Кр. Луч. Хозяйка. Степное. Слава. Мотоцикл 1965

   Екатерина Григорьевна, после того как мы с ней побеседовали и посмеялись, высказалась:"Как хорошо, когда рядом такие замечательные люди. До вас у меня жили муж с женой – из райфинотдела, тоже добрые, приветливые – уехали в Луганск жить. Везёт мне на хороших людей – это Бог меня жалеет, за то, что не дал мне детей. Но я не обижаюсь, столько хороших людей вокруг, кроме нашего главбуха Зинаиды, надо же такой злой быть, чтоб ни за что обидеть хорошего человека, как вы, ведь видели работники, как она налила водку и немного воды в стакан и подала вам. Я слышала после застолья, как заведующий её ругал и сказал:"Если еще хоть один раз её обидишь, вылетишь с работы, как пробка, что тебе плохого сделала Галя? Её работу в Обл. Управлении ревизионный отдел признал лучшей в области, а я держу тебя главным бухгалтером без образования." Это всё я слышала, Галина Александровна, своими ушами."
   Екатерина Григорьевна, охранник нашей сберкассы, в молодости нянчила детей у людей, а после войны жила в прислугах у инвалида войны (он был без ноги), работавшего главным бухалтером Краснолучского Госбанка. (Я думаю врядли она жива еще – сейчас, в 2008-м, ей был бы 101 год, но память о ней у меня самая светлая, она позже уехала на свою родину, в город Александрия, Кировоградская обл. Украинская ССР. Временно заменила мне маму.)
   До неё я жила на 4–х квартирах и нигде мне не нравилось. Одна хозяйка была мнительная, ей был 81 год, я боялась. Вторая хозяйка была инвалид – мне было не в мочь ей помогать – самой бы кто нибудь помог, так мне было тяжело. Третья хозяйка вместе с дочерью были астматики, курили сигареты против астмы. Кашляли, Болели. Четвёртая – вроде можно было с ней ужиться, но её молодой сожитель стал ко мне присматриваться. Я, не дожидаясь неприятностей, попросила в сберкассе, чтобы помогли девочки подыскать мне квартиру. Это услышала Екатерина Григорьевна, от неё выехали квартиранты как раз, и предложила:"Если вам понравится маленькая комната за 10 рублей в месяц, то приезжайте ко мне." Так я попала к ней и с 1965–го по 1967-й прожила у неё; сперва с двоюродным братом Мишей, а потом с Томочкой и даже с Гулечкой. Славик тогда учился в ПТУ на плотника, учился отлично, потом работал в Красном Луче в геолого–разведке и там же и жил в общежитии. В это время он немного занимался боксом, потом бросил.
  В августе 1965-го мама услышала, что в заброшенном саду люди рвали вишни. У мамы в саду не было вишен, а только яблони белый налив. Как раз в это время мама уже получала пенсию и зарплату, хотя пенсия была маленькая, 29 рублей, 20 копеек. (об этом я расскажу позже). Вернемся к вишням.
   Дело было летом, когда Слава закончил 8 классов, ему было 15 лет. До этого он знал, что у меня нет в запасе денег. А бабушка получает зарплату и пенсию. Славе так хотелось кататься на велосипеде или мотоцикле, что стал просить у бабушки:"Ба, купите мотоцикл..." "Что ты, Слава, он же дорогой",– отвечала бабушка. "Нет , бабушка, за 25 рублей, б/у."– я его уже видел, он старый, но ездить на нём можно." – уверял Славик. Бабушка не сразу согласилась, но не могла отказать своему любимому внуку. Славик подъехал на старом мотоцикле, бабушка дала ему 25 рублей, так как знала, кто ему продал.
   Я любовалась красивым сыном–подростком и такие непростые  чувства теплились в моей груди:"Вырос, вырос мой сыночек, вырос моя гордость, моя надежда. Прости, сыночек, что оставила тенбя без отца. Я не послушалась твоего отца, отказавшись ехать в далёкий кишлак к его отцу. Я не хотела бросать техниум, а он сказал  бросай. Ты обязательно вырастешь хорошим человеком, как хорошо, что я тебя родила. Я и мама так тебя любим, но ты сам видишь, что мы не можем тебе купить новый велосипед или мотоцикл." Я пустила слезу, но это была слеза умиления, радости, что у меня такой  красивый, большой сын.
   Мама приготовила ведро и дала мне. –"Славик знает где заброшенный сад. Сколько нибудь нарвете, сварим вишнёвое варенье на зиму."
   Славик отвёз 25 рублей и ждал меня на улице у калитки. Я с ведром подошла и ,улыбаясь, спросила:"Ну что, сынок, можно садиться?" "Садитесь смело!"– радостно ответил Славик. Я уселась на заднее сденье, повесила на левую руку ведро."Я готова."– весело сказала я. Славик тоже уселся за руль. "Дринь, дринь, дринь," – завелся мотоцикл, рванулся, метра 3 промчался и заглох.  "Сидите, сидите, мам, я сейчас",- и встав, принялся что–то налаживать. Через минуту он снова сел за руль, завел, мотоцикл дернулся и опять заглох.
   Когда мотоцикл заглох первый раз, я от рвущегося наружу смеха закрыла рот рукой, чтобы никто не заметил, а во второй раз я уже не удержалась, как расхохоталась на всю улицу, не могу остановить смех и всё. Мама и её подруга тётя Надя (уборщица школы) смотрели со двора и тоже смеялись. А Славик, как заправский мотоциклист, заглядывает в мотоцикл то сверху, то снизу и уверенно твердит своё:"Не, не–е–е, мам, сейчас поедем, я только вот тут посмотрю...щас..щас...поедем." – он нисколько не обижался на нас, сам тоже улыбался.
   Я наконец, сквоз рвущийся смех, еле– еле выдавила:"Наверное, сынок, отведи мотоцикл во двор, да пойдём пешком за вишнями." А сама думаю, кто отдаст исправный мотоцикл за 25 рублдей, обрадовались! Сами с себя хоть посмеемся. Почему рядом я не видела Гулю и Тому? Или они игрались у соседских девочек , или спали среди дня. Ведь и им должно было быть интересно, как их брат едет с мамой в сад за вишнями.
   Я уже стояла рядом с мотоциклом и хотела сказать Славику:"Бросай, сынок, а то я лопну со смеху, я пойду пешком, а ты меня догонишь." Но я только рот открыла, а Славик прыг на сиденье и радостно крикнул:"Садитесь, ма, держитесь крепче. Па е-е-е-е-хали–и–!" Я села, не веря ему, но мотоцикл завёлся, дрн, дрн, дрн и др–р–р–р, с хорошей скоростью помчался без остановки до самого сада. Мы нарвали больше полведра вишен, килограм 5, не меньше. Вишни висели высоко, Слава нагинал ветки, а я обрывала. Мы благополучно привезли их домой и все были рады. "А вы еще смеялись,"– улыбаясь, с чувством исполненного долга, сказал Славик.
   Своим мотоциклом он внес такой заряд энергии  в моё настроение, что я еще долго смеялась, как только вспоминала этот эпизод.
   
   
   


Рецензии