Желюковские родники -2 Суровое Время

               
                предыдущая часть http://proza.ru/2019/01/16/1115
       
               
    СУРОВОЕ ВРЕМЯ

Домна Алексеевна с сожалением покачала головой и тихо сказала: Суровое было время…,- смахнув со стола крошки, продолжила  рассказ о своей коммуне. - Все сообща землю пахали, косили, а Филипп ещё совсем юным парнем в кузнице работал и был избран друзьями секретарем комсомольской ячейки. Потом выбрали его председателем волостного Совета, а в 1928 году --- колхозным головой. Тогда единственной тягловой силой были лошади да волы. Из техники были только простые плуги, примитивные сеялки и жатки, деревянные бороны. Серпами убирали зерновые всем колхозом. Сейчас везде электричество, а тогда лучины, фонари «летучая мышь»,  да керосиновые лампы, и то не у всех.
Но были еще люди, кроме Г.И. Котовского, которые помогали  советом, добрым словом и запомнились жителям села навсегда.
Был такой - Шестопалько Иосиф Степанович - первый председатель ревкома. Родом он из Питера. Зимний дворец штурмовал, Владимира Ильича Ленина видел. В 1918 году приехал в Тимановку. Встреча с ним определила судьбу селян, но мало ему довелось поработать на селе. Петлюровцы в 1920 году расстреляли Шестопалько...               
Филиппа Алексеевича воспитала партия. В партии он с 1926 года, и было ему тогда 24 года. Филипп никакой работы не чурался. Силой он был не обижен, да и ростом тоже. Среди косарей всегда победителем выходил, больше гектара за день скашивал, у него был самый широкий захват покоса среди мужиков... – Домна Алексеевна замолчала, -  немного подумав, сказала,-  а про войну очень трудно рассказывать,  он ее всю прошел до победного часа. Он сам при случае расскажет. -  Домну Алексеевну позвали в зал к детям, там начинался детский праздник.

 СУВОРОВСКИЕ КРИНИЦЫ

Первым делом я занялась изучением местности. Достала топографический план из папки, и пошла,  знакомиться с селом. Над корректировкой плана я работала две недели и почерпнула много интересного из истории села. В селе сохранился дом, теперь это был музей, в котором в 1796–1797 годах жил Александр Васильевич Суворов. В селе Тимановка великий полководец оказался по долгу службы, именно здесь он написал труд всей своей жизни - монографию "Наука побеждать", по которой офицеры всего мира учатся и по сей день.  Дом был построен на высоком месте и с высоким крыльцом, чтобы Суворов в любое время мог видеть, как солдаты занимаются боевой подготовкой. В 1947 году за великие подвиги А.В. Суворову на территории музея был установлен бронзовый бюст. Но в настоящее время в условиях жёсткой политической обстановки возле дома- музея стоит пустой постамент.(на фото - музей А.Суворова) 
В низине находятся три криницы, их называют «суворовские». Уже более 200 лет путники пьют из них воду деревянными ковшами. Я тоже испила этой родниковой водицы из деревянного ковшика. На обелиске надпись: «Суворовские криницы выкопаны русскими солдатами в 1786 году, отремонтировали благодарные правнуки».

РОДНИКИ ВЫ МОИ РОДНИКИ ...

 Возле Тимановки таких родников больше десятка, и у каждого надпись «Пейте на здоровье!», и их в народе  стали называть «желюковскими».  «Почему?» - был мой первый вопрос, когда  Филипп Алексеевич при своей занятости нашёл время поговорить со мной.  Усевшись  удобнее в кресло, прикрыв глаза, он ненадолго задумался.  Окно было открыто, шелест листьев, воробьиный щебет и далёкий детский смех вытеснили кабинетную тишину.  Лёгкий ветерок перебирал его седые кудри. Под окном, захлопав крыльями, запел петух. Филипп Алексеевич встрепенулся, словно рядом взорвался снаряд.  Он начал говорить, и время пошло вспять, оживляя страницы нашей истории:

- Судите сами: сразу после прихода армии Гитлера во Львове, "самом европейском городе Украины", состоялся погром евреев 30.06.-2.07.1941 г. За три дня погибло по разным оценкам от 2 до 7 тысяч человек. Все действо немцы снимали на кино- и фотокамеры. Немецкая пропаганда подала это как "народную месть" за расстрелы заключенных в тюрьмах НКВД  накануне ухода Красной Армии из города.

При этом в первый же день оккупации (30 июня 1941 г.)   украинские националисты из  фракции Бандеры  создали  в городе «украинскую народную милицию».  Члены милиции носили повязки белого цвета или цветов украинского флага на левой руке. 2 июля 1941 г. Украинская народная милиция была официально подчинена СС.  Именно она и стала главным участником погромов в городе  Львов летом 1941 г.                Украинская народная милиция существовала в городе до 13 августа 1941 г. и  помогала немцам, чем могла. К концу августа немцы распустили милицию и создали "украинскую вспомогательную полицию".

Вот тебе и распространяемый националистами  миф, что бандеровцы  якобы боролись с немецкими оккупантами. Как они "боролись", если их милиция с первого дня участвует в нацистских погромах в городе?  А 2 июля 1941 г.  официально поступает в подчинение СС? – Филипп Алексеевич встал из-за стола и стал ходить по кабинету, опустив голову. Он не любил вспоминать первые дни войны, ему было мучительно больно и стыдно за свой народ, который предательски поддерживал нацистов.

- Много таких предателей было или мало, пусть в этом разбираются историки – сказал он, усаживаясь опять за свой председательский стол. Наступила минутная тишина. В кабинет часто заглядывали люди но, глядя на его строгое лицо, быстро закрывали дверь.

В САЛЬСКИХ СТЕПЯХ

- Мои родники…, -  как бы очнувшись, продолжил свой рассказ Филипп Алексеевич. – С первых дней войны я окунулся в самое пекло сражений на подступах немцев к Москве. Довелось мне воевать в безводных Сальских степях.  После падения Ростова, 24 июля 1942года  наши войска начали отходить через Сальские степи на восток, к Волге и к предгорьям Кавказа. Бои продолжались, но удержать позиции в голой степи между Ростовом и Сталинградом было трудно, и командование приняло решение на организованный отвод войск к городу Сталинград, где уже велись оборонительные работы по превращению Сталинграда в крепость на волжских берегах.
По пыльным дорогам Сальских степей под знойным августовским солнцем потянулись на восток колонны наших войск — пехоты, артиллерии, танков, обозов. Печально и тревожно смотрели местные жители на отступающие войска, не представляя, что ждет их, когда придут немцы, о зверствах которых они знали уже так много за этот прошедший год войны.

  Особенно ожесточились фашистские захватчики, когда советские войска, разгромив немецкую армию под Сталинградом, предприняли решительное наступление на сальском направлении. Войска Юго-Западного, Степного и Южного фронтов перешли в наступление и 15 января 1943 года развернули бои за освобождение Сальского района.  Шли жестокие бои в горячих от солнца и боя степях и ничем не убить эту память. Над степью стояло марево. Жара дышала в лицо и мучила несказанная жажда обессилевших в бою солдат! Тогда я себе поклялся: останусь жив — дома займусь водой... Пять дорог, которые ведут в село, колхозники обсадили фруктовыми аллеями, вдоль этих дорог пульсируют родники до самого Южного Буга. Да.  Всех закалила Великая Отечественная война, начал солдатом, потом политруком роты крупнокалиберных пулеметов, артиллеристом.

МАЛАЯ ЗЕМЛЯ

 -  Довелось высаживаться и на Малую землю.- Продолжал  свой рассказ Желюк Филипп Алексеевич. - Подвезли солдат ночью к Мысхако не вплотную.  Берег в районе Мысхако представляет собой скалистые обрывы, реже галька, песок.  Все  кинулись в ледяную воду — на плечах пулеметы, на груди автоматы, в сумках гранаты. А вода — по шею, и это мне, с моим-то ростом в 190!  А кто поменьше — те с головой нырнули. Пришлось, как самому длинному, тащить других на себе, почти всю роту на берег вытянул. По бурлящей воде хлестали слепящие лучи прожекторов.   Благодаря героизму и самоотверженности десантников на западной стороне Цемесской бухты был создан небольшой плацдарм, который вошел в историю Великой Отечественной войны как Малая земля. И это было 13 мая 1943 года. За самолеты, сбитые моей ротой в бою, получил орден Отечественной войны II степени. И ранен был, и контузию получил, и две операции перенес. Почки стали шалить. Но лучшим  лекарством я всегда считал работу. 13 мая 1945 года в Праге  стал собираться с войны домой в звании старшего лейтенанта, а 13 апреля 1946 года на общем собрании колхозников  меня вновь избрали председателем.  Такова история «желюковских родников» в нашем селе».


ПРЕОБРАЖЕНИЕ СЕЛА

 Я с головой ушла в доверенную мне проектную работу, нельзя было подводить этих замечательных людей, в том числе легендарного председателя. Проектировала дома, коттеджи, административные и культурно-бытовые здания, производственные корпуса, дороги, инженерные сети и многое другое, что так необходимо людям. Делала зарисовки с натуры существующего села: в уходящем селе тоже есть свой стиль и романтизм. Село рассчитано на пять тысяч жителей, поэтому в проект я включила и новый корпус школы-десятилетки, детский садик и, конечно, дом культуры с библиотекой, а в центре села — административно-торговый комплекс зданий и сооружений.
Проект был одобрен односельчанами, но нужна была подпись самого председателя, но это оказалось не легче, чем выполнить основную работу. Долго я не могла застать Филиппа Алексеевича в кабинете. Он постоянно куда-то уезжал, ведь он был депутатом Верховного Совета СССР и членом ЦК Компартии Украины. Мне помогла хозяйка тетя Соня, у которой я жила все это время. Она сказала мне по секрету, что батька (председатель) появляется в конторе рано утром. Я стала следить.
Однажды встаю утром рано-рано. Конец августа. Зори уже стали прохладные. На траве обильная роса, а по низинам стелется густой туман. Смотрю, из тумана выплывает большая фигура в длинном темно-синем плаще, в шляпе и в резиновых огромных сапогах. Это был Филипп Алексеевич, он шел медленно по тропинке от криниц через овраг к конторе. Он казался великаном, выплывающим из тумана, как истинный сын родной земли. Я не стала мешать его мыслям, его таинственному спокойствию. Я вошла в кабинет, когда Филипп Алексеевич уже сидел за столом.
Он был приятно удивлен.
— Ну шо за дiвчина! — сказал Желюк, улыбаясь, протянув мне руку.
Мы поздоровались. Он подписал мне все документы и стал уговаривать меня, чтобы я после защиты  своего диплома вернулась в Тимановку осуществлять этот проект. Обещал построить мне дом, рядом со своим, возле целебных «Желюковских родников».

"ОТ ВСЕЙ ДУШИ"

 В 1975 году из нового прекрасного дома культуры народная артистка СССР Валентина Леонтьева вела телепередачу «От всей души», но Филиппа Алексеевича Желюка уже не было. Он ушел из жизни с большой любовью к своей земле. Об этом мне писала его жена Надежда Михайловна. Он прожил очень сложную, насыщенную событиями жизнь и всегда был на гребне своего времени. За несколько дней до смерти он попросил, чтобы его вывезли в поле, последний раз взглянуть на просторы своей земли, чтобы, уходя из жизни, знать, что земля — в надежных руках и последний раз вдохнуть вольный ветер родных полей. Если бы он только знал, чем закончится двадцатый век, и какие потрясения ждут Украину.
В сквере в те семидесятые годы горел Вечный огонь у обелиска в память о погибших в Великую Отечественную войну односельчанах. На мраморной плите постоянно лежали живые цветы, которые приносили школьники, родные, туристы и гости, а после вручения Филиппу Алексеевичу ордена Ленина и второй Золотой Звезды Героя в сквере был установлен при его жизни бронзовый бюст.
Прошли десятилетия – погас огонь,  убрали бюсты с постаментов, но «Желюковские родники»  останутся навечно в памяти людей Украинского села Тимановка.

2015г. Рассказ написан на основе личных дневниковых записей советского периода.
 Опубликовано в авторском литературном журнале               
 «Северо-Муйские огни»  №6,  2016 г.


Рецензии