Человек в пространстве всеобщего, бесконечного Быт

           Человек в пространстве всеобщего, бесконечного Бытия

          Общепризнано! Человек живёт в пространстве своего быта, возможных перемещений и многоликих социальных отношений. Правомерен вопрос: вправе ли мы ограничивать пространство бытия человека телесными, видимыми обстоятельствами его жизни. Ведь с незапамятных времён человек обладает мыслями, чувствами, множеством психических проявлений, включая веру в вечную жизнь. Многие из этих проявлений внутренней жизни человека подпадают под понятие духовности, не умещаются в его теле. Почти очевидно, что некоторые феномены бытия человека нуждаются в «размещении» вне привычных представлений человека, его тела. Вместе с тем, известные гуманитарные, естественнонаучные исследования феноменов индивида человека выступают за сохранение их в качестве принадлежности человека, не выводят их за пределы его физического, видимого состояния. То есть утверждается, что феномены человека не могут проявиться в пространстве его бытия, не наличествуют в нём, не изменяют его.
          Мыслимое урезание действительного человека естественным образом согласуется с характеристикой, представлением пространства, которое возобладало в науке, философии, многих мировоззренческих учениях. В совокупности признанных атрибутов пространства (протяжённость, трёхмерность, однородность, изотропность) не предусмотрено проявление в нём духовных качеств человека, его духа в широком понимании. Современное представление пространства, как вместилища видимых объектов Вселенной исключает его сущностное, глубинное рассмотрение. Наука и философия рассматривает пространство как средство описания координатного перемещения, внешних  изменений находящихся в нём объектов. Ощущением их человек воспринимает пространство, формирует представление о нём. Совмещение теорией относительности пространства и времени в пространство-время ещё дальше уводит нас от возможности понимания сущностного содержания пространства.
          Метафизика духа утверждает, доказывает духовно-сущностную природу пространства (1). Беспредельность сущностного (единичного) в пространстве и субстанционального в нём, как беспредельной совокупности единичностей,  обеспечивает ему реализацию всеобщности (2). При этом, человек, будучи продуктом субстанционального саморазвития Логоса (3), его духовно-вещественным образованием, является, саморазвивающейся на духовном уровне сущностью в меру генерируемой им духовности. То есть саморазвитие человека происходит на двух уровнях: духовно-вещественном и духовном. Первый, природный  включён в процесс становления Вселенной как его завершающая стадия. Второй, свойственен только человеку. Он состоит в формировании духовной структуры, генерируемой духовными проявлениями человека. Такие структуры составляют, в конечном счёте, метасферу Вселенной (4).
          Таким образом, метафизика духа расширяет и углубляет представительство человека в пространстве Вселенной. Не вникая в субстратную природу духовных проявлений человека, мы можем утверждать присутствие их в пространстве Вселенной. Проявления духовной жизни человека в пространстве подобны сущностям первоначала Вселенной. Они синтезируют духовно-материальные сущности духовной жизни человека, то есть формируют духовную структуру человека (5,6). Их совокупность в пространстве Вселенной составляет Её метасферу, мыслящую духовно-материальную субстанцию, способную формировать Метафизическую Реальность Мироздания (4).
          Не любые проявления психофизической деятельности человека духовны, участвуют в формировании его духовной структуры. Духовными становятся проявления поведения человека, удовлетворяющие духовно-системным принципам причинности (3). То есть являются результатом внутренней активности человека к саморазвитию путём самоорганизации в интересах вышестоящей иерархии, включая высшего иерарха -  Метафизическую Реальность. При соблюдении человеком этих принципов поведения он формирует духовную структуру, соответствующую требованиям, предъявляемым к первоначалу Метафизической Реальности. Духовная структура человека должна обладать потенцией беспредельности в своём саморазвитии, а также удовлетворять при этом соблюдению принципа всеобщности: совместимости с объектами природы в процессе их саморазвития путём самоорганизации. Это возможно, если человек представлен в пространстве Вселенной духовной структурой,  формируемой его поведением в соответствии с духовно-системными принципами. Духовность человека при этом трактуется не столько в интеллектуальном, искусствоведческом, нравственном или ином плане, сколько в метафизическом по своей природе и мотивации.
 
   Литература: 
 
1.Сазонов В.Н. Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика духа. // Мировоззренческие основания духовной природы бытия. // Saarbrucken, 2013г.
2.Сазонов В.Н. Пространство как атрибут всеобщего Бытия. Сайт: проза.ру
3.Сазонов В.Н. Метафизика Мироздания как саморазвитие его духовного первоначала. Труды членов РФО. Выпуск 20, 2018, с.18-30
4. Сазонов В.Н. Метасфера в триаде саморазвития первоначала Вселенной. Сайт: проза.ру
5.Сазонов В.Н. Метафизический гуманизм как методология ценностного саморазвития личности человека. Сб. «Антология современной русской философии» т. 2, с. 362, М. 2018 .            
6. Сазонов В.Н. Метафизика генезиса Мироздания как введение в теорию абсолютности. Материалы ХIII Российского философского конгресса. 2022г Том 5, с.559


Рецензии