Водяника

Я была уверена, что в детстве мы эти ягоды называли катшасин. Переводится с коми как сорочьи глаза. Но в словаре коми написано, что так называют ромашку. Точно! Есть песня на коми языке об этих цветах. Я стала забывать коми язык, даже разговорный. Мне пришлось провести маленькое исследование для себя, чтобы найти истину. Научное название ягоды Водяника черная, или Шикша, Вороника. Название этой ягоды переводится на коми язык как понч;д (собачья черника). Это слово мне вообще не знакомо. Я поспрашивала у деревенских, как мы называем эту ягоду? Ракасин (вороньи глаза). Вот с каким словом я спутала, назвав эту ягоду катшасин. Дальше я узнала из словаря, что ракасин и понч;д, два таких разных слова означают одно и то же: ягоду Водянику, Воронику. Она очень полезна. Лечит эпилепсию, почки, печень. Но мы ее никогда целенаправленно не собирали для хранения. Не делали запасов на зиму. Так, смахнешь по пути пару ягод, горсточку, и в рот. Она безвкусная, много не съешь. Срывали только потому, что рядом с лесной тропинкой часто росла. Да и красивые они, взгляд притягивают. Мне кажется, их всегда много и на них не бывает неурожайного года.
11.08.22. Лариса Иванова (Абраменко). Фото автора.
 
 
 


Рецензии