Песни, что пела мне мама

           Э с с е

                «КОЛЫБЕЛЬНЫЕ  ПЕСНИ МАМЫ»

                «Песня матери – есть главная песня в мире,
                начало всех человеческих песен»
                Расул Гамзатов.

     Я укладываю своих внуков спать, Мохинур и Темур-малика.  Мы друг другу рассказываем, что делали весь день, где были и с кем общались.
     Наговорившись вдоволь, они просят меня рассказать им сказку. Из всего, что я услышала, я сочиняю сказку о девочке Мохинур, которая не хотела дать свою прыгалку-скакалку соседке Зебохон.
     Как потом на улицу вышла мама Мохинур, моя дочь Камилла, дала обеим по конфетке и сказала, что надо не ругаться, а надо дружить: тогда и солнышко ярче светит и сахар будет слаще; когда всё делаешь сообща - и работаешь, и играешь – твоя душа радуется.
     А Темур-малик говорит, что ему совсем не жалко, пусть все катаются на его велосипеде и девочки, и мальчики. А мячей у него столько, что всем хватит, и не надо ругаться.
     Затем я им рассказываю, почему надо ночью спать:
чтобы тело и душа отдыхали;  чтобы сил набирались для завтрашнего дня.
     Ночь накрывает улицы, дома и переулки кружевной шалью, через которую можно увидеть мерцание звездочек на небе: они мигают, подмигивают, и  будто бы нам говорят: «Ночь пришла, волшебные сны принесла. Поскорее засыпайте, одеялом укрывайтесь. Двери в сердце отворяйте, смелее  чудеса впускайте!»
     Слова сливаются с мелодией, и рождается колыбельная песня,  она расплывается над изголовьем внучат, успокаивает встревоженные мысли прожитого дня. Теплота и нежность обнимает детские сердечки, с любовью проникает в укромные уголки его, вселяя надежду на светлое и доброе.
     Убаюкивая деток, они наполняют души их волшебными звуками, красотой речи, плавностью мелодии, заполняя детский мир сновидениями, словно уносит на волнах лёгкий чёлн к Великому и манящему тайнами Океану – что есть Жизнь.

Сладкий сон – он мёда слаще,
Сон уводит души в чащу,
Где, серебряной струной,
Дождь прольётся над тобой.
Смеживает веки дрёма,
Ночь приходит на порог:
- Все ли спят сегодня дома?
Засыпай скорей, дружок.
Баю - баюшки, баю,
Сладко песенку спою.
Барыня-Луна, в окошко,
Заглянула в поздний час:
Спят ребята, дремлет кошка,
Огонёк в окне погас.
Баю - баюшки, бай - бай,
Спи, спокойно засыпай.

     Вот и угомонились мои внучата: посапывают носиками, улыбаются во сне; значит, в царстве Морфея им открыли заветную дверку и показывают добрые и красочные сны.Ночь полночь уходит время, я вспоминаю себя, ту девочку, что ещё не ходила в школу, лет пяти...
     - Почему у тебя ножки холодные? Опять босиком бегала по траве? Сколько раз тебе говорить, что этого делать нельзя: жар поднимется, кашлять начнёшь. Ну, что с тобой делать? – Ворчит моя мама, а сама в это время: растирает меня, разбавленным с водой уксусом; обтирает  вафельным полотенцем; в носочки насыпает сухой горчичный порошок, чтобы ночью кашель меня не мучил.
     Я стараюсь не кашлять, прикрывая ладошкой рот и шепчу: - Я больше не буду. – Сколько раз я слышала эти слова, а ты, опять за своё.
     Затем, мне на горлышко накладывают компресс, надевают платок и, подоткнув со всех сторон одеяло, укладывают на большую кровать. Мама ложится рядом и, поглаживая меня по груди, опять меня отчитывает.
     «Сегодня я буду спать с мамой, как же это замечательно, так тепло и приятно, и так уютно в маминых объятиях». – Думаю я, прижимаясь к ней.
Выговорившись, мама начинает легонько меня похлопывать  ладонью и  тихонько начинает напевать:

Люли – люли – люли,
Прилетели гули.
Сели гули на кровать,
Нашу доченьку качать.
Люли – люли – люли,
Прилетели гули,
Песни сладко пели,
У нашей колыбели.
Ой, люли – люли – люли,
Приплывали корабли -
Златом, жемчугами,
Знатными дарами.
Ой, люли – люли – люли,
Уплывали корабли.
Уносили хвори,
За моря, за горы.
Уносили хвори -
За моря, за горы.

     Разменяв седьмой десяток, я и сейчас, явственно ощущаю тепло маминых рук, её похлопывание, поглаживание, и как она растирает мои озябшие ножки... И такой, до боли, родной голос. Как мне её не хватает.
     Не хватает её рассказов и песен о заснеженных сибирских просторах:  о лесах, где пахнет сосновой смолой; и, где много кедровых орешков, которые очень любят белочки, скачущие по веткам  высоких деревьев; как замерзают озёра и стоят всю зиму в хрустальном панцире; а полноводные реки такие широкие, что не видно берегов. А воды в реках  такие красивые, цвета неба, и что они торопятся, скорее добежать к бескрайнему Океану, чтобы слиться с его водами, и уже вместе, путешествовать по миру! Океан – это и есть жизнь.
     Как она умела красиво рассказывать и находить необычные объяснения, явлениям природы, привязывая их к нашим простым будням. Иногда, когда я уже училась в школе, я просила её спеть мне о дальних заснеженных краях. И, засыпая под её песни, я воочию видела картины той жизни, о которой она мне рассказывала долгими вечерами.

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на печах.
Бродяга к Байкалу подходит
Рыбацкую лодку берёт,
Унылую песню заводит,
О Родине что-то поёт.
Бродяга Байкал переехал,
Навстречу родимая мать:
- Ах, здравствуй, ах, здравствуй, мамаша!
Здоров ли отец мой и брат?..

    Такой родной голос, и странные слова, проникали в самоё сердце: мелодия разливалась волнами, охватывая все островки моего сознания…
Мама – ты моя Родина, ТЫ – моя вечная любовь, моё совершенство, и всё мое существование – ЭТО ТЫ.
    Вот так в едином задушевном порыве, под напевы колыбельной песни, воссоединяются души матери и ребёнка, становятся единым целостным организмом, с чувствами бесконечной любви, преданности и единения.
Перекликаются колыбельные песни и матери, и бабушки  во все времена:  они вносят гармонию в детские неокрепшие души;  охватывают любовью и нежностью детский мир; открывают двери в мир музыки и мелодики речи для развития и осознания своей значимости, и своего места на земле.
    И Расул Гамзатов говорил, что через колыбельную песню утверждается высшая ценность занимаемого ребенка места в мире. Она поможет ребенку занять свою нишу и утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире – самое лучшее и достойное, его Мама – самая лучшая, а его дом – самый родной.
    И как сказал Пророк: «Рай находится у ног ваших матерей».
Так наслаждайтесь материнским теплом и любовью, пока есть возможность ощущать драгоценные дары её сердца. Поспешите, чтобы успеть  попросить прощение у ног вашей матери, если, нечаянно или невзначай, чем-то, обидели её.
    Колыбельная песня зародилась в Колыбели всего человечества, и она нам открывает  бескрайнее море Космоса, с его великими тайнами. Нет границ у материнской любви – она сравнима лишь с Космосом.
    Раскрывайте двери в сердце и впускайте чарующие мелодии, что рождает в вас колыбельная песня матери, утопайте в её тёплых объятиях, ОН и ЕСТЬ  - ВАШ МИР, ВАША ДУША.

17.01.2023г.


Рецензии