Разговор в ночи

Сквозь просветы в облаках светили звёзды... Влекли к себе, подмигивали цветовой гаммой, звали познать, вникнуть в суть мироздания. Облака подсвечивались живущей в пространстве луной, создавали загадочный зев колодца в бесконечное убегающее небо. Оно всегда притягивало пытливые умы, устремляло взоры поэтов и художников, тех людей, для которых творчество было их смыслом жизни. Там в глубинах бытия черпали творцы звука свои бессмертные сонаты и органные фуги...

Дух расцветающей акации, древней и развесистой, кружил голову медовым запахом. К нему добавлялся аромат отцветающих каштанов, но выброшенные жизнью цветы-свечи ещё красовались на фоне роскошных развесистых крон. Ветерок, набегающий волнами, шевелил листву, создавал лёгкий шум, разносил по воздуху нестерпимое ощущение жизни... Жизни здесь, сейчас! радости её, всех сторон неисчислимых прелестей и красот. Такое не часто, но бывает у всех живущих, когда останавливаются они у какого-то предмета, явления и он, пусть на миг, касается мыслью неизвестного, обогащает себя новыми чувствами и ощущениями.

Прошёл дождь... Воздух чистый, омытый водой с небес, был прозрачен и заполнен ароматом растущих вокруг цветов и деревьев... Сияние звёзд и проблески луны сквозь облака, стрёкот кузнечиков и лёгкое дуновение ветерка - лишь немногое, что делали очаровательным простой летний вечер.

* * *

В таком чудном и прекрасном вечере послышались голоса, тихие, похожие друг на друга, но разные по своей тональности и настроенности. Один грубовато-насмешливый, походил на человека, вечно недовольного, привыкшего скептически относиться к себе, своему окружению. Чувствовалось в нём откровенное, вызывающе-пренебрежительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям, не то, чтобы циник, но рядом, такие встречаются в жизни... Второй голос был полон задора и всей полноты жизни, воспринимающий события в позитивном свете, верящий в положительный и желаемый исход каких-либо событий, голос похожий на оптимиста... Человек такой склонен видеть во всём только хорошее и твёрдо верить в благополучное будущее, в исход происходящего...

— Ты какой-то возбуждённый, а что же собственно произошло? Солнце остановило свой бег? люди перестали рождаться? Ты какой-то странноватый, — спросил с издёвочкой первый человек.

— Ничего сверхъестественного..., — ответил ему второй, похожий на оптимиста, — Солнце не остановило свой бег. Оно также светит, а временами идёт дождь. Люди не перестали, слава Богу! рождаться... Слышал сегодня? вечные говоруны и крикуны мальчики гоняли кожаного друга, играли в футбол. А вдоль аллеи, что опоясывает дом, катались на самокатах маленькие люди. Настоящие человеки, радостные, смеющиеся и говорливые. Говорливые тем ещё чудным гортанным звонким говорком, что только в детском возрасте услышишь. Да! слышишь?.. настоящие!.. Мне кажется, что только они и живут по-настоящему...

—  О-о! Как ты правильно о них... Настоящие, настоящие, только вот, вырастая, почему иные становятся просто существами, важными в собственных глазах, надутыми, спесивыми... Так что же произошло?..

— Вечно, ты хорошее пытаешься извратить на обратное... Во многом ты видишь обратную сторону добра, красоты, любви... Посмотри вечер в прелести своей напоён ароматами, по-нежному обнимает природу, редких прохожих, улицы, недавно оживлённые деловым людом.

— Ты полагаешь, что это очарование замечают спешащие люди? Взрослые?!.. Да они вечно куда-то спешат, всегда у них дел полно. Спроси их, куда они торопятся и зачем? Многие не ответят, но им надо!.. Всё-таки у тебя что-то произошло.

— Ничего особенного... Шар земной вращается вокруг своей оси, потом вокруг своей звезды, та в свою очередь вокруг центра галактики. Более сложные системы крутятся вокруг ещё более сложных и далее, и далее... Всё вращается вокруг чего-то и кого-то, так устроено...

— Знаю, знаю... так устроено кем-то! Говорят, это Жизнью называется, слышал!.. Опять ты завёл свою песню о небесной механике, для чего? Чтобы отвлечь меня?.. И всё же что случилось?.. Почему не уснуть? а стоишь и любуешься звёздным небом и всем вечером, что составляет основу красоты небесной и земной. Здесь даже я признаю торжественность и величие... Что?..

— Да собственно ничего не произошло... Я жив, здоров! Где-то охает и в каком-то месте ойкает, то годы сказываются, и я привык. Всё смолкает, затихает и даёт мне жизнь свой подарок – себя!.. Просто теперь можно сказать, что вышла моя книга, результат работы двух с половиной лет!..

— И всё?.. Книга вышла? Ну и что? Стоит ли придавать этому такое значение, носится, словно курица кудахтающая, возвещающая Миру, Вселенной, что снесла яйцо... Наблюдал? А уж я подумал, что значительное произошло...

— Да книга!.. Да я и не ношусь, не кричу на перекрёстках. Просто не спится, радостно как-то на душе...

— Всё просто? Просто радостно? Из-под пера выходят тысячи книг ежемесячно, почти миллион названий ежегодно издаётся. А сколько книг вообще вышло за всю историю человечества?.. Когда он, человек, стал Homo sapiens,[1] всё пишет и пишет... Сколько напечатано?.. миллиарды? И что?.. Жизнь продолжает течь своим руслом и бежит прогресс технический вдоль да по жизни. А здесь вышла какая-то книга, и не спать?..

— Так-то выходили книги других авторов, не мои... Моя радость от того, что я сумел, справиться с поставленной задачей, на своём уровне конечно. На высокое я не претендую. Первая книга!.. Книга о доме, родителях, сёстрах, о друзьях и товарищах, о моём детстве... О любви к отчему дому, родному краю, о людях, что окружали меня в давние дни, о многом, что легло на сердце тогда и там навечно закрепилось, о первой любви, о чувствах к прекрасному, что пело, звенело, искрилось... Вот ведь отчего сон не идёт...

— Скажи, как расписал! Цветисто прям... Ответь на духу, для чего написал, какая в этом надобность была и для кого? Читатель представит, как ты полуспал в течение двух лет, часто в ночи проводил томительные часы? Как выискивал в своей памяти лица родителей, сестёр, друзей, соседей, как пытался всё припомнить до камушков на тропинках детства, вспоминал помятую траву босой ногой. Я правильно говорю, почти по-твоему?  А трели птиц, лай соседних собак и горделивую осанку крикливых петухов, смогут ли оценить читатели правильность задуманного тобою? Да есть такие, которым наплевать на лучи зари над лесом, что ты, любитель книг, описываешь наверняка. Им что? до каких-то закатов, туманов и вообще дум твоих?..

— Чудак ты... Да если бы так думали те, что пишут, были бы книги вообще?.. Когда история человечества смотрела на таких, как ты критиков и сомнителей. Развивалось бы всё? Даже технический прогресс держится на единицах, что проламывают на пути своём человеческое невежество, создают блага. И те же, кто сомневался, ставил препоны им, потом пользовался с превеликим удовольствием результатом их работы, не забывая при этом хаять и критиковать создателей.

— Как убедительно... Скажем, прочитают тебя и  не подумают элементарно оценить, поблагодарить автора. Не нравится? Да «вроде ничего», скажут... А ведь «ничего» и означает НИЧЕГО! А я тебе скажу, почему не сделают.

— А ну попробуй... Интересно как!

— Ничего интересного, скорее грустно... Играет гордыня, да, да матушка-гордыня... Подбоченясь, скажут: «Ну и что? написал и написал, что тут такого... Мы мол «сами с усами». Знай наших!..», и важно так пронесут своё тело мимо, криво усмехнувшись. Есть ещё... Не поблагодарят, потому что лень одолевает, «пусть автор скажет «спасибо», что прочитали...». Потом пойдут спокойненько за водочкой, опрокинут, крякнут и станут уже совсем счастливыми пусть на короткий промежуток жизни своей...

— А есть другие?

— Есть, есть..., с ними труднее... Им нужна громкость имени. «Вот подиж ты, лезет куда-то... Зазвездиться хочет». А до звёзд далеко, как до солнца пешком. И лезешь в их понимании «не туды», «куды» они не знают, но точно «не туды». Поэтому пройдут мимо...

— Ну и что, пусть идут мимо, это их право. Меня поблагодарят те, кто понимает меня, принимает и имеет отзывчивую душу для слова, что смогло передать краски земли и неба.

— Э-э! Не скажи парень... В таком деле важна оценка, именно последних, они умнее и их дальняя поддержка на первых порах важна, как никогда...

— Стоп, стоп... А ведь так и загордиться можно, как ты сказал, зазвездиться, посчитать себя выше других... Да и чего ты вдруг взялся за эти «благодарности», прямо репей какой-то, не хотят, не надо. Совсем не страшно. Это дело каждого, делать так, как считает нужным... Если человек прочитает и пробежит в его памяти волна воспоминаний, вспомнятся его родители, его детство, если  кто-то улыбнётся своему детству, цветам, увидит красоту восходящего солнца – значит цель достигнута. Вот этот человек, правильно понял задачу. Вот к нему, который понял я и пишу эту книгу. И пусть каждый читающий считает себя таким!

— Ты намекаешь на редкого читателя? Теперь я скажу «стоп, стоп». И что? весь этот труд и наш разговор был посвящён немногочисленному читателю? Это шутка?

— Не намекаю я на редкого, но даже один, единственный прочитает, скажет спасибо! Если у него окатит сердце волной благодарности, вот ради него и надо стараться, хотя бы ради единственного! Ты уже кому-то нужен! Слышишь?.. Вот так! А-а-а тебе не понять, потому что видишь во многом изнаночную сторону...

— Знаю, будешь говорить, что в каждом сидит Божья искра...

— Да!.. Буду! Потому что сидит эта искра и живёт в каждом создании божьем, а иначе зачем, для чего? Вот вечно ты критикуешь, подвергаешь сомнению, не видишь в других этой искорки любви... А ты хоть знаешь, что каждый идёт своим уготованным ему путём, следуя по жизни...

— Расписывай словоплёт... Дай тебе только волю, ты каждого всякого восхвалишь и сделаешь его пособником Бога... Слышали мы эти песни... Частенько, подобные тебе, разбивали нос о проблемы, спотыкались о неблагодарность людскую. Кто знает, кто видит, как ты рылся в словарях, выискивая в твоём понимании необходимое слово, которое дойдёт до читателя и он после прочтения такого слова изойдёт совершенством... И что? Изошёлся совершенством? Эх! наивный! Всё в этом слове, весь ты, что твоя розовая мечта... Научись твёрдо ходить по земле? Мало ли написано до тебя, и ты туда же... Да твой голосок, что писк комариный и вовсе не слышен среди миллионов пишущей братии...

— И что?.. Да зачем мне миллионы, мне нужен тот единственный, я же тебе уже говорил о нём, кто способен понять, оценить, кто будет со мною вибрировать в одном ключе и тональности... И потом, я отвечаю перед Создателем и ему одному держу ответ. Кто захочет, пусть присоединяется.

— Ха! Глас вопиющего в пустыне... Не ново, не ново...

— Не ново, это точно. Ты движешься по единственной тропе к Творцу, а их множество и у каждого своя тропинка. Жизнь ведь теплится и в минерале, что пролеживает тысячи лет и в нём есть свой ритм жизни и в многочисленных растениях, и в животных... И все по-своему двигаются. Я не могу идти по тропинке тобою указанной, по этой узенькой стежке среди троп Вселенной, у меня своя такая, какая есть. Жизнь моя естественная, не притворная, пусть нелёгкая, но настоящая...

— Вот началось, до тошноты... Ещё один сотворец с Творцом... Уже вижу, как напишут про тебя когда-нибудь, если напишут... И ведь искрутятся, изыщут такие суконные фразы, подберут, ну! хоть стреляйся от казёнщины, хоть вой от безысходности... Послушай, что скажут: «Да-а-а!? проморгали, ушёл талант, не досмотрели, так сказать, не зрели в суть... Что сделаешь, все там будут!..». А в никакую суть не надо было зреть, просто потратить несчастную тысячу рублей на книгу и прочитать, как это сделают единицы... Да, да единицы... Поклон им от тебя и спасибо!.. Ну что проще? Взять и потратить на книгу рублики. Знаю, есть такие, у кого-то нет этой тысячи, но хочет купить желаемую ими книгу... Здесь всё понятно и пошли, Господь им здоровья! Я не про них... Я про тех, кто наберёт жирные куски мяса, водки к ним в количестве таком, что хоть залейся, истратит денег в разы больше, чем стоит несчастная книга, но нет! не купит...

— Да и ладно, они напахались, заработали несчастные рублики, до книг ли им?.. Хотят расслабиться, успокоить свою душеньку горячительным после работы, все мы так любим порою отдохнуть. Тебе тоже ничто человеческое не чуждо, надо и такое, а не только вечно видеть мрачное и отрицательное в людях, не всем сразу ощущать в себе личности вселенной, дойдёт и до них очередь, всё развивается поэтапно, а эволюция спиралеобразно...

— Это не мне, ты им объясни спиралеобразность свою... Нет, уж не верти своей личностью, послушай. Вот ты говоришь про красоту, про слово, что на русском языке имеет особое звучание и образность. Хотя на всех языках она есть, эта образность. Казалось бы, что звучность и красота русского языка должна служить только прекрасному, но...

—Да должна!..

— На русском языке люди двадцать первого века лаются, как собаки, шлют проклятия друг другу, забывая, что любое слово, сказанное другому со злости, любой мат вот так запросто возвращается своему породителю... Такое и я признаю, как очевидность!.. На русском языке с экранов телевизоров в пространство сеется и сеется ложь. Участвуют в этом миллионы, поддерживающие и повторяющие эту ложь, изощряясь друг перед другом... Ведь так у нас водится?..  Во имя чего!?

— Сейчас на многих языках сеется ложь, пропаганда государств обрабатывает народ свой в нужном ему направлении, но не хочу о политике... Вот от чего меня тошнит! Да! есть такое, но... На русском языке баяны слагали удивительные былины о чудо-богатырях, готовых стать на защиту обездоленных и угнетённых... Забыл? что на русском языке писали свои гениальные произведения Пушкин, Лермонтов, Толстой... На русском языке разговаривали гении человечества Чайковский, Достоевский, Менделеев... И это только малая толика талантливейших людей, что я назвал... Творили свои молитвы святые земли русской Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский... Виноват ли язык, данный человечеству, как средство общения? Виноваты те, кто произносит слова, вкладывая в них смысл и правоту, либо хаос и дисгармонию.

— И здесь уже слышу вопрос сомнителя, я называю его «голос из зала»: «А вы, правда русский?» Чтобы ты ему ответил?

— Очень просто, как если не это: «Если бы я прошёлся матом и попробовал снять «стружку» с кого-то, тогда были бы сомнения? А русский ли я? Если бы я на многочисленную аудиторию показал своё хамство и безграмотность в русском языке, тогда были бы сомнения? А русский ли я?.. Да будь я хоть с Папуа-Гвинеи, у меня обязанность должна быть оставаться человеком и иметь сердце, умеющее разговаривать с сердцем другого человека.

— Да-а-а! Неисправим ты... Есть одна черта, я считаю нехорошая, во всяком случае, она не добавляет достоинств человека. Как бы поточнее сказать, чтобы и так, как есть и не было обидно... Звучит для меня неожиданно, неправда ли?

— Так не получится! В суть..., и не обидно!

— Ну да ладно, уж как есть... Есть черта, она присуща большинству – горделивость, это и не гордыня, и не гордость. Какая-то ущербная горделивость, вот мол, какие мы и я... А вы? А вы такие остальные. Причём это проявляется везде, во всех сферах жизни... Ну а ты?

— Да и я такой же, что во мне отличного от всех. Только я поймал на себе такое, осознал и после этого пытаюсь где-то убрать эту самую горделивость, правда с превеликим трудом.

— А разве нет гордыни и гордости?

— Да есть они! но однажды поймав в себе их присутствие, пробуешь исправить... Результат - наличие в меньшем количестве!.. А всегда надо думать о человеке лучше, чем он есть на самом деле...

— Юморист ты, для чего?..

— А, чтобы было ему куда двигаться, знаешь, что ответил Саровский старец, когда его спросили, кто по его мнению, спасается. Он ответил: «Повар!». Спросивший был шокирован, знал повара и то, что он был не лучший представитель рода человеческого.

— Так отчего?.. Почему повар спасается? это уже слишком…

— А ему есть куда двигаться... Поэтому и нельзя думать о человеке хуже, чем он есть, не надо пресекать своим мнением путь ему!

— Вот ты пишешь рассказы и всякое такое, для чего? чтобы стать кем? чтобы к тебе пришла популярность или хотя бы известность?  И потом, если придёт слава, почивать на лаврах?

— Если я скажу, что мне неприятно, когда меня хвалят, что мне всё равно, то я слукавлю. Приятно! Но меня это не тешит, не делает заносчивым, не окрыляет низменной страстью...

— И ты думаешь, что прочитав твои предложения никто не скажет: «Ах, опять этот!.. Задолбал своими воплями о падающих звёздах, вздохами о красках неба и земли, утомил своими нравоучениями и прочим всем...».

— Уверен, что скажут что-то наподобие, но важно ли это? Такие всегда есть и будут, даже среди пишущей братии. Пусть говорят, что мне до этого!?.. Мне важен тот, кто прочитает, подумает, а там согласится или раскритикует. Это нормально! Попытается вникнуть в суть написанного рассказа или очерка и поразмышляет. Мне неважно его согласие, важно то, что задумается, кинет мыслишку в какую-либо сторону, ему нужную. Ведь я не употребляю слова гадкие, нецензурные. Стараюсь выверить каждое слово и то, соответствует ли тому, о чём хочу сказать, то есть моей мысли. Даже слова одинаковые по смыслу, синонимы, не всегда соответствуют тому, о чем желаешь поведать, рассказать. Получается ли у меня такое, судить не мне. Тайна слова, звука заключается в том, «... что звуковая шкала воздействует на нервную систему человека, и она начинает вибрировать в унисон со звучащей нотой или группой их. Звучание каждой ноты соответствует тому или иному центру, и это соответствие между шкалою нервной системы и шкалою звука идет по своим разделениям на октавы и тона. Каждый тон или нота в свою очередь соответствует звуку, запаху, числу, вкусу, геометрической фигуре и так далее...».[2] Вот какое значение имеет слово, а отсюда – значение звука. Но то, что я стараюсь, в этом сомнений не может быть. Знаю, что каждое слово – энергия и коль произношу, пишу, то несу ответственность за него. Несу такую ответственность, каков тираж и сколько прочитают его. Повторю! ведь слово – звук! Сказано ещё древними, что слово без сердца, что шелуха и листья в осеннюю пору. Сердце даёт силу слову и силу его носителю или породителю. Вот послушай, что говорится древними:

«... Мысли – это озонаторы, оздоровители и тебя, и пространства, то есть всего окружающего. А ведь мысль творит. Итак, каждая мысль имеет свой потенциал и сферу воздействия, ему соответствующую. «...» И каждая мысль, каждое чувство, каждое слово, и поступок, и действие – как удочка, заброшенная в море. Добыча обеспечена, но в соответствии с тем, что заброшено...»;[3]

«... каждое произнесенное слово есть вспышка огня во благо или во зло, в жизнь или в смерть ведущая, то есть жизнедательная или жизнеубивающая, то есть поядающая жизнь нашу...».[4]

Каково!?  Как седая мудрость говорит! а то, что она относится ко всему человечеству, надо ли говорить. Мудрость, есть мудрость! Прочитал, поразмышлял и следуй... Конечно, не бездумно, только сверяя, размышляя, не принимая автоматически на веру. И вообще, пишу не для себя любимого. Это было бы что-то из области параноидального раздвоения личности... Пишу для читателя, пусть для одного, для двоих, троих..., но не для себя... Разве этого не видно, не чувствуется в строках, какие я пишу? Тогда о чём говорить... Как воспринимать? опять говорю уж который раз, то дело каждого читателя... Один из великих, сказал: «Я отвечаю за то, что говорю, но не отвечаю за то, что вы слышите».[5]

* * *

Голоса смолкли, видимо тот, кого можно было бы назвать оптимистом каким-то трудом, силою слов смог поколебать непоколебимую спесь и уверенность скептика. Хватило ли аргументов или второму надоело доказывать своему визави своё ироническое отношение к основам жизни. Каждый остался при своём мнении, но что-то осталось друг у друга от своего собеседника, передалось словом... Кто знает, какова настоящая сила слова? ведь сказано, что «Слово твоё – светильник ноге моей и свет стезе моей».[6]

Вечер своей приятностью естественным образом перешёл в такую же ночь, немногим более тихую, и она в своей прелести продолжала дарить жизнь во всей её разнообразности и полноте, неповторимости её ощущения...

Кировоград, июнь 2021г.; Калгари  январь, февраль 2023 г.

----------------------------------------
Иллюстрация: Художник Худякова Валентина. Звёздное небо

[1] Человек разумный (лат.)
[2]  Грани Агни Йоги 1952. 587.
[3]  Грани Агни Йоги  1951. 186
[4]  Грани Агни Йоги  1951. 195
[5] Фраза приписывается Оскару Уйльду
[6]  Псалом 118.105


Рецензии