Покорение лесного племени

              Начало повествования http://proza.ru/2023/02/20/483

               ПОКОРЕНИЕ ВЯТИЧЕЙ

 Вятичи сопротивлялись всякому влиянию, угрожавшему их патриархальности, в том числе и влиянию Киевской Руси. Земли вятичей вошли в состав Древнерусского государства гораздо позже, и процесс этот сопровождался упорным сопротивлением лесного народа.

Неоднократные походы великих киевских князей во второй половине Х века и вынудили вятичей платить дань далёкому Киеву, но они постоянно уклонялись от уплаты дани Киевской Руси, стараясь показать свою независимость.

Окончательное покорение лесного племени относится к временам правления Владимира Мономаха. Он владел Черниговским княжеством с 1078 по 1094 г., а первый поход в землю вятичей предшествует даже самому его княжению. Владимир Мономах ставил себе это в особую заслугу. Поход, который предпринял В.Мономах через землю вятичей, был сопряжён с большими затруднениями и опасностями. Между тем, здесь и пролегал кратчайший водный путь из Чернигова в Ростов, а Ростов также был волостью Мономаха, которому хотелось обеспечить себе беспрепятственное движение по этому пути.

Впервые годы своего княжения в Чернигове он предпринял на землю вятичей два зимних похода к Ходоту и сыну его. Ходота был одним из племенных князей - старейшин и его потомки правили в своих владениях до утверждения в стране власти Рюриковичей. Вятичи упорно боролись с Мономахом. Борьба окончилась победой киевского князя, и с этого времени вятичи уже не делали попыток возвратить себе самостоятельность.
                Вятичи, как и другие славянские племена, усердно поклонялись источникам и рекам. Особенно почитались славянами-язычниками родники, посвящённые богу повелителю грома Перуну. Сказания утверждают, что эти источники явились из земных недр после удара молнии, почему они и называются "громовыми", "гремячьими" и "святыми".

С принятием христианства язычество пало, но первобытное миросозерцание, выражавшееся в почитании природы, удержалось в народе. Прежние понятия изменили свою форму, приняв христианский облик, но по существу оставаясь языческими. Заговоры слились с христианскими молитвами, и рядом с воззваниями к силам природы народ призывал ангелов, апостолов и Пречистую Деву. Языческие празднества были приурочены к христианскому календарю. Предания и мифы о древних богах люди перенесли на Спасителя, Богородицу и святых.  Перун уступил своё место Илье-пророку, который до сих пор удерживает за собой атрибуты языческого бога повелителя грома; бога скота Волоса (Велеса) заменили  на св. Власия и св. Георгия;  а имя богини весны Ладу заменили  и стали называть - Дева Мария или  мученица Параскева.
Так возник на Руси по берегам Оки феномен двоеверия, особенно на землях
вятичей.

В нашем крае проповедь христианства была встречена враждебно. Насколько упорно боролись вятичи за свою независимость, настолько же упорно отстаивали они свою языческую веру.
 Мученическая смерть просветителей этой земли преподобного Кукши и его ученика Никона лучше всего свидетельствует о том упорном сопротивлении, какое встретила здесь новая вера со стороны язычества.
                В первой половине  XII века монах Киево-Печерского монастыря преподобный Кукша прибыл в землю вятичей проповедовать христианское учение. Есть основание предполагать, что Кукша отправился туда по приглашению епископа черниговского Феоктиста.
Как свидетельствует Симеон Владимирский, проповедь преподобного Кукши сопровождалась великими чудесами. Он свёл с неба дождь, высушил озеро, изгонял бесов и явил много других чудес. Несомненно, тогда же многие из вятичей уверовали и приняли христианское крещение.
 
Обеспокоенные успехом проповеди защитники язычества напали на заре на преподобного Кукшу. Подвергли самого Кукшу и ученика его Никона жестоким мучениям и предали их лютой смерти.
Память об этом событии живёт и поныне в пределах Калужской епархии, и народное предание даже указывает место, где был убит преподобный Кукша - это берег реки Серены. Возле Серенска (Калужской епархии), села Мещовского уезда, где некогда простирался дремучий Серенский лес.

Христианское движение среди вятичей после смерти преподобного Кукши,  медленно, но продолжало распространяться.  На месте, где некогда были языческие святилища, возникали первые христианские храмы. Однако, как показало время, полностью искоренить из народной памяти древнейшую веру славян оказалось невозможно.

Культурный пласт наших далёких предков, несомненно, не был забыт последующими поколениями и наложил свой отпечаток на духовную жизнь современного населения Тульского края.
Даже уроки преподобного Кукши не были забыты среди народа до конца Х1Х века.

 
            Продолжение  http://proza.ru/2019/11/22/692
                http://proza.ru/2023/02/26/1398               
               


Рецензии
Ваша статья, Галина, весьма познавательна и заставляет задуматься: на освобождение от язычества потребовалось несколько веков; сколько же веков потребуется на освобождение от авраамических религий?
С уважением,

Олег Ярошенко   19.12.2023 17:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.