Когда киты выбрасываются на берег
Людей в этой жизни объединяют разные идеи. Часто – достойные, очень часто – противоположные первым. Всё зависит от того, каких людей они объединяют. Хороших или плохих. Потому что как бы мы ни судили-рядили, человечество делится именно на эти две категории входящего в него демографического ресурса. Мудрый и матёрый человечище Лев Николаевич Толстой сотню лет назад высказал убеждение, что плохие люди объединяются мгновенно, а хорошие ночь могут провести в умных разговорах, да так ни с чем и разойтись.
С мудрейшим графом спорить, конечно, негоже, но нельзя сбрасывать со счетов фактор быстротекущего времени. Через сотню лет решительный этот фактор вносит определённые коррективы в утверждение классика не только русской свободной мысли. Сегодня, в частности, в нашей стране хорошие люди могут сесть тесным кружком и, проведя в умных разговорах не одну ночь, а целых три года/!/, прийти к объединившей их идее вытравить гнусную болезнетворную язву на теле современного грузинского общества – откровенную нищету пятидесяти двух процентов населения.
Даже в условиях миграционного кризиса 52% полубезработных, полуголодных и полностью обезнадёженных людей – огромнейшая цифра, имеющая, увы, мерзкую тенденцию к возрастанию. Людей этих невозможно сплотить в единую человеческую массу, придать ей ёмкий положительный заряд в виде самой наипривлекательнейшей консолидирующей идеи и ждать от массы желанной искры самовозгорания.
Вся сила, весь энергетический порыв нашей бедноты направлены на достижение отнюдь не заоблачных идеалов: дёшево поесть, запить трапезу водой из-под крана и прикрыть филейную часть туловища секенхендовскими шмотками. Бытие, как определяло, так и определяет сознание. Экономика, как была базисом,так и осталась вкопанной в землю первоосновой нашего нового государственного здания. А на его маковке, как и в советские времена, надстроечным флюгером безостановочно крутится мораль. То одной своей стороной к народу повернётся, то другой.
Так, в период «прихватизации» мораль повернулась к рабочему люду задом и убаюкала наше низкое экономическое сознание сл абоаргументированными уговорами правительства соглашаться на разгосударствление госсобственности и приобретение ваучеров. Ваучеры - то рабочий люд приобрёл, да по бедности своей тут же за бесценок и продал их новоявленным хозяевам старых предприятий. Вчера они были советскими директорами заводов и фабрик, а сегодня – полноправными владельцами частной собственности.
Новоиспечённые мистеры-твистеры, видимо, из глубоких гуманных соображений отказались от эксплуатации людской рабочей силы и перешли на тягловую. Точнее сказать, на механическую тягу: полным имевшимся в распоряжении машинным парком ТЯНУЛИ с заводов-фабрик абсолютно всё, подлежавшее рыночному сбыту. Рынок он и в Турции рынок. И в России. И в Украине. Да что там говорить! Практически в любой стране старьёвщики новой эпохи по демпинговым ценам готовы купить любой феррумосодержащий лом, начиная с изуродованных станков и кончая мелкосортными гвоздями.
Мечи на орала перековывали на заре советской государственности. На заре государственности грузинской и мечи, и орала, и танки, и пароходы после автогенной обработки пошли на вторсырьё да на пользу автогенщикам в белых манишках. Кстати, о белых манишках и белых воротничках. Они неотделимы от белоснежных лайнеров, когда-то косяками сходивших со стапелей Потийского судостроительного завода и косяками отправлявшихся в прибрежную каботажку.
Но, видно, не только в черноморских водах резвились потийские суда; предположительно, какой-то малотоннажный сухогруз подался в большое плавание. Добрался до Вирджинских островов и своим ладным внешним видом привлёк внимание тамошних банкиров-бизнесменов к чудо-продукции потийского «ГЕМТСАШЕНИ». Да так привлёк, что заокеанские деляги связались с нашим «ИНТЕЛЛЕКТБАНКОМ» и через структуры этого казначейства, закамуфлированные под сомнительной генеалогии компанию с Вирджинских островов, провернули дерзкую операцию, в результате которой, по самым скромным подсчётам, десятимиллионнодолларовый завод всего за семьдесят тысяч баксов попал неизвестно в чьи руки.
Доподлинно известно, что в криминально-детективной истории разгосударствления потийского «ГЕМТСАШЕНИ» участвовали тогдашний рейхсканцлер Лекишвили, министр госимущества Силагадзе, министр промышленности Агладзе и помощник президента страны по вопросам экономической реформы Басилия. Доподлинно известен и тот факт, что президент Шеварднадзе подписал бумагу о приватизации «ГЕМТСАШЕНИ» с простыми числами, а через пару недель они почему-то превратились в сложные, причём пузатые нули и худосочные дроби возникли в пунктах, суливших приватизаторам максимальную материальную выгоду.
Спустя полдюжины лет вопиющий факт подлога государственного документа успешно замалчивается всеми участвовавшими в нём сторонами.
И президентом, которого обвели вокруг пальца личные визири, и визирями, которые, сдаётся мне, никогда бы не решились на эту комбинацию, если бы президентский палец не поманил их к себе.
Другая, трёхпальцевая комбинация, продемонстрированная перед самым носом трудового коллектива Потийского судостроительного завода, имела для последнего плачевнейшие последствия. То ли корабелы, то ли мошенники с Вирджинских островов так и не прибыли, а грузинским - без «то ли» - определённо закоренелым мошенникам заниматься реабилитацией завода – себе дороже. Сбагрили за бугор сотни тонн корабельного лома – и довольно в этой акватории спину гнуть на благо родной страны. Пора перебираться в другую. В Поти есть несоизмеримо более прибыльные. Ну, например, акватория торгового порта.
По весомейшей значимости извлекаемых с морского золотого дна и минующих госказну валютных масс Потийский порт сопоставим разве что со взятыми вместе Маднеульским горно-обогатительным комбинатом и Грузинской железной дорогой. Кстати, Международный Валютный Фонд давно уже выпрашивает у высшего начальства страны провести на этих трёх номинальных гигантах нашей карликовой экономики независимый аудит.
Однако, международных ревизоров к нашим гигантам на пушечный выстрел не подпускают. И так, и этак намекают им на пикантность сложившийся ситуации: дескать, рыться в приходно – расходных бумагах, скажем, потийского порта – всё равно, что рыться в куче несвежих портков главного свата нашего государства. Да-да, есть в нём такая должность, - из той особой сетки номенклатурных работников, которые подотчётны не какому-то там МВФ, а, как в данном случае, - свёкру любимой дочери, то бишь, президенту страны.
И так, и этак намекают непонятливым аудиторам на неэтичность проверки финансового состояния и анализа хозяйственной деятельности Грузинской железной дороги. Никак не удаётся растолковать, что её деятельность тесно связана с деятельностью пропрезидентского блока «За новую Грузию» и выявлять левизну расчётно-платёжного баланса многопрофильной фирмы господина Чхаидзе равносильно обшариванию карманов президентского костюма. Ату их, этих международных ревизоров с такими мелкоуголовными наклонностями.
В превентивном порядке лидер нашего государства Эдуард Шеварднадзе недавно на заседании правительства уже высказал своё возмущение по поводу неадекватного, на его взгляд, отношения к экономической политике Грузии. Адекватное, опять таки, на его взгляд, - это безоговорочное продолжение подпитки миллионными кредитами корпоративно-клановой системы управления ускоряющимся процессом тотального омертвения грузинской промышленности и экономики в целом.
Как бы ни упивалась страна пивом, самая успешная реализация основного национального продукта не украсит доходную часть государственного бюджета. Бюджетный кризис стал не просто приметой текущего времени, а его составной частью. И он не закончится до тех пор, пока время полностью не вытечет из допотопного часового устройства – двубрюхой стекляшки, наполненной старым песком. Песочные часы, к слову сказать, хороши только для краткосрочных экспериментов и непродолжительных медицинских процедур. А наша дорогая страна, находясь на грани физического измождения, уже одиннадцатый год пребывает в больничном стационаре.
В Грузии прожиточный минимум у различных групп населения, как известно, тоже различный. Одни жиринки в супе вылавливают, а другие с жиру бесятся. Официальная цифра прожиточного минимума в полторы сотни лари – блефующая статистика. Наш педагог, допустим, к полутора сотням два месяца подбирается, если, конечно, «бабки» в мутаку складывает. А парламентарий, по своей защищённой статье получающий 5 /пять!/ экзистнец-минимумов, пятью хорошими жизнями и живёт: одна – в парламенте, а остальные четыре – в бизнесе.
Набор товаров и услуг у наших представителей различных групп населения тоже соответствующий. Секвестрируя «защищённые статьи» бюджетников, мы лишаем их ларовой колбасы, одновременно предоставляя партаппаратчикам, канцеляристам, парламентариям и правительственным чинушам неоценимую услугу по внедрению в их сознание псевдопатерналистского чувства морально-социального превосходства над народом. В их глазах он был и остаётся чернью.
Всезнайство, вседозволенность, всепрощенчество – вот три кита, на которых держится колоссальное политическое самомнение «правящей группы» населения нашей страны. Кит – не рыба. Млекопитающее. Как и человек. Иногда, при переизбытке популяции старые киты выбрасываются на берег. Наука склоняется к мысли, что массовый суицид китов – слабоосознанная забота стариков о более молодых сородичах: океан велик, но еды и в нём на всех не хватает…
Грузия мала и снеди в ней пока хватает на всех. Программа по борьбе с бедностью, в основном финансируемая международным сообществом и рассчитанная на двенадцать лет, не позволит загнуться от голода самому последнему грузинскому бедняку. У всезнайства, вседозволенности и всепрощенчества за прокормом тоже дело не станет. В стране пусть не одинаково, но все будут сыты. И значит, киты нашего общества на берег не выбросятся. Инстинкт самосохранения удержит от героических жертв. Не кашалоты же, в конце концов, глупые океанские. Подвид тот же, да класс
другой. Выше!
Политпамфлеты из цикла «Э, дико! Ты что вытворяешь?»
газета «Кавказский акцент», 2003 г.
***************
Страна должна помнить своих «героев». Автор пары десятков таких вещиц / с фактами и поименованием подсудных лиц / - единственный журналист-затейник в русскоязычной прессе Грузии начала века, кто жёстко костерил шеварнадзевскую коррупцию всеохватного масштаба.
Да, автора потом не менее жёстко стукнули мордой об асфальт, но всё же до того порезвился он вволю… И это – главный кайф!
11 лет назад отошедший от ступора автор что-то типа исповедального по наивной дурости своей принёс в редакцию одного журнальчика… Вряд ли кто-то читал… Хорошо, что не затерялось… Вернули… Глянули, как на «чудака», требующего замены в закавыченном слове первой буквы на пятую алфавитную… Но так ли?..
В "Насельниках..." моих - худвымысла процентов пять будет, не более...
Бывай, девочка! В. Б.
Свидетельство о публикации №223022200327