Немного о заочном образовании

      Уже окончив институт, Лена часто слышала от многих людей критические оценки заочного образования. Она иногда пыталась спорить, утверждая, что об этом может судить только тот, кто знает этот процесс изнутри. И на сто процентов согласна с утверждением из уст героини из фильма «Девчата». Какую волю надо иметь, чтобы заставить себя выполнять все задания в срок, да еще с учетом семейных обязанностей и обязательством перед работодателями. Конечно, она считала, что максимальный результат будет в том случае, когда студент работает по специальности и учебой повышает свои профессиональные знания.

Из года в год идет эта вахта, бесконечные реформы, как экономические, так и налоговые не оставляют никаких догм. И все усвоенные знания подвергаются постоянной ревизии и изменения, меняют суть часто почти на противоположные понятия. И они успевают, внося своевременно все положительное для улучшения работы своих предприятий и учреждений.
Разные суждения уважаемых авторов учебных пособий заставляют студента их осмысливать и учат принимать решение самостоятельно. Не щадя сил, заочники, преодолевая все тяготы жизни, не жалуются, а радуются жизни, как и все их окружающие люди. Надо заметить, что и среди однообразия учебного процесса, часто происходят непредсказуемые ситуации. И смешные, и грустные они чем-то напоминают вмешательство ангелов-хранителей или предостережения судьбы. Вот некоторые примеры таких случаев.


Формула.

Лена сидела над экзаменационным билетом уже пол - часа, но формула не поддавалась. Было холодно, легкий плащик не согревал, а шелковая подкладка казалась ледяной. Отопительный сезон еще не наступил, в лаборатории окна были открыты и гуляя, легкий ветерок шевелил лепестки поздних осенних цветов в вазе на столе преподавателя.
Что же предпринять? Не сдать сегодня нельзя. Мужу больше не дадут отпуск, который он использует, занимаясь с ребятишками пока мамочка грызет гранит наук. То ли от холода, то ли от волнения ее сотрясала дрожь. Лена еще раз оглядела текстовую часть вопроса, но вывод упирался в формулу.
«Ну все, я пропала». Услышав свою фамилию, обреченно поплелась сдаваться.
- Что же вы главное не успели дописать. Дописывайте, я подожду.

Он просмотрел оба теоретических вопроса и уставился на студентку.
А она провела жирную черту дроби и рука, не известно кому подчиняясь, уверенно заполнила числитель произведением нескольких значений, затем, ее рука расправилась со знаменателем.
- Извините, я забыла букву перед знаком «равно» у формулы.
- Ерунда, вот так- то.

И он энергично вычертил какой-то неизвестный иероглиф.
- А вы молодец, это для экономистов довольно сложный материал.    Давайте зачетку.
Не веря в происшедшее с ней чудо, вышла из лаборатории. Всю дорогу домой Лена пыталась объяснить себе, как она смогла, не зная написать то, что нужно. Муж, давно привыкший к ее успехам в учебе
не удивился.
- Ты читала эту формулу не вникая, и она осталась в твоем подсознании. Или ангел-хранитель вошел в наше положение и помог в нужную минуту.
Вспомнить эту формулу Лена так и не смогла, и решила, что чудо не разъясняют, а принимают с сердечной благодарностью.



Вода – вода, кругом вода.


Накануне получения вызова на сессию пришло из института письмо. В нем сообщалось, что к изучаемым на 5 курсе предметам добавляется еще один. Естественно, учебного пособия не выслали. Пробежав по библиотекам, поняла, что периодика за образовательными изменениями не успевает. Обнадеживало, что лекции перед экзаменами помогут решить эту проблему.
Эти лекции, к несчастью, почти не посещала из-за срочного вызова на работу. Ну вот и последний экзамен, а надеяться не на что. Еще никогда так неуверенно не чувствовала себя. 
Аудитория радовала ароматом цветов из многочисленных букетов.
- Берите билет.
Билет, хоть и не тринадцатый, не оставил никакой надежды. Как раз эта тема была Лене совершенно не знакома. Разложив на столе стоявшего как раз перед экзаменатором билет и чистые листы бумаги, подумала, когда сдаваться. Но не успела. Поток воды вдруг хлынул на ее стол. Выхватив из воды уже подмокшие листы, с недоумением взирала на это наводнение. Вода ухитрилась залить ее колени, лишь после этого Лена вскочила и стала нервно отряхиваться.

Раздавшийся отчаянный вскрик привлек ее внимание. Нарядное платье экзаменатора было совершенно мокрым, стряхивая потоки воды и рассыпавшиеся из вазы цветы со стола на пол, она громко заявила:
- Давайте свою зачетку и скажите, там, чтобы никто не заходил. Я сама вызову.
Пристроив зачетку на единственный оставшийся сухим край стола, что-то чиркнула и передала ее студентке. Совершенно позабыв передать слова сказанные для ожидавших приглашения студентов, Лена быстро спустилась по лестнице и, лишь за громко хлопнувшей за ней дверью, остановилась.

Оценка «удовлетворительно» была ей сейчас дороже отличной оценки.
- Да здравствует шестой курс и спасибо тебе, Господи за чудо!


 Зачем экономисту латынь?

С большим трудом заучивая по латыни названия культурных растений и злостных сорняков Нечерноземья думала, зачем? Научиться пользоваться справочниками – это было проще и понятнее. Но деваться некуда, позарез нужен этот зачет, без него на диплом не выпустят.
Исхитрившись, составила собственную методику, позволявшую чисто механически запоминать огромный объем информации. Однокурсницы, выведавшие ее секрет, приглашали Лену в общежитие, где она проводила как бы мастер-класс.
Совершенно уверенная в положительной сдаче зачета, пошла одной из первых. Преподаватель был не тот, кто читал лекции, не завкафедрой, а совершенно незнакомый ей. Вопросы в билете оказались предсказуемыми и уже предвкушая легкую победу Лена стала готовить ответ.

Ее легонько толкнули в спину. Осторожно оглянулась. Девушка передала Лене записку с просьбой подсказать ответ на один вопрос. Лена написала и, слегка повернувшись к девушке, незаметно возвратила записку и тут же услышала свою фамилию.
- Немедленно покиньте аудиторию, - гневно произнес преподаватель, - готовиться нужно было раньше, а не надеяться на шпаргалки. Пересдадите зачет со следующим потоком через три месяца.

Объяснять происшедшее не имело смысла. Доказывать, что не ей передавали записку, а она? Молча, понимая, что совершила непростительную ошибку, возвратила билет и вышла из аудитории. Ожидавшие своей очереди студентки, сочувствуя вздыхали и как могли успокаивали Лену.
Прислонившись к стене, стояла неизвестно для чего. Домой ехать не могла, ведь для нее по семейным обстоятельствам пересдача экзамена или зачета
была неприемлемым условием.

И вот, когда последний студент вышел из аудитории, подошел завкафедрой, читавший лекции экономистам.
- Что, еще не сдали зачет?
- А меня выставили из аудитории, - сглатывая подступившие слезы, произнесла Лена.

        И она честно объяснила причину. Зав. кафедрой поинтересовался кому предназначалась шпаргалка. Лена, конечно, не запомнила, чему преподаватель ничуть не удивился. Он взял Лену за руку и ввел ее в аудиторию. В порядке исключения ей разрешили взять другой билет. И Лена без подготовки пользуясь своей методикой ответила на все вопросы. Недовольно хмурясь, экзаменатор поставил зачет и пожелал, чтобы это было бы наукой для нее в дальнейшей учебе. Лена медленно шла по длинному пустому коридору и, хотя ей было до слез жалко себя, нещадно ругала. Оправдывалась только тем, что все обошлось, а это сейчас самое главное.


Феникс.

До вызова на сессию следовало написать еще одну курсовую работу. Нового учебника не было, а старым пользоваться не рекомендовали. Хотя, по правде говоря, ей только обещали сообщить, когда он появится. Пыталась самостоятельно найти, но все усилия оказались тщетны.

Тема курсовой была специфична и понятнее скорее всего инженерам – механикам, чем экономистам. Обзвонив знакомых однокурсников, выяснила, что шестого варианта среди них не было. Безысходность положения заставила поехать в институт. Там, обойдя все общежития, все-таки нашла нужную работу.
Молодой человек честно предупредил, передавая свое творчество.
- Не знаю, что можно извлечь из этого шедевра. Как я ее не выбросил до сих пор, не знаю. Можете не возвращать, а лучше сожгите, разрешаю.

Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что писал ее студент-двоечник. Оценка «неудовлетворительно» была явно завышенной. Текстовый материал, написанный крайне небрежно, пестрел красными чернилами. Видимо вначале преподаватель терпеливо вносил правки, а потом целые страницы просто перечеркивал. Цифровой материал был меньше почеркан, но многие исправления были настолько неразборчивы, что Лена впала в отчаяние. Но надо было пробовать реанимировать по возможности эту работу, хотя бы для того, чтобы понять, о чем идет речь.
И вот, уподобившись студентам-медикам, по косточкам, разбиравшим скелет, Лена дотошно разбирала эту работу. Сверяясь с учебником, штудируя незнакомые термины, опираясь на правки, буквально на ощупь определяла, что хотел выразить автор рукописи.  Так шаг за шагом, определив сначала ошибочность выводов и расчетов, а потом внеся правильные с учетом изученного материала, вырисовывалась канва новой работы.

Самые сложные моменты помогал разобрать муж, человек практичный и более знакомый с чисто техническими вопросами. В итоге, титанический труд был вознагражден, по справедливости. До госэкзаменов нужно было защитить эту курсовую работу. Но это было уже потом. К слову сказать, защитить ее было намного легче, чем написать.


Рецензии
Классическое заочное образование, когда студент имеет за плечами базовое образование и работает по специальности - это идеальный вариант получения отличного специалиста. А когда получают заочное образование не имея базового и не имея соответствующей профессиональной среды - это полная профанация. А ещё в последнее время появилось дистанционное - это вообще полная дурь. Я учитель и видел своими глазами, когда полные профаны получали высшее образование, кое как закончив школу!! Какими специалистами они будут?

Пётр Буракевич   05.10.2023 23:07     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.