НВП, или Ёкарные пароходики!!!

Капитан 2 ранга (в отставке) Гарматенко Иван Матвеевич преподавал нам в средней школе №221 Шаумяновского района города Баку предмет под названием НВП (начальная военная подготовка). Кстати, звание на ранг выше ему присвоил Министр Обороны СССР в честь очередной годовщины победы в Великой Отечественной войне, чему он и искренне радовался, вполне себе, впрочем, заслуженно...

Рассказал он нам как-то, как воевал морпехом в горах Кавказа. И однажды послали его на  разведку. Судьба - загадочная вещь. С "той" стороны для выяснения обстановки был направлен егерь горнострелковой дивизии "Эдельвейс"…

Получилось так, что выскочили они друг против друга, на расстоянии всего нескольких метров. Кратковременный шок и оба одновременно дают длинную очередь. Враг - снизу вверх и чуть в сторону. Иван Матвеевич - наискосок. Две пули ППШ морпеха легли точно в цель, в бедро и сердце врага. А вот немецкий "эдельвейс" из своего МП-38/40 (предположительно - автор рассказа) был менее точен - одна пуля ушла "в молоко" между ног, а вторая лишь чиркнула по верхней части головы.



Очнулся Иван Матвеевич, с его слов, через несколько часов. Рассказывая мне эту историю, по моей просьбе, более подробно, он сделал паузу и закурил. Рассказал, что вскоре был ранен повторно, и уже более серьёзно. И много ещё чего интересного, но об этом Вы сможете прочесть в конце моего рассказа. Беседовали мы с глазу на глаз, в кабинете НВП. Взор ветерана затуманился, и он, похоже, перенёсся мысленно в те далёкие уже военные годы. Выкурив сигарету, он сказал мне следующее:

-"Судьба и Удача - это очень важные вещи. Поэтому - не дай Бог вам никому воевать вообще, но если уж придётся - дай Бог, чтобы вам всегда везло!"

+ФОТО+ №1

Помню, изучали мы измеритель мощности дозы ДП-5В. И кто-то из моих однокашников, балуясь, направил блок детектирования… в область паха. Прибор затрещал. Тут же быстренько "замЕрялись" ещё несколько парней - результат тот же! Краем газа я окинул аудиторию класса: - половина девчонок - красные, как раки, а вторая половина с трудом удерживается, чтобы не расхохотаться в полный голос. Заметил это и Иван Матвеевич. И тут же прекратил это "маски - шоу" фразой следующего содержания:

-"Господа гусары! Хозяйство своё… надо мыть чаще!"


В восьмом классе с подачи военрука и Леонида Алексеевича Заварзина, отца нашей одноклассницы Гали, подполковника морской пехоты, служившего в КВВМКУ, был организован стрелковый кружок. На первом же практическом занятии произошла интересная ситуация. В училищном "пистолетном"(*) открытом тире, расположенном за футбольным полем, заканчивала стрельбу группа курсантов 5 курса. У "пятаков" остался один патрон к ПМ. Недолго думая, Иван Матвеевич спросил, есть ли из нас желающие? Первым вызвался я. Получил краткий инструктаж на огневом рубеже, быстро навёл пистолет на цель справа налево (я потом всегда целился именно так), и плавно нажал на спусковой крючок…

Ну и потопал мишень смотреть, по команде Ивана Матвеевича. Почти сразу же увидел свеженькую, неотмеченную (мелом) дырочку. На границе между девяткой и десяткой, почти по центру, снизу. О чём и доложил. Военрук мне не поверил, естественно, подошёл сам…

Через три минуты наш восьмой Бэ уже выслушивал его краткий спич:

-"…вот как нужно стрелять!..", etc. Короче, распиарили меня по полной!

А стрельба нам предстояла из пистолета Марголина (**). Кто не в курсах, этот пистолет считается спортивным, и, на мой взгляд, даже в чём-то изящен. По сравнению с грубоватым ПМ ("…им только орехи колоть или гвозди забивать!" - народная мудрость). Первым стрелять назначили меня. Все смотрят… а я от нервного напряжения, отчаянно буквально вцепился в рукоять…

Первый выстрел в молоко! Затем 5, 7, 6, 8, 5... Короче, перехвалил меня Иван Матвеевич. Да и с волнением я абсолютно не справился. О чём он по окончанию занятия подробно со мной поговорил. Вышло так, что после этого случая, появилось у него ко мне какое-то особое отношение. Нет, он ко всем нашим ребятам относился подчёркнуто ровно, а если нужно - и строго спрашивал, без всяких там поблажек. Но с его подачи я после занятий два раза в неделю помогал как нашим, так и с соседнего "А" класса девчатам осваивать премудрости сборки - разборки автомата Калашникова. Который ну явно не предназначен для нежных девичьих ручек:

-"Кто его придумал только?!!" - очередная "сборщица", морщась и страдая от микротравмы.

-"Калашников!!!" - весёлый хор её подруг.

Всё было по-взрослому. И пока оба класса, сто процентов, не уложились в нормативы, этот "факультатив" продолжался.
Пришлось мне с подачи военрука заниматься и ещё одним, специфическим делом. В ведомостях за использование патронов к "воздушке" за кучу народа расписываться. Этот первый опыт (а подписи должны же быть разными, хотя бы в первом приближении), кстати, потом здорово пригодился на флотской службе. За это я получил возможность стрелять из воздушки до одури. Впрочем, мне это занятие довольно быстро надоело.


Была у нас, пусть и в укороченном варианте, и шлюпочная практика на мысе Султан. Вспоминаю один случай. Довольно бестолково выполняя команды Матвеича, мы, "яхтсмены-рекордсмены", всё же загнали старенький уже, но ещё крепкий шестивёсельный ял в крутой бейдевинд. Один борт у самой воды. Она… слегка шипит и обильно пенится. Впечатления, честно Вам скажу, когда испытываешь это первый раз в жизни, незабываемые. Но Иван Матвеевичу этого было мало, ему захотелось, как истинному моряку, красиво сделать поворот оверштаг (сейчас сижу и думаю - хорошо хоть оверкилем всё это не закончилось), к чему мы были явно не готовы.

-"…фок стянуть, кливер раздёрнуть, шкоты полощут, кливер на левую, шкоты на правую…" - всё это в теории мы вроде бы освоили.

Но на практике что-то явно шло не так!..

По очередной яростной команде, отданной нашим капитаном зычным голосом:

- "Илья, шкооот травиии!!!"

Илюша Макунёв немного замешкался. А ситуация становилась угрожающей.

-"Шкот трави! Трави, ****ь!!!"

-"Я по команде не умею…"

-"Верёвку отпусти, гмм… (CENZORED)!"

Всё обошлось. Ну и получили же мы все "втык"! Уже на берегу, естественно.
Не так давно и совершенно случайно я узнал, что Ильяс Святославович дослужился до капитана первого ранга, командира корабля. На пенсии сейчас. Уверен, что у него и его супруги Галины в семье всё хорошо. И от души желаю им и их родным и близким здоровья, удачи и всего самого-самого лучшего! Вряд ли, конечно, но вдруг прочтут?
 
Да ладно, не буду кривляться - в планах поздравить 4 марта своего школьного хорошего товарища с днём рождения, благо осталось недолго, а адрес почтового ящика у меня уже есть, думаю - прочтут обязательно!

+ФОТО+ №2


Вообще, в старших классах школы пересекались мы с Иваном Матвеевичем весьма плотно. Так вышло, что именно у него я спросил - как записывать мне мачеху в первой в моей жизни автобиографии (для военкомата).

-"Женя, ты кем её считаешь?"

-"Матерью…"

-"Так и пиши!"

Написал, да и считал матерью до тех пор, пока оренбургская тяжба не началась…

Про то, как с его слов я стал "мастером по ремонту телевизоров" в глазах одного из боссов ДОСААФ, получил персональный вызов и закончил БРТШ с отличием, я уже рассказывал (***).

Не скрою, довольно сильно помог он мне в моральном плане, когда в первый раз после окончания школы в военное училище я не поступил. И видели бы Вы, какой радостью при нашей случайной встрече светились его глаза, когда я приехал в отпуск в Баку уже лейтенантом! Заодно я выслушал занимательную историю про то, как сын Матвеича переделал бате квартирную (старую алюминиевую хрупкую) проводку, использовав, якобы провода от взятых в качестве трофея натовских гидроакустических буёв. Ну, насчёт буёв история умалчивает, а вообще-то, почему бы и нет? Ведь микроволновок и прочего бытового барахла, жрущего энергию тоннами, тогда ещё в помине не было! А какие, местами, используются отечественной военной промышленностью замечательные провода, я к тому времени уже убедился на собственном опыте… Места только знать нужно было (где их брать))).


-"***нные параходики!!!" - выдал нам Иван Матвеевич, когда мы слишком резко опустили… ему на ухо рукоход, при строительстве хозспособом школьной полосы препятствий. Ответственным на этой "стройке века" за одиночный окоп был назначен я. Сделал его я на совесть, по своей инициативе укрепив его стенки с помощью "саманной технологии", за что и удостоился искренней похвалы нашего "прораба". Не буду врать, сам "котлован" мне помогал копать Игорь Лемешкин.


+ФОТО+ №3

Во многом, считаю, особая заслуга военрука и в том, что из одиннадцати парней нашего 10 -го "Б" девять связали свою жизнь с военной службой. Попробую вспомнить. Итак:

-КВВМКУ имени С.М.Кирова: Ильяс Макунёв, Саша Пуманэ, Юра Блинов, Андрей Кокоулин;

-СВВМИУ: Вадим Шамилов, Сергеев Вадим, ну и я (правда, со второй попытки).

Насколько мне известно, после окончания Института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта служил офицером Олег Жуковский. А Рома Булатов стал вертолётчиком (не помню, если честно, какое именно военное училище он заканчивал).


Известие о смерти человека, которому посвящён этот рассказ, я получил, когда который год уже служил на Северах капитан-лейтенантом.

Светлая Вам память, Иван Матвеевич!!!

22.02.2023
.

Сноски:

(*) Стрельбище для более серьёзного оружия, на моей памяти, размещалось на пустыре за конечной остановкой автобусов №№ 51 и 142. Которая и называлась, кстати, "тир". Ходили слухи, что прямо у установки под холмом с бетонной облицовкой, находится закрытое стрельбище организации под названием "химдым", но так ли это на самом деле, я не знаю. А врать не хочу.

Про "химдым" подробнее можно прочесть здесь, ссылка : ( ).

(**) Интереснейшая статья про разработчика этого оружия, ссылка: ( ).

+ФОТО+ №4

(***) Подробнее об этом можно прочесть здесь, ссылка: (
https://dzen.ru/a/Y0yUT3y2DzzsfjS2 ).
.

P.S. Накануне праздника, который, на моих глазах, стал теперь чисто гендерным, решил я всё же дать Вам, мои уважаемые читатели, развёрнутую информацию об одном настоящем Человеке, праздновавшего его с полным на то основанием (тем более, что ему и посвящён мой рассказ):

"Капитан 1 ранга в отставке ГАРМАТЕНКО Иван Матвеевич, родился 30 января 1922 г. в семье крестьянина, русский. В сентябре 1941 года из морского техникума им. Г.Я.Седова, г.Ростова на Дону, был призван на службу в ВМФ. Участник обороны Севастополя. 25 октября 1941 г. принял военную присягу в г.Севастополь во 2 -ом Перекопском отряде моряков. Присяга (по воспоминаниям) принималась в Комсомольской балке. Севастополь готовился к обороне, и молодые моряки готовили город, рыли окопы и щели в районе ж/д вокзала. Имея хорошую стрелковую подготовку, Гарматенко И.М., в составе таких же охотников, подбирался поближе к немецким передовым позициям и обстреливал их из винтовки Мосина, которая имела хорошую точность стрельбы. В ответ немцы открывали минометный огонь. Вот в один из таких обстрелов, в ноябре 1941 года, Гарматенко И.М. был ранен и получил контузию головы. В полубессознательном состоянии был эвакуирован (10.11.1941 г.) из осажденного города. При подходе к Кавказскому берегу судно, буксировавшее транспорт с эвакуированными и ранеными бойцами, было атаковано фашистскими самолетами и, получив значительные повреждения, затонуло. Раненным бойцам и командирам пришлось добираться до берега вплавь.

После излечения, в госпитале №13 г.Сочи, в мае 1942 г. он был направлен в Отдельный батальон охраны НКВМФ г.Москва. В связи с наступлением фашистов 1942 г. на Кавказе, личный состав батальона был передислоцирован. Гарматенко И.М. был направлен в 62 -ую морскую бригаду, в составе которой участвовал в обороне Кавказа. 10 сентября 1942 г. был тяжело ранен - сквозное пулевое ранение левого плеча с переломом кости и до декабря 1942 г. находился на излечении в г. Ош, госпиталь №41 (ЭГ-4108). После выписки из госпиталя проходил обучение на рулевого в г.Цулукидзе Грузинская ССР в объединенной школе Учебного Отряда ЧФ, откуда в апреле 1943г. был направлен для прохождения службы на корабли ЧФ. В период с апреля 1943 г. по март 1944 г. участвовал в боевых действиях на гв кр «Красный Кавказ».

Участник обороны Заполярья и охраны Полярных конвоев. В марте-августе 1944 г., по специальному заданию правительства СССР находился в Англии в составе спецкоманды, которая осуществляла приемку, переданного СССР по ленд-лизу британского эсминца «Джорджтаун», позднее переименованного в эсминец «Жёсткий». С августа 1944 г. и до окончания войны служил командиром отделения рулевых эм «Жёсткий», участвовал в боевых действиях в Советском Заполярье по обеспечению охраны водного района и проводке полярных конвоев. В 1946 г. был направлен на учебу в ВМУ г.Севастополь. В свободное от учебы время курсанты занимались строительством новых зданий училища и восстановлением разрушенного города. В 1948 г. окончил училище по 3-му разряду и получил офицерское звание «Лейтенант флота».

Перед самым окончанием училища был объявлен набор офицеров-воспитателей. Среди выпускников отбирали бывших фронтовиков, которые показали себя наиболее способными в работе с личным составом. Вот так комсорг выпускного курса Гарматенко И.М. в приказном порядке был направлен на 10 -ти месячные педагогические курсы офицерского состава ВМФ при ЛНВМУ г.Ленинград. На этих курсах лекции читали лучшие педагоги г.Ленинграда. После окончания занятий слушатели вместе с женами отправлялись, на специально выделенном автобусе, в музеи и театры – считалось, что офицер-воспитатель должен быть образованным и высококультурным человеком.

Став офицером-воспитателем, Гарматенко И.М. всю свою дальнейшую службу посвятил воспитанию и обучению курсантов: сначала нахимовцев в ТНВМУ г.Тбилиси (1949-1952 гг.), затем курсантов СССР и иностранных государств (1952-1972 гг.) в Каспийском ВВМКУ им С.М. Кирова. Среди его воспитанников много командиров соединений и объединений, командующие флотов. За свою службу Гарматенко И.М. награжден: 2 -мя орденами «Красной Звезды» (1945 и 1956 гг.), орденом «Отечественной Войны 1 -ой степени» (1985 г.), медалями: «За оборону Кавказа», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За боевые заслуги» и многими другими." Источник, ссылка: ( https://forum.vgd.ru/585/55467/30.htm ).

P.S.S. Тем, кто, несмотря ни на что, бывший День СА и ВМФ празднует:

+ФОТО+ №5
.


Рецензии