Лисицы или цветущее поле нарциссов. Действие перво

Первое действие.

Московская улица. Навстречу друг другу идут мужчина и женщина. В руках мужчины маленький чемоданчик. Сталкиваются.


Сергей: Лидия!
Лидия: Ёжик! Ты какими судьбами в Москве?
Сергей: Приехал на пробы, захотел пройтись по нашим местам, вспомнить школу, тебя. Сколько мы не виделись?
Лидия: Пять лет. Ты не забыл меня?
Сергей: Я всё помню.
Обнимаются, целуются.
Лидия: Ты женат?
Сергей: Был.
Лидия: А как её звали?
Сергей: Не помню. Это было давно.
Лидия: А меня помнишь?
Сергей: Помню. Всё помню. Все наши встречи. В школе и пять лет назад.
Лидия: Моя сестра Варя живёт неподалёку. Пойдём, я попрошу у неё ключи. Предадимся воспоминаниям!


В комнате на диване по-турецки сидит Варя. Вокруг неё книги, тетради, словари.


Варя: Герундий от латинского gerundium одна из имеющихся во многих языках нефинитных (безличных) форм глагола. У герундия выделяются…

Звонок в дверь. Варя прерывается и идёт открывать.

Варя (недовольно): Кто там?
Лидия: Это я, открой.

Открывает дверь. Лидия и Сергей входят.

Лидия: Смотри, кого я привела!
Варя: А, Ёжик! Привет! Давно в Москве?
Сергей: Только приехал.

Лидия отводит Варю в сторону.

Лидия: Варя, я тебя очень прошу погуляй пару-тройку часов. Оставь нас одних.
Варя ( с негодованием): У меня завтра экзамен! Государственный! Мне нужно готовиться.
Лидия: Варечка, ну, пожалуйста, сходи в библиотеку!
Варя: В какую библиотеку? Не хочу никуда идти! Сами идите, не мешайте мне!
Лидия: Хочешь, я отдам тебе бабушкино кольцо?

Снимает с пальца, протягивает сестре. Варя колеблется.

Варя: Уходите, не отвлекайте меня! Мне нужно заниматься! Посидите в кафе, снимите номер себе, наконец.

Лидия надевает кольцо .

Лидия (шипит): Я тебе это припомню! Пошли, Сергей!

Лидия и Сергей на улице.


Сергей: Лида, может быть посидим в кафе? Или поедем… в гостиницу?
Лидия: Нет, в гостиницу нельзя. Узнают на работе, будут неприятности, и карьере мужа повредит.
Сергей: Лидия, уходи от него! Давай уедем вместе, поженимся.
Лидия: Подожди! Сейчас всё будет!

Достаёт телефон, звонит.

Лидия: Мама, здравствуй! Я только что от Вари. Ты ведь знаешь, у неё завтра экзамен. Мама, она голодная! У неё истерика! Я пыталась, она меня прогнала. Ничего я ей не говорила! Поедешь к ней? Правильно, мама! Накорми, утешь! Тебя она не выгонит. Мама, а у тебя гречка есть? Можно я пакет возьму, Димка гречневую кашу просит. Всё хорошо, мама. Ты позвони мне завтра, или я позвоню. Да сдаст она, сдаст! Конечно, приеду поздравить! Нет, ждать не нужно, поезжай к Варе, у меня ключи есть. До свидания!

Убирает телефон в карман.

Поехали!
Сергей: Куда?
Лидия: К маме.
Сергей: К Анне Валерьевне? Она же меня терпеть не может!
Лидия: А её не будет! Она к Варьке поехала. Квартира в нашем распоряжении.


Варя: Герундий…нефинитная форма во многих языках.

Замолкает. Смотрит вперёд. Лицо у неё морщится, как будто собирается заплакать, но передумывает.

Варя (со злостью):  Почему всё досталось Лидке? И красота, и любовь, и бабушкино кольцо, и Ёжик? Всё её любили и любят: дома, в школе, в институте, на работе. И муж её рогатый, Алексей, её тоже любит! Даже Димка-балбес, которого она родила и на маму и меня сбросила, её любит! Почему её, не меня?

Бьёт подушку. Звонок в дверь.

Кого ещё нелёгкая принесла? Ну, иду я, иду!

Возвращается с Анной Валерьевной, несёт её сумку.

Ого, тяжеленькая! Мам, а ты зачем приехала?
Анна Валерьевна (привлекая её и целуя): Покормить тебя, моя доченька! У тебя же завтра экзамен!
Варя (растроганно): Спасибо, мама!

Обнимает её.

Анна Валерьевна: А то Лида сказала, что ты голодная.
Варя (отстраняясь): И давно сказала?
Анна Валерьевна: Часа два назад. А что?
Варя: Ничего. Спасибо, что не дали пропасть с голоду!

Анна Валерьевна быстро накрывает на стол.

Анна Валерьевна: Садись, поешь. Голодное брюхо к ученью глухо!

Варя втягивает воздух, принюхивается, садиться, начинает есть.

Варя (отрываясь от тарелки):  Спасибо! Знаешь, мама, оставайся у меня. Завтра завтраком меня накормишь.
Анна Валерьевна:  Я не могу! Лучше утром рано приеду. Мне Барсика по часам кормить нужно, воду ему менять, после еды лоток вычистить.
Варя: Лидка покормит и вычистит.
Анна Валерьевна: Как Лидка?
Варя: Так. Она у тебя осталась.
Анна Валерьевна: Почему? Что случилось? С Алексеем поругалась?
Варя: Не думаю. А случился, мама, Ёжик.
Анна Валерьевна: Какой ещё ёжик? Где она его взяла? Он не заразный? Барсика не покусает?
Варя: Мама, Ёжик – это Сергей. Помнишь?
Анна Валерьевна: Боже, что за напасть! Сколько мне нервов стоило от него избавиться! Он же уехал! Откуда он на мою голову взялся?
Варя:  На наши головы, мама.
Анна Валерьевна: И она притащила его в мою квартиру! Ах, она, дрянь такая! Ну, я им покажу! Ну, я им устрою!
Варя: Мама, успокойся! Не надо показывать и устраивать! Они люди взрослые. Пусть натешатся!  Лидка пар выпустит и снова станет твоей любимкой, обожаемой женой и примерной матерью.
Анна Валерьевна: А вдруг Алексей узнает, что они у меня, и я их разврат покрываю?
Варя: Ты что, Лидку не знаешь? Она ему такой лапши на уши накрутила, сидит, небось, с Димкой, переваривает. Успокойся, оставайся у меня.

Чмокает её.

Спасибо за обед и ужин! Пойду на кухню готовиться, а ты располагайся.
Анна Валерьевна: Если я телевизор включу, тебе не помешает?
Варя: Включай, не помешает.
Анна Валерьевна (устраиваясь в кресле с пультом): Ты позвони Лидке, скажи, чтоб Барсика покормила. Корм в буфете на нижней полке справа. И воду чтоб сменила и лоток убрала!
Варя: Хорошо, мама, позвоню, передам.

Квартира Анны Валерьевны. Лида в её халате лежит на кровати. Сергей в трусах и рубашке сидит рядом.

Лидия (потягиваясь): Как я счастлива!
Сергей (целуя её):  И я с тобой счастлив! Как в юности. Словно не было этих лет без тебя. Давай уедем! Начнём всё сначала!

Лидия ерошит ему волосы.

Лидия: Подожди! Не торопись! Я не могу бросить всё и уехать. Здесь мой дом, работа, сын. А что там?

Сергей обиженно отстраняется.

Ты пойми, не могу я прийти к мужу  и с бухты-барахты сказать – всё кончено, я ухожу. Оставить работу не могу. Куда ты хочешь меня увезти? К себе? А где ты живёшь?
Сергей: В театре.
Лидия: Как, прямо в театре?
Сергей: Я развёлся, квартиру оставил жене.
 Лидия: А дети есть?
Сергей: Нет, детей нет.
Лидия: А у меня Димка. Он ищет себя, бунтует. Как я его оставлю?

Звонит телефон Лидии. Они машинально отшатываются друг от друга.

Алло!

Лидия с бесстрастным лицом слушает, потом улыбается.

Хорошо! Спасибо!

Обращаясь к Сергею.

Варька звонила, язва! Сказала, что мама останется у неё, у нас целая ночь впереди!

Обнимаются. Лидия откидывается на подушки. Резко поднимается, освобождаясь от объятий Сергея.

Подожди! Мне нужно позвонить!

Набирает номер.

Алексей! Я у мамы, ей с сердцем плохо. Она с Варей поссорилась. Я вызвала скорую, останусь на ночь, от мамы утром на работу. Димка дома? Вы ужинали? В холодильнике котлеты и салат, гарнир придумай сам. Димка просил гречку. Хорошо, передам! До завтра!
( Сергею) Иди ко мне, Ёжик! И убери свои иголки.


Квартира Вари. Анна Валерьевна сидит в кресле, смотрит ток-шоу.

Анна Валерьевна (возмущённо): Шиш вам с маслом! Ишь, чего захотели!

Входит сияющая Варя.

Варя: Поздравь меня, мама! Сдала! Отлично!

Анна Валерьевна уменьшает звук, но краем глаза следит за экраном.

Анна Валерьевна: Поздравляю! Молодец!
Варя: Мама, давай отметим. Я шампанское купила.
Анна Валерьевна ( со вздохом): Давай.

Выключает телевизор. Начинает накрывать стол. В дверь звонят. Варя бежит открывать.
Возвращается с мужем Лидии.

Алексей: Здравствуйте, Анна Валерьевна! Как Вы себя чувствуете? Как Ваше сердце?
Анна Валерьевна ( растерянно):  Спасибо, хорошо.
Алексей:  А где Лидия? Я ей звонил, она не отвечает. Сегодня на работу не вышла.
Варя( тараторя): А она маму привезла и за лекарством поехала, и ещё коту воду сменить. Я сегодня экзамен сдала. На отлично. Сейчас будем отмечать. Оставайтесь, Алексей! Шампанское нам откроете.
Алексей (обращаясь к Анне Валерьевне): А Вам не вредно? Вашему сердцу?
Варя: Не вредно! Мама вчера из-за меня переволновалась, вот её и прихватило, а сегодня я всё сдала – её отпустило.
Алексей: А Лидия к вам вернётся или домой поедет?
Варя: Конечно к нам.

Звонок в дверь.

Вот и она!

Бежит открывать. Несколько минут отсутствует. Возвращается с Лидией и Сергеем. В руках у Сергея букет. Варя трещит без умолку.

Варя: Алексей, познакомьтесь! Это Сергей, одноклассник моей сестры, который когда-то был в меня влюблён. А это Алексей, муж Лидии, дипломат. Первый секретарь второго класса!

Мужчины обмениваются рукопожатием и расходятся, Алексей к Лидии, Сергея уводит Варя, которая изо всех сил разыгрывает «его девушку».

Сергей: Поздравляю с отличной сдачей экзамена!

Протягивает ей букет. Варя расцветает, прячет лицо в цветы, вдыхает аромат.

Варя: Как же это приятно, когда тебе дарят цветы просто так, а не на восьмое марта! Сергей, а тебе их часто дарят поклонницы?

Сергей пожимает плечами.

Сергей: Иногда дарят, нечасто.

Алексей вопросительно смотрит в сторону Сергея.

Лидия (поясняет): Сергей артист, играет в театре.

Анна Валерьевна смотрит осуждающе в сторону Сергея.

Анна Валерьевна: Что это за дело для мужчины «играть»? Мужчина работать должен, либо служить!
Варя: А Сергей и служит. Искусству. Что же мы? Прошу за стол! Мужчины, открывайте шампанское! Скажите же тост! За меня. Я сегодня такая счастливая!

Короткое замешательство. Лидия подталкивает мужа.

Лидия: Скажи что-нибудь свояченице.
Алексей: Сво..Кому?
Лидия: Моей сестре. Она приходится тебе свояченицей.

Алексей встаёт.

Алексей: Дорогая Варя! Предлагаю тост за тебя! За твой успех на экзамене, который приведёт тебя к успеху в карьере!
Варя: Сегодня удивительный день! Я отлично сдала, ухожу писать диплом. Сегодня собрались все близкие и дорогие мне люди. И сегодня мне подарил цветы мой старый школьный друг!

Лидия ревниво смотрит на сестру.

Мои желания начинают сбываться!
Сергей: А что ты желаешь?
Варя: Защититься, получить красный диплом, получить повышение, влюбиться, выйти замуж, родить ребёнка, быть счастливой!

Мужчины наполняют бокалы шампанским. Сергей хочет наполнить бокал Анны Валерьевны, но она демонстративно пододвигает бокал к Алексею. Лидия встаёт.

Лидия: Дорогая сестра! Я горжусь тобой и желаю, чтобы твои мечты сбылись! Поступай, как велит тебе сердце и будь счастлива!

Залпом выпивает шампанское. Садится. Она, как натянутая струна. Встаёт Сергей.

Сергей: Варя, ты отличная девушка! И я очень тебя люблю!

Сам смотрит на Лидию. Анна Валерьевна с беспокойством наблюдает за ними. Алексей сосредоточенно ест. Варя подходит и уводит Сергея.

Варя: А теперь я скажу тост! Я очень благодарна вам и желаю, чтобы вы все были счастливы и ваши мечты осуществились! Мама, ты о чём мечтаешь?
Анна Валерьевна: Чтобы мои дочери вели себя по-людски и ценили своих близких!
Варя: Алексей, а Вы о чём мечтаете?
Алексей (отрываясь от тарелки): Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом! Я хочу быть первым секретарём ПЕРВОГО класса.

Анна Валерьевна благосклонно кивает Алексею и неприязненно смотрит на Сергея.

Варя: А ты, Сергей, признавайся, о чём мечтаешь?
Сергей(глядя на Лидию): Хочу быть востребованным в профессии. Хочу играть в столичном театре, если повезёт, сниматься в кино. Хочу дом, любимую женщину, детей.
Анна Валерьевна(ехидно): На Ваши мечты нужно очень много денег. Они у Вас есть?
(назидательно) Если мужчина к сорока годам не заработал на свои мечты, то уже никогда не заработает!
Варя: Мама!

Лидия сидит между мужем и матерью. Задумалась. В ней происходит борьба. На неё с надеждой смотрит Сергей, а Анна Валерьевна с беспокойством.

Лидия: Хочу произнести тост!

Встаёт.

Варя, это твой день! Твой великий день! Ты закончила учёбу и теперь свободна! Диплом ты защитишь, ведь ты его давно написала?

Лидия обращается к Варе, но смотрит на Сергея.

Свобода, Варя, странная вещь. Всегда приходится делать выбор. Я делала то, что было нужно, и поступала, как советовала мама. Училась, строила карьеру, вышла замуж, родила сына. И никогда не была счастлива! Потому что это был не мой выбор! Никогда не делай так, сестра! Выбирай сама и никого не слушай, только сердце своё слушай!

Залпом пьёт.

Алексей (потрясённо): Ты несчастлива со мной, Лида?
Анна Валерьевна: У неё пьяная истерика! Не наливайте ей больше!
(к Варе) Сделай же что-нибудь! Наломает дров, а у неё семья, Димка!

Лидия, охмелев и тупо глядя в пространство

Лидия: Хочу на свободу!
Анна Валерьевна: Лида, опомнись! Разбить и разломать всё нажитое можно в одно мгновение, а вот построить… Да и где строить? И главное, с кем? О сыне подумай!
Алексей (с надеждой): Лида, что ты собираешься строить? Дачу?
Лидия (саркастично): Да, дачу! Ребёнку нужен свежий воздух, мне тоже.

Уронив голову на стол, плачет.

Алексей(гладя ей плечи): Что с тобой, Лида? Ты устала, ночь не спала. Поедем домой.

Сергей отводит глаза, Варя хмыкает. Лидия, дёргая плечом, сбрасывает руку мужа.

Лидия: Не хочу! Это не мой дом! Я там как в тюрьме!
Анна Валерьевна: Боже, что она несёт? Они разведутся!

Алексей обескуражен. Он обнимает жену, утешает.

Алексей: Пойдём домой! Нас сын ждёт, я гречку сварил.

Лидия плачет. Сергей напряжённо ждёт. Анна Валерьевна с ненавистью смотрит на Сергея.

Анна Валерьевна (шипит): Всё из-за тебя! Боже, помоги спасти их семью!

Варя выбегает и падает на колени перед сестрой и Алексеем. Те оборачиваются и смотрят на неё.

Варя: Прости меня, Лида, но я больше не могу скрывать своих чувств! Я люблю Алексея, твоего  мужа! Люблю с первого взгляда, и больше не могу молчать! Отдай мне его! Я без него жить не могу!

Немая сцена. Варя подползает на коленях и обхватывает ногу Алексея. Он пытается вырваться. Лидия вцепляется в лацканы его пиджака.

Алексей: Но позвольте, Варя! Когда мы впервые познакомились, Вам было всего двенадцать лет!

Варя сильнее хватаясь за его ногу.

Варя:  И что? Я полюбила тебя всем пылом детского сердца! Ты подарил мне первые эротические мечты! Брось её, эту эгоистку, я жду тебя! Я получу диплом, и мы вместе уедем в какую-нибудь банановую страну. Будем пить смузи на берегу океана! Я буду варить тебе гречку, делать котлеты, лепить пельмени. Я даже борщ научусь готовить!

Алексей с опаской смотрит на Варю. Ему удаётся вырваться из её рук.

Алексей: Я люблю мою жену!

Лидия сурово смотрит на сестру. Поправляет мужу галстук и пиджак.

Лидия(сухо): Пошли домой! Сын ждёт. Я устала.

Уходят. Варя сидит на полу. Анна Валерьевна подходит к ней, гладит по голове, целует в темечко.

Анна Валерьевна: Спасибо! И я пойду!

Уходит. Сергей сидит за столом, опустив голову. Варя подходит к нему.

Сергей: Зачем ты это сделала? Она сказала, что уйдёт со мной, что мы будем вместе, а ушла с мужем. Почему?
Варя: Потому! Что в цепкие ручки сестры попало, то пропало. Нипочём не отдаст! И потом, Ёжик, ты действительно поверил, что она, как декабристка, поедет за тобой? Серьёзно? Её хватило бы до третьей станции. Понимаешь, Серёжа, любовь любовью, а комфорт она ценит выше. Ваша лодка разбилась бы о быт, не успев  отплыть от  берега. Вы ведь счастливы только в постели. Спорим, что она прилетела бы в Москву через шесть часов после испытанного счастья.
Сергей (с горечью): Я понял!

Варя подходит к Сергею, перебирает его волосы.

Лида! Лида! Ушла. С мужем. Финита ля комедия!
Варя (ласково):Ничего! Постарайся забыть.
Сергей: Не могу! Я люблю её!
Варя: Тогда оставь всё как есть: разлуку, редкие встречи, половодье чувств.
Сергей: Мне скоро сорок! А у меня ни дома, ни семьи, ни детей!
Варя: С Лидией это невозможно.

В сторону про себя.

Я всегда донашивала за сестрой её старые вещи. Интересно, каково это – донашивать сестриного любовника?
Сергей: Я для Лидии ничто. Нигде не состоялся. И пробы не нужны. Поеду на вокзал, возьму билет и назад.
Варя: А когда пробы?
Сергей: Завтра. В два тридцать. А будет ли оно, завтра?
Варя: Оставайся.  Сейчас ночь, я тебя не отпущу. Переночуешь, сходишь на пробы и уедешь.
Сергей: Да, уеду! Мне здесь душно!

Рвёт воротник рубашки. Верхняя пуговица отлетает. Варя поднимает её.

Варя (хищно): Ты рубашку сними, я пришью.

Медленно расстёгивает ему рубашку.


 











 


Рецензии
Диалоги раскрывают два совершенно разных типажа женщин, хотя и родных сестер.
Ведомые мужчины.
Интрига нарастает.
Интересно продолжение...

С уважением, Ли

Лидия Мнацаканова   01.04.2023 21:11     Заявить о нарушении
Спасибо!Родные- не значит близкие, это не чеховские сёстры. Мужчины: Ёжик наполовину Бальзаминов, наполовину Борис из Грозы, плывёт, как щепка, по течению, Алексея жаль, он как может служит своей стране, занимается сыном, любит свою жену. От неприятной правды закрылся в футляр. В этой пьесе нет счастливых людей, даже всеми обожаемая Лидия, несчастна, как был несчастен Нарцисс. Спасибо за Ваш отзыв.

Эм Филатова   01.04.2023 22:06   Заявить о нарушении