35. Трагедия ингушского народа

                                                
               








ТРАГЕДИЯ ИНГУШСКОГО НАРОДА
Трагедия ингушского народа началась не в феврале 1944 года, а значительно раньше. «С того самого момента, когда в голову «вождя всех народов» пришла идея упразднить ингушскую автономию, лишив её столицы – Владикавказа, который возник на исторических ингушских землях», - так писал к. ист. наук ЧИГУ им. Л.Н.Толстого Г.Ерещенко в статье «Трагедия ингушского народа».
13 октября 1928 года решением бюро Северо=Кавказского крайкома партии по докладу А.А.Андреева город Владикавказ   передавался Северо-Осетинской автономной области. В постановлении указывалось: «Учитывая тот факт, что за период с момента образования национальных областей имеются значительные успехи советского строительства и укрепления советской власти во всех национальных областях, и, что перед ними стоят задачи дальнейшего культурно-политического и хозяйственного развития, считать необходимым присоединение города Владикавказа и Северо-Осетинской национальной области, превратив этот город в административный центр Северо-Осетинской автономной области». (Г.Ерещенко. Трагедия ингушского народа. //Газ. «Ингушское слово». №6. Июнь 1991 г.).
 Под председательством В.Иванова была создана комиссия, в состав которой вошли члены бюро крайкома Баланхин, Евдокимов, Булат, Синицын, Питковский. Им было поручено подготовить доклад по передаче города Владикавказа Северной Осетии в бюро Северо - Кавказского крайкома партии. «Постановление Северо - Кавказского крайкома партии вызвало возражение со стороны секретаря Ингушского обкома партии И.Б.Зязикова и председателя облисполкома А.И.Горчханова, так как оно не учитывало интересы ингушского народа. «Соглашайтесь с своевременностью постановки вопроса о передаче г.Владикавказа одного из двух национальных областей – Ингушской или Осетинской, мы решительно возражаем против решений крайкома передать Владикавказ Северо-Осетинской области. Он был и остаётся хозяйственным и культурным центром Назрановской области». (Г.Ерещенко Трагедия ингушского народа.)
И.Б.Зязиков аргументировал свою позицию, ссылаясь на учреждения, составляющие основу культурной работы в области, ведь именно в городе расположены все промышленные предприятия Ингушетии, с ним же связана строившаяся лесная промышленность, перспективы развития горной промышленности, одна треть товарооборотов, областная больница, индустриальный и педагогический техникум, совпартшкола.
 Секретарь крайкома партии А.А.Андреев дал разрешение И.Б.Зязикову и А.И.Горчханову для проведения внеочередного пленума Ингушского обкома партии для ознакомления его членов партии с решением крайкома партии.
Однако, на второй день В.Ивановым, вторым секретарём крайкома партии, это решение было отменено.
Неоднозначную реакцию вызвали слухи о решении крайкома партии о передаче Владикавказа Осетии. «В Ингушетии они вызвали недовольство и привели к обострению взаимоотношений между ингушами и осетинами. Часть ингушской интеллигенции необоснованно обвинила областное руководство в «близорукости и преступном бездействии в борьбе за город» (   ).
16 октября 1928 года на бюро Ингушского обкома ВКП (б) было заслушано сообщение секретаря обкома партии И.Б.Зязикова «О решении крайкома от 13 октября о городе Владикавказе». (Г.А.Ерещенко)
Позиция, занятая ингушским руководством, была единодушно одобрена. «В принятой резолюции было выражено несогласие с решением крайкома партии, указывалось на то, что передача города Владикавказа Осетии отрывает Ингушскую автономную область от единственного хозяйственного и культурного центра, в котором Ингушетия жизненно нуждается. Постановление указывало на то, что проведение в жизнь этого мероприятия лишит Ингушетию перспективы дальнейшего развития, так как оторвёт ее от единственного хозяйственного и культурного центра».
(  ).
И.Б.Зязиков и А.И.Горчханов решили опротестовать в Оргбюро ЦК ВКП(б) постановление Северо-Кавказского крайкома партии о передаче города Владикавказа Северо-Осетинской автономной области. Ими были подготовлены письма в Оргбюро ЦК ВКП(б) Сталину, Г.К. Орджоникидзе, А.Назаретяну, Ю.Г.Фигатнеру.
Ингушский обком партии настаивал на «приостановление начавшейся работы по пердаче города Владикавказа Северо-Осетинской автономной области».
Председатель облисполкома А.И.Горчханов был направлен в Москву для решения этого вопроса, но ему не удалось выполнить поставленные перед ним задачи. Им была прислана телеграмма с текстом, что ЦК ВКП(б) не знал о планах крайкома о передаче Северо-Осетинской автономной области.
В Москве, по мнению Г.П.Ерещенко, А.И.Горчханова сознательно ввели в заблуждение. Вряд ли Сталин не знал о решении   Северо=Кавказского крайкома. Вернее всего, он сам и подбил крайком к его принятию. Но резкое противовоздействие Ингушетии могло озадачить и временно привело к сокрытию им своей позиции в этом вопросе». (Ерещенко).
17 октября бюро Ингушского обкома предложило облисполкому ускорить подбор необходимого материала для комиссии крайкома партии и направить в ЦК И.Б.Зязикова и Ю.Албогачиева, чтобы ещё раз поставить вопрос о решении крайкома партии.
18 октября на партийных конференциях и собраниях в первичных партийных организациях обсуждались решения крайкома партии и поддержали позицию Ингушского обкома партии по этому вопросу. Солидарность с ними проявили и коммунисты Пригородного и других районов Ингушской области и собрания сельского актива, ссылаясь на нарушение закондательства, подмену крайкомом партии государственных органов власти. Было выдвинуто требование об отмене решения, как ошибочное, не учитывающее историю развития ингушского народа.
Однако, на собрании партийного актива владикавказской городской партийной организации приняли решение о присоединении Владикавказа к Северо-Осетинской автономной области.
«Ввиду возражений большинства партийных организаций Ингушетии против решения крайкома партии, бюро крайкома партии 20 октября заслушало доклад комиссии «О линии поведения Ингушского обкома ВКП(Б). В принятом постановлении крайком партии снял с себя ответственность за сложившуюся социально-политическую остановку и переложил её полностью на Ингушский обком партии. Одновременно он признал право Ингушского обкома партии обращаться с протестом против его решения. Обвинив руководство Ингушской автономной области в антипартийной деятельности и нарушение партийной дисциплины при обсуждении решения крайкома и партийных организациях, крайком вынес выговоры И.Б.Зязикову и А.И.Горчханову по партийной линии – за «срыв претворения в жизнь его решений». Кроме того, было предложено комиссии и ответственным работникам крайкома партии и крайисполкома выехать во Владикавказ: для разъяснительной работы по вопросу о необходимости передачи города Владикавказа Северо-Осетинской овтономной области. Комиссия, изучив обстановку на месте, пришла к выводу, что руководство Ингушской автономной области не изменило своих взглядов на решение проблемы и отрицательно относится к постановлению крайкрома партии» /Ерещенко /.
Ингушский обком партии продолжал требовать об отмене этого договора через Оргбюро ЦК ВКП(б).
31 октября на бюро Ингушского обкома заслушало информацию председателя облисполкома А.И.Горчханова, а также докладные записки И.Б.Зязикова и Дахкильгова, поданые в Оргбюро ЦК ВКП(б) с обоснованием отмены решения крайкома партии. «В зависимости от ответа из Москвы, считать необходимым обратный выезд в Москву».
Поездка в Москву И.Б.Зязикова не принесла положительного результата. «Позиция, занятая Ингушским обкомом, заставила крайком партии искать выход из создавшегося положения. 7 декабря крайком партии предложило комиссии подготовить вопрос об обеспечении Ингушской автономной области в случае присоединения города к Осетии, «приняв в основу или образование специального центра с ассигнованиями соответствующих сумм на эти цели, или выделения части Владикавказа для обслуживания культурно-хозяйственных интересов Ингушетии». (Г.Ерещенко).
Ингушский обком партии, поддержанный партийной органицией и народов, твёрдо стоял на своём. Оргбюро ЦК ВКП(б) пересмотрело решение Северо=Кавказского крайкома, решило пойти другим путём для изгнания ингушей из Владикавказа.
13декабря Оргбюро ЦК ВКП(б) сняло его с повестки дняввиду трудности его практического решения, а также нерешённости   вопроса «О возможности объединения ингушей и чеченцев».
ЦК ВКП(б) поручил крайкому партии и крайисполкому «разработать» вопрос о слиянии Чеченской области ии Ингушской» (Г.Ерещенко).
А уже через неделю бюро крайкома партии по докладу А.А.Андреева, приняло постановление «Согласиться         с решением Оргбюро ЦК ВКП(б).
Фракции крайисполкома было поручено приступить к проработке вопроса о слиянии Чечни и Ингушетии. Через месяц представить отчёт о проделанной работе.
Продолжение следует.
А.М.Мальсагова,
О.А.Мальсагов.


Рецензии