Ивр. Sela скала и ав. диал. Sel скалистая гряда

Ивр. Sela "скала" и ав. диал. Sel "скалистая гряда" (также "жердь")

Ивр. целав "крест", целав кос "свастика", цалеван "крестоносец": ав. цул "древесина".


Ивр. "села" по всем параметрам совпадает с ав. диал. "сел". Рассмотрим в деталях значение этого слова и с какой собственно аварской лексикой "сел" обнаруживает родство?

В основе этой лексической единицы всё же не совсем горный ландшафт, а скорее - лесной, так как здесь указание на "древесину", короче, на горный кряж перенесли обозначение "суковатой палки, жерди".

Ав. диал. СЕЛ "крутая скала,скалистая гряда", "длинная, скалистая полоса", "крутая сенокосная полоса, крутые сенокосные склоны, выступ горы". Заметьте, одно из значений также "жердь, насест для птиц". Естественно, "жердь" не может быть изначально "скалой", такая семантика исключена. Если внимательно прочитать все нюансы значений ав. диал. "сел", то мы заметим постоянное сползание во что-то "длинное" и "выступообразное".

Мы считаем, что ав. диал. СОЛОГIЕР "подвесная жердь-вешало для мяса и до." имеет самое прямое отношение к ав. СЕЛ. Сюда же в таком случае следует добавить и ав. диал. СОЛЧИ "человек, тухума". В приведённую лексику прекрасно укладывается халха-монг. лексика со значением "раздвоение,разветвление" и пр.

В таком случае мы-приняв за основу "жердь, сук"- закономерно выходим на ивр. ЦЛВ "крест, распятие" (ЭЦ "дерево") и ав. ЦIУЛ "древесина" (диал. ЧIИЛ "ветвь, сук", "ветви лесных деревьев", ЧIАЛУ "балка").Эта лексика и должна была давать в горско-аварском такие производные как "ветвиться, пускать ветви, отростки", отсюда и ав. СОЛЧИ "человек тухума". Таким образом, СОЛЧИ означает "человек рода, близкий", вовсе не потому что они "все горцы, обитающие на крутых скалах, скалистых выступах", а потому что в основе этого диалектного аварского слова- "жердь, ветвь, куститься", а "камни, обрывы и горные пики" здесь вообще ни при чём.

При всём этом, эта лексика присутствует и в монгольских языках, но в самом ав. литературном нет ни "солчи", ни "сологIер", ни "сел" и т.п., а есть только цIул "древесина". 


Рецензии