моего нервного состояния, посмотрите, половая тряпка лежит на столе около тарелок, а полотенце для посуды  лежит в половом ведре."– сморщила нос Екатерина Григорьевна, готовая то ли заплакать, то ли рассмеяться.
   Я глянула на стол и увидела половую тряпку между двумя тарелками, а в половом ведре– полотенце. Я расхохоталась громко и от души, потому что я всё поняла и была уверена, что Якуб не вернётся.
   Я обняла Екатеринну Григорьевну и на цыпочках подпрыгнула, чтобы достать до щеки и поцеловать её.  Она тоже заразительно смеялась, видя, что я довольна её защитой и враньём. Я то знала, что Якуб ни одному слову её не поверил, он уверен был, что я с Томочкой здесь живу, потому что прямо на виду, у самого крыльца висело моё Чимкентское платье, которое за два года ничуть не изменилось.
   Хотя Екатерина Григорьевна думала, что Якуб поверил ей, но, на следующий день я получила от Якуба письмо, написанное им на Краснолучской автостанции, на наш адрес Чкалова , 98 (он прочитал на доме с улицы) и она поняла, что Якуб ей не верил. Он укорял меня в письме:"Спряталась вместе с Тамарой, не хотела меня видеть и себя показать, ну , ладно, не буду тебе мешать жить, как ты хочешь. Я вылетаю, можешь радоваться..." и т. п.
   Мы снова смеялись, что избавились от такого тяжелого человека, навсегда, и я не ошиблась. Вот так в последний раз его увидели Гулечка,Славик и мама. Мы с Томой его не видели и никто об этом не жалел. Славик несколько раз повторял:" Мама, у него в нагрудном кармане было много денег." "Да, это Якуб хотел тебя соблазнить деньгами, да случай не представился. Я уверена, что у него денег было в обрез на билет на самолет, иначе он остался бы на другой день, чтобы нас увидеть."


Рецензии