Правила оценки ХЦП, ч. 4

          Итак, разберем последние правила -10,11.12 данной концепции, по которым оценивается художественное произведение.

          10.Художественное произведение должно иметь качество психологизма.
          Чтобы создавать хорошие произведения, автор должен знать сотни и сотни психологических законов и закономерностей, знать НАУКУ о человеческой душе - психологию с её историей и теориями. Скажем,  чтобы верно и глубоко отразить борьбу мотивов героя, его сложный внутренний мир, мало знать соответствующую терминологию, надо уметь  на хорошем уровне пользоваться механизмами и алгоритмами,   созданными поколениямипсихологов, то есть самому,  в какой-то степени, быть психологом. Еще одна сторона этого важного для творца закона - сторона нравственности материала. Хотя, как известно, нравы и сама нравственность со временем меняются. Что остается? А остается от морали и нравственности - духовность  как культурный слой общественного сознания, который подчиняется опять-таки законам человеческой психологии; остаются свет веры, сила человеческого духа, которые служили и будут служить новым поколениям человечества. Задача автора - работать именно с этой стороной человеческого сознания, укрепляя и любовно сохраняя то, что привносит каждое поколение в эту бесценную копилку земного человеческого духа.
           11.Художественное произведение должно нести идейность. 
            Это не значит поддерживать антигуманные и античеловеческие идеи или идеи, тормозящие ПРОГРЕСС. Нет, идейность произведения - это  прежде всего  реализация идейных замыслов автора по отбору и оценке доводов и аргументов в пользу тех или иных сторон нашей столь многообразной жизни без этих всевозможных «анти». Идейность произведения  напрямую связана с рождением новых определений и понятий из гущи жизни, рождением новой идеологии, отвечающей быстро меняющимся условиям жизни с новым осознанием явлений действительности. Это титанический труд мыслителя. Он возможен только при постоянной работе автора над собой, наличии мощного интеллектуального потенциала,  высокой культуры и духовности, что позволяет создавать идеи, которые будут служить человечеству, его духовному совершенствованию не один десяток лет на пути ПРОГРЕССА.
            12.Художественное произведение должно нести прирост элемента духовности.
          Это выражается в опережающем  осознании явлений действительности  самим писателем; интерпретации старых добрых истин, работающих на проблему  совершенствования и самосовершенствования человека; преодолении прежде всего пытливой частью человечества  тупиковых  решений и ситуаций, болезней роста человечества в целом. Если сравнить с известным аргументом, что килограмм интегральных плат дает прибыль в несколько раз большую, чем, скажем, килограмм добытой руды, то строчка, содержащая элемент прироста духовности, дает в сотни раз большую прибыль, чем килограмм интегральных плат. Меня можно понять,  если представить себе те издержки, которые несет современное динамичное демократическое общество, скажем, европейской страны, которое в силу ошибок в оценке приоритетов развития приняло на вооружение устаревшие идеи и непродуктивные технологии.
            В таком забеге без элемента духовности и культуры теряются целые поколения людей и, что там говорить, - целые страны. А все начинается с творческой работы автора, которого осенила идея, и он  горит желанием помочь близким решить  какую-то  часто пустяковую  бытовую проблему. Это потом он придет к осознанию и целенаправленной работе над этим самым духовным элементом.
             Применяя оценку по двоичной системе, мы при наборе более 20 единиц говорим о высокой степени художественной ценности произведения, при наборе более 13 единиц - о  средней степени и при наборе мене 13 единиц-      о низкой степени художественной ценности. При применении 12-балльной системы, 10 и более - высокая, при 7 и более - средняя, при 6 и меньше- низкая степень художественной ценности произведения.

 Мастер ГОСПА                А.В.Шамов


Рецензии