Карл Черни в тени Бетховена

Известно не так много случаев сочетания столь значительности влияния на классическую музыку и такого же глубокой недооценки вклада. Вряд ли в мире найдется пианист, не знакомый с трудами Карла Черни. Но для многих он связан исключительно с трудными, наводящими скуку разнообразными упражнения на клавишных. Но в это же время без Черни техника игры на фортепьяно была бы без них недоступна многим

Сложилось так, что имя Черни стало ассоциироваться лишь с повторением, рутиной, предсказуемостью и самыми механическими определениями музыкального мастерства. Однако именно он создал основы техники обучения, которая позволяет даже студенту со средними способностями или просто любителю играть на фортепьяно.

Массив музыкальных произведений, созданных Карлом Черни специально для упражнений по отработки навыков игры, достояна сравнения с этюдами того же Шопена или Листа. Изначально техническое упражнение для инструмента в реальности представляет себя самостоятельные миниатюры с благородной художественной формой. Эти произведения и требования к их исполнению можно сравнить с правилами написания од и сонетов. Каждое музыкальное упражнение предназначено для постановки определенного навыка в использовании какого-либо аспекта инструмента.

С учетом того, что главная цель это обучение, написание эстетически привлекательного музыкального произведения становится сложной задачей. Сочинение упражнений для любого инструмента, которые были бы одновременно эффективными с точки зрения педагогики, и увлекательными, — это и есть недооценённая заслуга Карла Черни.

Некоторые факты биографии

Карл Черни родился 21 февраля 1791 года. Его отец был сам учителем игры на фортепьяно и смог показать своего сына Бетховену, когда Карлу было 8 лет. Великий композитор был настолько впечатлён юным вундеркиндом, что настоял на том, чтобы учить его. И Черни поддерживал тесную связь до самой смерти Бетховена. Как вспоминал свое впечатление от первых двух симфоний своего Наставника

«Таким образом, очень рано я получил довольно правильное понимание оркестровки; и эта работа доставила мне такое удовольствие, что я также написал партитуры для нескольких симфоний Гайдна и Моцарта, что в любом случае намного более поучительно для студента, чем просто изучение готовых партитур».
Когда Карлу исполнилось 13 лет, великий покровитель Бетховена князь Лихновский нанял его для ежедневной игры произведений Бетховена которые Карл к этому времени уже знал наизусть. И на протяжении последующих 35 лет свое жизни, начиная с 15-ти летнего возраста, он весь день занимался обучением игры на фортепьяно, а каждый вечер сочинял новые произведения. В 51 год он стал настолько известным композитором, что отошел от преподавательской деятельности и посвятил себя только сочинению музыки.

Быть композитором в Вене, в тени Бетховена, в первые десятилетия девятнадцатого века, должно быть, было особенно сложно, потому что Бетховен владел Веной в музыкальном плане в те годы — действительно, в значительной степени он до сих пор владеет. Повлияло еще и чрезвычайная высока работоспособность — черни написал тысячи этюдов, упражнений, вариаций, «попурри» на множество оперных мелодий. И его воспринимали как поставщика утилитарных произведений, а не серьезного композитора.

Невероятная работоспособность Карла Черни

Источник одного из самых больших предубеждений против Черни возникло из-за его поразительной работоспособности как композитора. В студии у Черни было четыре музыкальных стола для работы стоя. На каждом из них лежали незавершенные композиции разных музыкальных жанров. Один стол был посвящен светской хоровой музыке, один — духовной хоровой музыке, один — симфонической музыке, один — упражнениям и так далее. Вероятно, у Черни была привычка работать над одной страницей до конца, а затем переходить к другой, пока чернила высыхали на предыдущей. К тому времени, когда он закончил четвертую, первая была готова к переворачиванию

Современники утверждали, что Черни каждый день переходил от одного произведения к другому, сочиняя таким образом несколько пьес одновременно. Как методист, Карл Черни считал, что профессиональный (!) пианист обязан владеть не менее чем 100 сочинениями различных жанров.

При жизни Черни исполнение и сочинение были неразрывно связаны. Исполнители писали свою музыку’ а композиторы выступали. Но в случае Черни существует так много произведений для самых разных случаев и ансамблей, что количество опубликованных произведений исчисляется сотнями, не говоря уже о множестве рукописей, которые не были опубликованы.

Нужно добавить к этому многочисленные аранжировки Черни чужой музыки, а также множество трактатов по исполнительству и композиции, которые он написал, в том числе его новаторскую работу по исполнению доклассической музыки эпохи барокко. В конце концов, его репутация пострадала из-за его, казалось бы, безграничной энергии и преданности.

Автор: Алексей Александрович Морозов

Интересно? Еще можно почитать

1) «Болезненная с виду, она не была болезненной: хрупкое сложение сочеталось с крепкими мускулами. Но то, что она делала, было бы невозможно даже для самого мускулистого атлета без её сверхъестественной нервной силы. В течение более двадцати лет она, почти не отдыхая, день за днём, неделю за неделей, месяц за месяцем, давала по восемь-девять спектаклей в неделю, сопровождавшихся репетициями».

Этот и еще 65 материалов VIKENT.RU по теме Работоспособность творческой личности

2) Видео: НАСТРОЙ на РАБОТУ у ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ ?

https://youtu.be/WDFozR58mBo

3) Видео: Онлайн-консультация VIKENT.RU № 304 «КРЕАТИВНЫЕ / ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ»

https://youtu.be/DRMHCZfGwCw

Источники
Карл Черни на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/3821/
By Leon Botstein. BEETHOVEN’S PUPIL Carl Czerny: in the shadow of Beethoven Фото:
Carl Czerny, Lithographie von Josef Kriehuber, 1833
Черни знакомит своего ученика Ференца Листа с Бетховеном. Рисунок Рудольфа Липуса (1893-1961).
Карл Черни
#vikent_ru #Черни #великиеличности #великиелюди #творческиелюди #творческиеличности #деньрождения


Рецензии
Уважаемый Алексей Александрович!

Спасибо за интересную статью.
Хотелось бы поместить её в Журнале "Жизнь Международного Фонда ВСМ".
Буду благодарна, если свяжетесь со мной по адресу ilanaarad@gmail.com .

С уважением,
Илана Арад
И/о Учредителя Международного Фонда ВСМ.

Фонд Всм   23.03.2023 07:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.