Формула жизни
Эти слова с самого своего детства Лиза слышала от бабушки. Наверное, с самого рождения. Так ей казалось сейчас. Во всяком случае, первые её воспоминания относятся к совсем маленькому возрасту.
Она с бабушкой была на детской площадке. Там она «открыла» свою пекарню: песочные куличи, торты и пироги красовались на квадрате ровного песка. Изделия были разных форм и размеров, в некоторые из них девочка вставила одуванчик для украшения. Она была очень увлечена этим занятием, но мимо пробегали взрослые мальчишки и ногами растоптали старания Лизы и других детишек. «Пекарня» у Лизы и многие другие «предприятия» её друзей по интересам потерпели крах. Девочка побежала к бабушке, которая сидела неподалёку на лавочке и разговаривала с другими женщинами.
- Бабушка! Они все мои тортики сломали! - Плача от обиды и несправедливости, пожаловалась она.
- Подумаешь, сломали! Не надо плакать! Посмотри вон на ту маленькую девочку, - бабушка указала на малышку, которая играла чуть подальше.
Лиза повернула голову в указанном направлении, а бабушка продолжила.
- Она младше тебя. И не плачет.
Лиза всхлипнула.
- Если тебе плохо, посмотри по сторонам: всегда есть кто-то, кому хуже тебя. Этой маленькой девочке тоже сломали её фигурки, а она, не жалуясь, принялась сразу их восстанавливать. Иди, помоги ей. Вместе вы быстро всё восстановите и сделаете ещё лучше.
И Лиза, вытерев слёзы, отправилась к девочке, которая с прежним упорством переворачивала ведёрки с песком в надежде на непременную удачу.
Потом в детском саду Лиза подружилась с мальчиком Толей. С ним никто не дружил, потому что он всегда ходил в одном и том же свитере, не очень опрятном, и у него всегда бежали сопли. Дети смеялись над ним. Лиза не смеялась, ей было жалко Толю. Однажды Лизе не досталась её любимая кукла. От обиды она хотела было снова заплакать, но, повернувшись, увидела одинокого Толю:
- Давай с тобой дружить! - Предложила она сходу.
- Давай! Радостно согласился мальчик.
А через пару дней дома Лиза взахлёб рассказывала маме, что Толя пел ей песенку, которая ей ужасно понравилась. Он больше никому не пел, а только ей. А на следующий день выдала:
«У меня была собачка. Под названьем Кукарачка.» А потом случилась «неудачка» - заболела Кукарачка, потом была «операчка», а в итоге «сдохла Кукарачка».
- Какой ужас! Лиза! Что ты поёшь? Откуда ты взяла эту дурацкую песню?
- Это меня Толя научил, - гордо заявила дочь.
- Зачем ты вообще с ним дружишь?
- Потому что с ним никто не дружит! - Безапелляционно заявила Лиза. - А мне его жалко!
- Господи! Лиза! Тебе больше дружить не с кем?
- А ещё я ему свои коржики на полднике отдаю.
- Почему? - Мамины глаза округлились.
- Потому что он их любит, - резонно ответила дочка.
- А ты не любишь?
- Люблю! А ещё у него папы нет.
- Понятно, - сникла мама. Аргументы закончились.
Сейчас, спустя годы, другие подробности в голове у Лизы больше не сохранились. Память как будто выхватывала из прошлого отдельные куски по запросу. Сейчас она вспоминала бабушку, маму молодую, себя маленькую. Всплывали разные истории из разных периодов её жизни.
Например, в школе Лизе нужно было носить очки. Ребята в классе над ней смеялись и дразнили «Баба Маня». Девочке было очень обидно. Отпор она дать не могла, поэтому не сопротивлялась. Но при каждом удобном случае срывала с носа очки. Это мешало ей самой, так как доска без очков как будто растворялась в тумане, буквы были видны не чётко. Но насмешки за спиной были куда страшнее невыполненного задания. Но дети жестоки по сути своей. Издёвкам не было конца и на переменах, когда очки уже совершено уверенно прятались на дно портфеля. Лиза не огрызалась в ответ одноклассникам. Она молчала. А, значит, не сдавалась. Этого её мучители простить ей не могли.
Однажды зимой после школы несколько одноклассников даже гнали её домой после уроков, кидая в спину снежные шарики.
Лиза прибежала домой и принялась рыдать. Родителей не было дома. От этого одиночество ещё прочнее держало её маленькое сердечко. Ей хотелось пожаловаться, она искала защиты. Она даже о старшем брате ненароком подумала: «Вот, был бы у меня старший брат! Он бы непременно меня защитил!» Поплакав, вдоволь отдавшись своей обиде, девочка поняла, что старшего брата у неё не будет никогда, как не крути. Потом она успокоилась и обратила внимание, что двор настолько завалило снегом, что, вернувшись домой с работы, родители даже не смогут заехать во двор. Папе придётся ещё долго очищать засыпанный двор, чтобы завезти машину во двор. Лиза оделась, взяла в пристройке лопату и принялась очищать въезд во двор от снега. Занятие было в принципе бесполезное: снег валил с такой силой, что обернувшись назад, Лиза находила очищенные дорожки почти в прежнем состоянии. Но с невероятным упорством продолжала она свою трудотерапию. И через некоторое время обида отпустила её. Родители приехали домой и были приятно удивлены, что дочь помогла им. От всеобщей радости и похвал Лиза совсем успокоилась и не хотела омрачать и без того короткий вечер своими жалобами.
Но однажды Лизе всё-таки очень хотелось, чтобы её пожалели, она пожаловалась маме, что её обижают в классе, и попросила сходить папу или маму к учительнице. Мама отрезала:
- Нет, дорогая моя! Сама разбирайся. Учись находить выход сама. У тебя ещё столько в жизни всего будет!
Закрывшись в комнате, Лиза вспомнила бабушку. Интересно, пожалела бы она её сейчас или опять посоветовала найти кого-то, кому плохо. В голову ничего не приходило. Но…. Кто ищет…
На следующий день в школе Лиза увидела мальчика в раздевалке. Он учился в начальной школе, во втором классе, и боялся идти в класс. Ребята смеялись над ним, потому что уши у него торчали лопухами. А дома он боялся об этом сказать. Он был таким маленьким и жалким, что Лиза, не долго думая, взяла мальчика за руку пошла с ним в класс.
- Не бойся! Я теперь твоя сестра, понял? Ты чуть что, сразу ко мне приходи, договорились?
Мальчик ничего не ответил, всхлипнул и, не сопротивляясь, шёл за своей названной сестрой.
Лиза довела мальчика Вову до своего места и представилась всем его сестрой. После уроков она зашла за Вовой и вместе вышла с ним из школы, чтобы дети видели, что он теперь не один. Так Лиза взяла шефство над мальчиком Вовой. А ещё через несколько недель, когда учительница Вовина заметила, что Лиза часто приходит к ним в класс, обратилась к ней:
- Как тебя зовут?
- Я — Лиза. Вову вашего обижают одноклассники, - заявила девочка, не дожидаясь дальнейших вопросов.
- Лиза, а в каком классе ты учишься?
- В шестом.
- Я, знаешь, хочу тебе предложить взять шефство над всем классом, не только над Вовой- хитро улыбнувшись, предложила Варвара Николаевна.
- Это как? - не поняла девочка.
- Это значит, ты будешь приходить к нам в класс после уроков, скажем, два раза в неделю. Будешь помогать ребятам с домашним заданием, играть с ними в какие-нибудь игры, готовить их к контрольным работам, рассказывать им что-нибудь интересное или читать с ними интересные книжки.
- Нет, я не смогу, - Лиза покачала головой.
- У тебя получится! Я наблюдаю за тобой последнее время. Лиза — ты лидер, понимаешь? А лидер должен вести за собой. Ребята в классе хорошие, они тебе понравятся! - Учительница не отступалась.
Долго думала Лиза прежде, чем решиться на такое ответственное задание. Но потом подумала, что ребят этих она и так каждый день видит. Они, в принципе, нормальные. И однажды согласилась. Два раза в неделю она ходила к ним в класс. Сначала, понятное дело, они присматривались к ней, проверяли. Но очень быстро подружились. А потом стали вместе готовиться к конкурсам, проводили КВН, разучивали стихи и сценки к праздникам. Удивительно, но, занимаясь этим, Лиза лучше стала и сама заниматься. Ей было необходимо подавать хороший пример малышам. И её одноклассники тоже стали к ней как-то по-другому относиться. А потом она привела к своим младшим товарищам несколько своих одноклассников, которые тоже захотели «повозиться с малышнёй». А потом в школе это стало традицией — старшеклассники брали обязательное шефство над младшими классами, потом соревновались друг с другом, что подстёгивало тех и других и помогало учёбе. Главное, эта деятельность дала Лизе толчок к самосовершенствованию. В свободное время она была занята чтением книг, подготовкой интеллектуальных мероприятий. Она много читала, учила наизусть. А ещё, что очень важно, она обрела много друзей! Многие из её младших товарищей на всю жизнь останутся её друзьями.
Этот жизненный принцип - помогать другому - и сыграл решающую роль в выборе профессии. Лиза пошла учится на психолога. Для этого ей нужно было уехать в другой город, далеко от родителей. Она жила в общежитии. Житьё там не самое сладкое. Две соседки по комнате об учёбе не думали. То веселились, то выпивали с друзьями. Иногда приводили в гости совсем уж оторванных персонажей. Лизе было иногда даже страшно находиться с такими соседками и их приятелями, но деваться было некуда — комнат свободных в общежитии не было. А куда идти посередине учебного года? Родителям она, понятное дело, пожаловаться не могла. Не принято это было у них в семье. Да, и какой смысл? Всё равно самой разбираться придётся.
Однажды, сидя на кухне, Лиза учила. Впереди была сессия. В комнате заниматься было невозможно — девчонки привели своих друзей и шумели. Но на кухню зашли какие-то незнакомые девочки — заочницы. Они приехали сдавать сессию и обратились к Лизе за помощью по нескольким предметам. Лиза, конечно, помогла. А потом и написала им пару курсовых работ. А девчонки заплатили ей за её работу. Так Лиза стала понемногу подрабатывать. Она стала писать курсовые и дипломные работы заочникам. На заработанные деньги она смогла снять отдельную комнату в семейном общежитии. Снова, помогая кому-то, она помогла себе. Это она сейчас понимала. Тогда всё получилось как-то само собой.
А когда Лиза писала дипломную работу, ей не хватало материалов. Она переживала очень. Но, как-то помогая преподавателю проверять работы первокурсников, узнала о возможности поработать в школе. Иногда была возможность заменять учителей.
- Там ты и практики наберёшься, и, может, для дипломной работы что-то почерпнёшь, - предложил преподаватель.
Так и получилось. Работа с учениками дала Лизе видимые преимущества. Дипломная работа получилась хорошей. Руководитель её был доволен. Да и Лиза поняла, что работа с ребятишками — это её! Ей нравится вникать в их проблемы, которые взрослым часто таковыми не кажутся. И дети доверяли ей! Лиза воспринимала их серьёзно, выслушивала, давала советы. А, главное, вовлекала их всех в какую — нибудь работу. Всегда находилась парочка пожилых людей, неуспевающих одноклассников, больных деток, которым помощь была не лишней. Лиза радовалась каждый раз, когда видела, как её подопечные находили себя, выбирались из разных передряг, приводили с собой своих друзей и обзаводились новыми.
Лиза была очень общительным человеком. Сейчас, думая об этом, она удивлялась: всегда была застенчивой и трусливой, боялась заговорить с незнакомым человеком. От знакомого-то не знаешь, чего ожидать. У неё в классе была только одна подружка — настоящая, верная, самая — самая, на все времена. Но так получилось, так складывалось по жизни, что Лизу окружало много людей, которые непременно становились её друзьями. И вот, дожив до тридцати лет, она понимала, что друзей у неё полно! На самом деле, она — богатый человек! Общение радовало её. И с коллегами на работе всё складывалось хорошо. Но вот любимого человека так и не было. И не то, чтобы она никого не могла полюбить. Она периодически влюблялась, конечно, но не было рядом человека, который бы соответствовал её представлениям о Нём!
Это февральское морозное утро встретило Лизу не очень приветливо. Колкий ветер обжигал лицо. Как всегда по средам она торопилась в хоспис. Среда была самым тяжёлым днём недели. Этот один день работы с безнадёжно — больными людьми, с людьми, стоящими на пороге вечности, забирал у неё много сил. Она, конечно, в силу профессии научилась абстрагироваться , чтобы не впускать в сердце каждый отдельный случай. Это получилось не сразу, поначалу ей самой требовалась помощь её коллег, но она смогла.
Сейчас она ехала и вспоминала. Самым первым её клиентом была пожилая Ксения Константиновна — музыкант. Лиза познакомилась с ней за пару месяцев до того, как она умерла. Общение это было тяжёлым и лёгким одновременно. Обе понимали неизбежность предстоящего. (У Лизы тогда ещё не было опыта потери людей, кроме бабушки. Но когда бабушка умерла, Лиза была ещё маленькой, помнила всё не очень отчётливо.) Ксения Константиновна была очень интересным человеком. С упоением рассказывала о своей жизни, о жизни композиторов и жизни — отдельной — их произведений. Лиза наслаждалась, слушала Ксению Константиновну и невольно улыбалась: от неё исходил какой-то свет. Лиза не могла толком понять, что с ней происходило в моменты этого общения, но сама наполнялась этим бескорыстным светом. Ей казалось, что жизнь имеет несколько уровней. Мы живём на каком-то одном, а сколько уровней сокрыто от нас, не знаем. Иногда самому или с помощью таких людей, как Ксения Константиновна, удаётся проникнуть или заглянуть в щелочку на какой-то другой, неведомый доселе уровень. Это открытие застаёт врасплох. Наверное, к нему и нельзя подготовиться. Но это состояние — открытие нового для себя, себя самого, в себе — волшебное состояние! Оно пугает и манит одновременно. С одной стороны, это очень интересно и увлекательно, с другой же, нет совершенно никакого опыта, как с этим новым знанием жить, куда его применить, и как вместить всё это новое в себя?
Таким открытием для Лизы было это короткое по времени, но очень глубокое по содержанию знакомство с её первой клиенткой. Как-то, зайдя в комнату к ней, Лиза каким-то неведанным чувством поняла, что это — конец. Она посидела у кровати умирающей, очень сдерживалась, чтобы не разрыдаться. После долгого молчания только спросила:
- Ксения Константиновна, что я могу для Вас сделать?
- Хочу послушать «Юпитер», - слабым голосом ответила женщина.
- Юпитер? - Лиза не знала, о чём идёт речь. Она сначала растерялась, но потом к ней пришло решение. Она достала свой смартфон, набрала в поисковике заветное слово и поняла, что речь идёт о симфонии Моцарта с названием «Юпитер».
- Вы хотите послушать симфонию Моцарта? - Не совсем уверенно спросила психолог.
Ксения Константиновна только кивнула в ответ. Лиза включила мелодию, положила телефон рядом со своей собеседницей. Когда зазвучала музыка, ком подкатил к горлу Лизы. Она не могла сдерживать слёз и вышла из комнаты. Ей понадобилось много времени, чтобы справиться со своими чувствами. Когда она вернулась в комнату, спустя сорок минут, увидела Ксению Константиновну с улыбкой на лице. Лиза поняла, что клиентка её умерла. Она выключила свой телефон и позвала персонал.
После этого случая Лиза начала слушать Моцарта, вообще классику. Она открыла для себя мир, доселе её неизвестный. Она стала ходить на концерты классической музыки. Ксения Константиновна приобщила её к искусству вообще. И Лиза с благодарностью окунулась в эту бесконечность и не представляла себе другой жизни.
Много всяких случаев прошло через сердце Лизы — психолога. Как изменилось при этом, как обогатилось от этого сердце Лизы — человека. Бабушка была права, тысячу раз права! Только помогая другому, ты помогаешь себе сам. Она очень любила свою профессию. Она дарила ей бесконечные открытия: миры, души и судьбы других людей.
Сегодня, например, ей предстоит встреча с дедушкой Мишей. У него очень сильный сахарный диабет. Он вернётся после процедур по чистке почек бессильным и слабым, как всегда. Лиза везёт ему маленький кусочек горького шоколада. Он давно о нём мечтает, но врачи не разрешают ему есть сладкое. «Но 10-15 граммов большой погоды не сделают», - подумала Лиза. А этому человеку, у которого нет уже обеих ног, доставят немного радости. Наверное, потом ей влетит.
Лизе иногда попадало от Валерия Николаевича — врача хосписа. Лиза его очень уважала. Он был старше её лет на десять, но выглядел старше и мудрее своего возраста. Он был не женат. Дни и ночи он пропадал на работе. Лизе нравилось общаться с ним. У них было много общего. Даже если общение их не касалось работы, это всё равно было очень интересно. Валерий Николаевич тоже очень любил бардовскую песню, часто цитировал любимые Лизины строчки. В области культуры и литературы он был тоже достаточно компетентен. А, главное, что отметила Лиза, его слова никогда не шли в разрез с делом. А основным кредо его жизни было - помогать людям. Вот тут они с Лизой могли бы посоревноваться.
В хосписе Лиза работала только по средам, остальные дни недели распределялись на бюро и детскую онкологическую клинику. Но, надо признаться, среду она ждала с нетерпением. Работа в хосписе была не самой лёгкой и эмоционально затратной, но общение с Валерием Николаевичем было прекрасной компенсацией для её растревоженной души.
Едва Лиза вошла в здание хосписа, навстречу ей шёл Валерий Николаевич.
- Здравствуйте, Лиза, - поприветствовал он её.
- Доброе утро, Валерий Николаевич, - без особого энтузиазма ответила девушка.
- Что там сегодня на улице происходит? Февраль меня не потерял? - Спросил он, улыбаясь.
Лиза в недоумении посмотрела на собеседника.
- Уже вторая неделя февраля шагает по планете, а мне кажется, я ещё и на улице-то не был, - объяснил он неудавшуюся шутку.
- Вы всё дежурите? И днём, и ночью. Как сейчас принято говорить: двадцать четыре на семь!
- Ну, я-то ладно. К Вам, я смотрю, февраль тоже не совсем благосклонен? Что-то Вы какая-то грустная, - не-то спросил, не-то констатировал врач.
- «Февраль! Достать чернил и плакать»… - Процитировала Лиза классика.
- «Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей», - продолжил стихотворение Валерий Николаевич, - но нам до луж ещё, пожалуй, далеко. Холодно сегодня?
- Да, ветрено и морозно. Неуютно, - заключила девушка.
- Пойду подышу. Заходите потом, кофе попьём, - предложил Валерий Николаевич и вышел.
Лиза не успела ничего ответить. Но, надо признать, это предложение порядком смутило её. Она почувствовала какое-то волнение, но вместе с тем и огромное желание видеть этого человека, общаться с ним, слушать его. Сейчас она вдруг поняла, что мысленно давно уже как будто разговаривает с Валерием Николаевичем. Ей казалось, что иногда она задаёт ему вопросы и сама за него на них отвечает. Странно…
Потом она закрутилась, заработалась и про кофе, конечно, забыла. Уже к вечеру, направляясь к выходу, в дверях она снова столкнулась с врачом.
- Закончили? - Остановившись и открывая перед Лизой дверь, спросил он.
- Да. И Вы, я вижу, тоже? - Скорее из вежливости, чем из интереса спросила Лиза.
- Да. Всё. Домой.
- Ну, тогда до свидания, - попрощалась девушка, повернувшись к нему уже на улице.
- А можно я Вас провожу, - неожиданно спросил Валерий Николаевич.
- Ой, ну, что Вы! Мне далеко! - Отчего-то испугавшись ответила девушка.
- Хорошо. Тогда я Вас довезу. По дороге у нас будет возможность поговорить.
Лиза очень смутилась, представив себе их совместную поездку. Но отчего-то согласилась. По дороге они вели, как обычно, интересную беседу о людях, своих наблюдениях и опыте. А потом Лиза долго не могла заснуть. Она пока ещё не совсем понимала, что с ней происходило, но Валерий Николаевич, его голос, его вопросы даже очень волновали её. Сегодняшний день что-то перевернул в ней.
А потом общение их стало происходить чаще. Оно выходило за рамки служебных. Как-то весной, идя вместе домой после работы через парк, Валерий Николаевич как бы между прочим сказал:
- Вы, знаете, Лиза. Я подумал сейчас, что люблю Вас. Я уже давно думаю об этом, но сейчас как никогда отчётливо это понял.
Лиза остановилась. Она уже давно догадывалась, что чувствует то же самое по отношению к этому мужчине, но вот это признание в любви, такое настоящее и искреннее, обращённое к ней на «вы» очень обескуражило её. Она почувствовала, что сейчас заплачет. Лиза ничего не ответила Валерию Николаевичу, а только смотрела на него широко распахнутыми глазами и сдерживалась, чтобы не разрыдаться.
В этот момент Валерий Николаевич крепко, но очень бережно обнял её.
- Вы нужны мне, Лиза! Никогда не встречал такой девушки. Вы для меня, как воздух, понимаете?
Лиза кивнула, но всё ещё не могла решиться на какой-то ответ. Она столько думала об этом человеке давно, особенно много в последнее время, но сейчас была совершенно растеряна.
- А мы будем с Вами на «ты» переходить? - Прямо и честно глядя ей в глаза, спросил Валерий Николаевич.
- Помните, как у Окуджавы? «Зачем мы перешли на «ты»…
- Я тоже об этом подумал, - ответил мужчина.
Потом он взял руку Лизы и поднёс к своим губам.
- Такой, как Вы, больше нет, - как-то искренне сказал он.
Лиза плакала. Тихо, беззвучно. Слёзы навернулись на глаза неожиданно, и она никак не могла сдержать их.
- Мне никогда ещё никто так не говорил.
- Это хорошо, что никто. Зато теперь, знайте: только я Вам буду это говорить всегда.
- Так неожиданно, - пыталась объяснить свои слёзы Лиза. Со мной такое происходит впервые.
Валерий Николаевич крепко и надёжно взял её за руку:
- Всё, теперь ты не будешь сама. Теперь у тебя есть я!
Лиза почувствовала себя маленькой девочкой. Этот жест любимого мужчины всколыхнул в ней все чувства, с детства загнанные куда-то в глубину души. Она почувствовала, что все её чаяния о старшем брате, о друге, которому можно рассказать всё-всё о себе, которому можно в конце концов поплакаться на судьбу и обиды, сконцентрировались в этом одном человеке, к которому душа так давно вела её. И всё произошло само собой. Всё соединилось в нём одном. Она ощущала себя половиной чего-то целого, настоящего, долгожданного…
По мере близкого знакомства с Валерием, Лиза удивлялась всё больше и больше. Во-первых, она как будто смотрелась в зеркало, настолько одинаковыми были мысли и побуждения её и любимого человека, а, во-вторых, она снова и снова убеждалась в том, что бабушкина формула жизни известна не только ей одной. Валерий, конечно, ничего не знал о том, как Лиза сделала себя. Но его образ жизни, его отношение ко всему вокруг — это образец помощи и альтруизма. Лизе было очень жалко его, теперь такого близкого и родного человека. Ей казалось, что он себя не бережёт, что к его годам пора бы уже обрасти кожей потолще, научиться думать о себе. Но это не про него. У Валерия была пожилая мама, сестра с двумя детьми и мужем — неудачником. У него были обязательства не только перед родными людьми. Он чувствовал себя нужным всем вокруг — коллегам, своим пациентам, друзьям, просто прохожим на улице…
Лиза часто думала о том, что, помогая буквально всем в своём окружении, помогает ли он этим сам себе? Она не была уверена в том, что тут бабушка её была права на сто процентов. Но сама активно включилась в этот кропотливый процесс — помогать всем вокруг, помогая тем самым ему - единственному любимому человеку.
Лиза давно уже поделилась с Валерием своим прошлым — детством, юностью, своими переживаниями и мыслями. Но, казалось, он всё это и так уже давно знал. Казалось, они смотрели на мир одними глазами, чувствовали одним сердцем, думали одним умом.
Теперь, вспоминая себя маленькую, Лиза была благодарна своей бабушке, которая так вовремя и точно определила для неё её жизненный путь; родителям, которые своим неучастием помогли ей выстоять и сделать себя такой, какой она стала сейчас. Такой, какой встретил её и полюбил Валерий — человек, который, как заключительный пазл, собрал и вобрал в себя Лизу, её жизнь, её прошлое в их общую судьбу. Судьбу людей, которые уже давно вышли за скобки бабушкиной формулы, для которых сама эта формула - «помогая, помогаешь себе» - была естественным состоянием, была воздухом и смыслом жизни…
22.01.23 — 21.02.23
Свидетельство о публикации №223022101723