I. - Пора переименовывать? Или как?

                В статье использованы собственные иллюстрации   
                и таковые из фондов Винницкого областного
                краеведческого музея и «Музея Винницы».
                Пришлось, из-за обилия иллюстраций, разбить статью на
                несколько частей. Нумерация иллюстраций (чёрным
                цветом, в овале) — сплошная: от коллажа в первой части
                до последней.

Вот и завершилась труднейшая работа винницких переименовальщиков. «У рамках процесу деколонізації топонімів у Вінницькій територіальній громаді змінили назву 45 зупинок громадського транспорту», - сообщили с гордостью городские СМИ.
Получили новые имена, к великой радости винничан, остановки городского общественного транспорта — автобусов и троллейбусов. Теперь одарённые новыми названиями остановки почти всегда пусты: транспорт стал ходить по расписанию (с точностью до минуты) — и исчезли скопления истомлённых его ожиданием пассажиров.

Работа, повторяю, была не простой: подобрать для остановок не такие имечки, что - как пел на, не дай боже, русском языке Юрий Антонов - «от их названий ласковых становится светлей». Нет, надо было привязать все остановки к близлежащим, одобренным восемью Членами совета по вопросам истории, культурного наследования и топонимики города Винницы, то есть, к названиям свежайше-переименованных улиц. Ну а если таковые как-то не подходили, то — назвать остановку «имени ...» (например, автобусно-троллейбусная остановка «Ім. Генріха Лютворта»). Не то, чтобы улица Нансена себя чем-то опорочила. Как-никак — одна из всего четырёх во всей Украине (!) улиц, названных в честь норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена (1861-1930) - лауреата Нобелевской премии мира за 1922 год.

Как раз вышла из печати книга «AVE VINNITSIA!» со статьёй о Г. А. Лютворте известного архитектора и писателя Ю. А. Плясовицы (серия «Моя Вінничина», выпуск 81, 2022 год). В прошлом же году отмечали 50-летие со дня смерти Генриха Адамовича, положившего - за 20 месяцев его работы председателем Винницкого горисполкома - начало многому хорошему в городе. Вакантных улиц не оказалось, а для Ф. Нансена одной, но — из всего четырёх улиц в Украине, решили, вполне достаточно. Обойдётся, мол, без остановки. Пересёк же - ещё в конце XIX-го века - на лыжах впервые в истории ледниковый покров острова Гренландия, как гласит легенда, без остановок…

[Что — не верите? Винницкие байки?
А чего же тогда поверили, что молодой Михаил Коцюбинский с  т о й   ж е  остановки (ныне «Ім. Генріха Лютворта», рядом с его Домом-музеем) регулярно бегал левым берегом Буга по каменистым тропам, переваливал через кручи, прыгал со скалы на скалу, пробирался через густой кустарник, выплёскивая при этом содержимое своей чернильницы-непроливайки, только ради того, чтобы удобно посидеть на твёрдом граните, на «своём камне», где ему писалось особенно хорошо.
Подшутил брат его Фома над вами около ста лет тому назад, а вы до сих пор в эти, как говорили недоверчивые евреи Винницы, мансы верите. А ведь  ерусалимкинские мудрецы предупреждали Михаила Михайловича, что так оно и будет, мол, «знаем мы Вашего брата». Другой еврей уже напрямую обращался к вам не раз, впервые в 2016-м, тут: Арка - кошка. А чё, разве не похожа немножко? (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). А поверили вы только Фоме, хотя знали, что сам-то он «неверующий»: не смог апостол Фома поверить в Воскресение Христово до тех пор, пока своими глазами не увидел Христа воскресшим. Что' — опять, по-вашему, сказки?

И вы, не видав никогда «кошку-арку», мгновенно поверили в «Арку-кошку». И зная, без сомнения, о туристических заманках, легко купились как на «винницкого Штирлица» — мифического Курта Розенберга, так и на министра иностранных дел В. М. Молотова, будто бы побывавшего в логове фюрера, на радиацию в месте нынешнего Мемориала последнему, подкосившую бесноватого, когда он был ещё ого-го! И — на многое-многое иное враньё, о чём, частично, веду с вами разговор в этой статье.]

Ф. Нансен, конечно, боролся с последствиями связанного с Гражданской войной голода в Украине, организовал фонд помощи пострадавшим, детские дома для сирот, пр. (Нобелевская премия была ему присуждена «за багаторічні зусилля з надання допомоги беззахисним»).
Но наших учёных переименовальщиков не провести: вспомнили, что Ф. Нансен не какой-то там великий исследователь, он, конкретно, полярный исследователь. И винницким докторам и кандидатам наук не надо было напоминать, что до полярных широт - даже от северных границ Украины - далеко. Сами они — с усами, знают, что от Винницы до Северного полярного круга — более двух тысяч километров! Удивительно ли, что при открытом голосовании все единогласно высказались против «зупинки Нансена» [см. Фрітьйоф Нансен — Вікіпедія (wikipedia.org)].

Не исключено, что такой же логики придерживались дамы и господа - учёные историки, впихнув фамилию головореза Шепеля в топонимику города: до Литина - родины бандита - от областного центра всего-то 30 километров. Да и тогда - при «декоммунизации», как и при недавней «деколонизации» - тоже книжка подходящая подоспела:  Олександр Дмитрук - "Отоман Яків Шепель", а то, что в ней фантазий невпроворот — дело вторичное. Да и автор упаковал их в такую красивую обёртку гуманности своего героя: "Він тричі брав головне в регіоні місто і кожного разу сам його залишав. Якби спробував боронити, то були б руйнування будинків, людські жертви. А він шанував людське життя.” - Епитимья роману, где с правдой авторам по барабану (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). Более умилительно о негоднике вжисть никому не написать! О злодействах Шепеля есть столько свидетельств, что мало закрыть глаза и заткнуть уши, чтобы проголосовать за переименование ул. Примакова в ул. Шепеля: Хмельник как зеркало украинской эволюции - 2 (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). Надо дополнительно ещё отключить разум. Винницкие историки решились и на это — и все удержались на своих должностях.

[Возвращаюсь к остановке имени Генриха Лютворта.
На мой взгляд, в городе уже более полустолетия существует памятник Г. Лютворту. Поставил он его себе сам, превратив оригинального вида дом Шехтмана в нечто невообразимое типа советского архитектурного кубизма приполярных посёлков нефтяников. И это — в самом что ни есть центре города, в, можно сказать, точке «0» (ноль)!]

***

Автобусную остановку «Склеп М. І. Пирогова» решили изменить на звучащую менее печально и,  к тому же, более легко произносимую «Церква-усипальниця М. І. Пирогова» (Как только  «М. І.» выкрикивать водителю «ем - крапка, і - крапка, Пирогова» или «ем-і — Пирогова»? В инструкции написано: Повністю: ім'я, по батькові, прізвище - Миколи Івановича Пирогова). [По уже отмеченному мною в 2015-м “провулку Ф. Г. Верещагіна” общественный транспорт не ходит — опыта громкого сообщения имени-отчества «еф» - «ґе» не было и нет.]

Остановка «Вулиця Воїнів-інтернаціоналістів» показалась топонимикам недостаточно длинной для произношения и своевременного услышания — удлинили её, повысили, так сказать в ранге (лучшее — детям!). Назвали «Вінницька обласна дитяча клінічна лікарня». Рассудили толково: назовём просто «Дитяча лікарня» — могут подумать, что не Винницкая, а Хмельницкая и не областная, а районная и не клиническая, просто больничка. Мо-лод-цы!
А ещё лучше было бы, кабы к этому да ещё «имени того-то: выбор «антибольшевистских повстанцев» - кровавых атаманов велик.

И ещё блеснули учёные дамы и мужи сообразительностью: (цитирую) "Вінницькі Хутори, вул. Незалежності: Вул. Покришкіна – Магазин «Близенько»"! То, что «Покрышкинской» скоро будет крышка, на Хуторах предугадывали. Но вот что «Незалежної зупинки» им не видать, этого даже самые отмоченные пессимисты из хуторян не предвидели. Спорили - до надрыва животиков: чья возьмёт? - жители двух улиц — Генерала Шаповалова и Затишної. Переименовальщики утихомирили их всех «фирменно»: Близенько – Найбільша мережа продуктових магазинів у Львові! (blyzenko.ua). Довольны теперь и те, и другие хуторяне: магазин у них — ровня львовскому, а Львов — это вам не Винница! Поедешь за горилкой издалека и не совсем трезвый, остановку "Магазин «Близенько»" не проедешь: у «найбільшої мережі» ячея мелка — запутаешься в подвыпившем состоянии враз.

А далее чем заняться переименовальщикам? А не подсказать ли мэрии, задумался я, чем уже давно пора озадачить коллектив под руководством трёх профессоров-историков, трёх кандидатов исторических наук и ещё не остепенённых, но как-никак заслуженої працівниці культури України та відповідального секретаря Ради з питань історії, культурної спадщини та топоніміки міста Вінниці?
Ведь не только я пишу об этом уже не первый год. Хотя понимаю, что «дегероизация» своих — рискованное для них дело. Это им не «декоммунизация наоборот» учителя - пламенного коммуниста Соловьёва или «антибольшевизация» антихриста Шепеля: за такое по головке могут не погладить.
Но опять же, уверял я себя: «Да не послушаются твоего совета они всё равно, как всегда!» И, успокаивая себя, осмелев до степени пудрившего народу мозги Никиты - с его паранойями типа «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» (XXII съезд КПСС, 1961!) - засел вот за эту статью.

***

Можно было бы уже сейчас - данных накопилось достаточно - кого надо, после успешных смехотворно-печальных акций «декоммунизации» и «деколонизации», «дегероизировать».

Но для большей убедительности надо вспомнить вместе с вами - читателями, всё ещё интересующимися - после его многочисленных «не-патриотических» статей - публикациями автора, который «... знав особисто всіх вінничан, починаючи з самих князів Коріатовичів»: Вінничанин, що подарував Залужному мільйон доларів, залишається загадковою персоною - Новини Вінниці (news.vn.ua), давнюю историю с недавним продолжением.

Начало её лежит в далёком 2015-м и отмечено вот этой статьёй, которую я вам сейчас маленько повторю: По следам наших выступлений - II (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). Посмотрите на фото под номерами 1 и 2 на коллаже. Вы видите мемориальную доску на доме №1 по тогдашней (03.08.2015-го года) улице Пушкина. На доске из чёрного мрамора — портрет молодой женщины и надпись: «У цьому будинку проживала підпільниця-комсомолка періоду Великої Вітчизняної війни 1941-1945 р. р. ЛЯЛЯ (ЛАРІСА) СТЕПАНІВНА РАТУШНА, котра загинула у героїчній боротьбі с фашистськими загарбниками». Ниже выгравирована веточка розы с двумя цветками… Трогающее душу напоминание об оккупации города нацистами, о гибели многих тысяч винничан.
Тогда я отметил, в частности, следующее: "…  невооружённым глазом видно, что этот дом никак не напоминает здание 70-летней давности. И «на месте этого дома стоял дом, в котором...» было бы правдивее."

В статье, вышедшей через шесть лет - II. Споры вокруг жизни и смерти героини Ратушной (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) — о доме, в котором «проживала підпільниця-комсомолка», я писал подробнее. Но в локализации дома семьи Ратушной  допустил ошибку, так сказать, на один (соседний) дом. Теперь это ясно (см. ниже). Однако в чём-то я всё-таки оказался прав: «... хотя современный вид дома абсолютно не похож на тот, что я хорошо помню (возможно, он перестроен и снаружи, и внутри).» И эта правота сейчас проявлялась бы ещё разительнее, если бы первые три слова надписи на мемориальной доске… не остались лишь в моих статьях. Не поняли? Не волнуйтесь: поймёте через несколько минут.

Вы мне не поверите, но, например, винничанам это будет очень легко проверить. Подобное рекомендую предпринять не только жителям Украины, но и обитателям других континентов (лишь с Антарктиды мне никто не писал). Фотографиям, представленным человеком, который «... знав особисто всіх вінничан, починаючи з самих князів Коріатовичів» (повторяюсь, потому что, ей богу, за всю мою не такую уж короткую жизнь никто так метафорично и доступно не объяснил хотя бы частицу моей уникальности!), особо верить не полагается.

К самому дому мы возвратимся ниже, обсудим всё с небывалыми прежде подробностями — и вы будете удивлены, но сейчас - в наступившем 2023-м - меня тревожит уже не дом, а мемориальная доска. Постоянно вспоминая о нём, я регулярно посматриваю на центр города, пользуясь картами Google maps.
А теперь вообразите ужас, который охватил меня, когда я в январе сего - 2023-го года - обнаружил, что мемориальная доска не только  и с ч е з л а  со стены дома №1 по улице Пушкина. То есть, её кто-то осмелился отвинтить, чтобы переместить на иное, рядом расположенное место. Поводом, подумал я - наивный до предела - послужило моё замечание в статье 2015-го года: «… в обрамлении столь пёстрых вывесок и рекламных щитов тёмная мемориальная доска (а не вывески и реклама) выглядит чуждой». Она исчезла  б е з о  в с я ч е с к и х  с л е д о в! Права, значит, была Анна Андреевна Ахматова, написавшая ещё в 1914-м году: «Земная слава как дым...»?

И место, когда-то любовно зарезервированное за мемориальной доской, широко, не оставляя даже полосочки стены для чего-то иного, заняла цве'та синьки “Експертна оцінка всіх видів майна” (фото января с. г. - 3). Номер дома -№1, правда, остался на прежнем месте, но на последних картах Google maps  ещё более перестроенный дом —  уже под номером три (фото 5 ). Мэрия Винницы - дай ей бог, долгой жизни в нынешнем идеальном составе - экономит на всём, в том числе и на адресных табличках для домов (столько пришлось потратиться при всеобъемлющих акциях «ДЕ…ция»! - см. выше). Говорят, на этом постоянно настаивает  п о с т о я н н ы й  член комиссии по финансам и пр. Городского совета Роман Борисович Аксельрод, который так и не отстегнул поиздержавшемуся Леониду Давидовичу Голяку пару тысяч на изготовление и установку в пустующей нише мраморной таблички с надписью, по виду подобной той, что присутствует на сохранившейся табличке 1903-го года фасада открытой краеведами-следопытами Аксельродом-Винокуровой бывшей синагоги Райхера: Новооткрывателям синагоги вдогонку (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) .
 
И вот с волнением я жду второй месяц какого-либо объяснения произошедшей катастрофе, которая для меня оказалась не меньшей оторопью, чем провалы почвы на месте бывшей гостиницы "Бельвю" (фр. Belle vue – «красивый вид») или в зале археологии Винницкого областного краеведческого музея. Сколько об этом писали все, кто мог! А вот о начале провала почти 80-летней «героическо-патриотической» постановки, начатой в 1944-м режиссёрами и актёрами кагэбистско-обкомовского театра фарисейства и ужасов — всеобщий молчок! Предпринятая в начале августа 2021-года попытка «освежить» давнюю постановку новой театральной рецензией (театровед - кандидат исторических наук С. Гула) провалилась также. Критик, видимо, перепутав жанры, продолжал защищать водевиль, выдаваемый им за героическую драму, добавив в него - ненароком - явно водевильные (фривольные) штрихи (например, о немецких гостях квартиранток библиотеки медицинского института).

Продолжение: http://proza.ru/2023/02/23/1619.


Рецензии