13. 3 Скрытые качества энергии предметов
«Мы видим огромную разницу, - пишет корреспондент Синнета, - между качествами двух равных количеств энергии, затрачиваемой двумя людьми, из которых один, предположим, идёт на свою обычную, спокойную, ежедневную работу, а другой идёт в полицейский участок сделать донос на своего товарища. Люди науки не видят этой разницы. А мы видим специфическую разницу между энергией дующего ветра и энергией вращающего колеса.
Всякая мысль человека, появляясь, переходит во внутренний мир и становится активным существом, соединяясь и как бы срастаясь с «духом» (elemental) – то есть с одной из полусознательных сил природы».
Эта мысль извлекается человеком из информационного поля вселенной или рождается в самом человеке? В чём проявляется эта активность? Способно ли это возникшее существо оказывать влияние на других людей, воздействуя на их чувства и мысли?
«Если мы оставим пока последнюю часть этого замечания и возьмём только первую, то мы увидим, что, конечно, «человек науки» не признаёт разницы в качестве энергии, затраченной двумя людьми, идущими: один на работу, а другой с доносом. Для науки этой разницы не видно. Наука её не ощущает и не признаёт».
В чём эта разница? В состоянии души человека, в его чувствах и мыслях. Как можно осознать это?
«У нас есть форма познания, которая прекрасно ощущает эту разницу, понимающая и знающая её. И это искусство».
Хочу обратить внимание, что искусство есть форма познания. Какие формы познания ещё есть? Мышление, созерцание и ощущения. Является ли наука формой познания?
«Музыкант, живописец, скульптор прекрасно понимают, что можно идти не одинаково – и даже нельзя идти одинаково. Рабочий и доносчик идут различно».
Лучше всего понимает это … актёр.
Поэт понимает, что мачта корабля, виселица и крест сделаны из разного дерева. Он понимает разницу камня из стены церкви и из стены тюрьмы. Он слышит «голоса камней», понимает речи старинных стен, курганов, развалин, рек, лесов и степей. Он слышит голос безмолвия. Понимает психологическое различие молчания. Понимает, что молчание может быть разное.
И не в чём, на настоящей ступени нашего развития, мы не обладаем таким сильным средством для познания мира причин, как в искусстве. Тайна жизни заключается в том, что ноумен, то есть скрытый смысл и скрытая функция вещи, отражается в её феномене.
Феномен – это отражение ноумена в нашей сфере. Феномен – изображение ноумена. И по феномену можно узнать ноумен. Только здесь ничего не сделают химические реактивы и спектроскоп. Отражение ноумена в феномене может понять и почувствовать только тот тонкий аппарат, который называется душой художника. «Оккультизм» - скрытую сторону жизни, нужно изучать в искусстве.
Художник должен быть ясновидящим, он должен видеть то, чего не видят другие. И он должен быть магом, должен обладать даром заставлять других видеть то, чего они сами не видят, и что видит он».
Относится ли это к писателю?
«Искусство видит больше и дальше, чем мы. Раньше было указано, что мы вообще ничего не видим, только ощупываем, поэтому мы не замечаем тех различий вещей, которые не выражаются физически. Но искусство – это начало зрения. Оно видит гораздо больше того, что видят самые усовершенствованные аппараты. И оно ощупывает безконечные невидимые грани того кристалла, одну из граней которого мы называем человеком.
Истина заключается в том, что земля это сцена драмы, из которой мы видим только отдельные безсвязанные части, и большая часть действующих лиц которой для нас невидима (это говорит теософская писательница Мабель Коллинз)».
Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 108).
Свидетельство о публикации №223022100407