Летчик Качинского училища

Авраменко Александр Васильевич- подполковник- командир истребительной эскадрильи, лет-чик первого класса. Закончил легендарное Качинское авиационное училища лётчиков.   Летал на сверхзвуковом боевом истребителе МиГ-21.
 Летчик – инструктор. Обучал иностранных курсантов. За прекрасную подготовку получил медаль от Фиделя Кастро.
Руководил эскадрильей семь лет, которая постоянно определялась как лучшая, завоёвывая многочисленные кубки и грамоты. За всё время на полётах в эскадрильи не было ни одного ЧП.В Белгороде живет с 2003 года.  Является членом клуба «Крылья Родины». Принимал участие в создании музея авиации. В настоящее время проводит большую работу по  военно-патриотическому  воспитанию молодёжи,  выступает перед школьниками и студентами с рассказами об авиации.   
  Трудно встретить человека, в котором сочетается столько талантов! Он и сегодня мечтает о небе, при этом пишет книги и стихи, занимается моделированием, играет на гитаре. Ещё школьником научился вязать, штопать и вышивать крестиком, что впоследствии помогло  попасть на «Поле Чудес».
Почти каждый мальчишка 60-80 годов мечтал стать летчиком. И у Саши мечта была с детства стать именно лётчиком-истребителем, так как  истребители летают быстрее и выше остальных самолётов.
Он любил фантазировать, придумывать игры и всегда хотел, чтоб всё было близко к реальности. Лепил из пластилина солдат русских и немецких, естественно между ними были бои. Для достоверности доставал боевые и охотничьи патроны, зажимал их в тиски, а к капсюлю подносил зажжёную таблетку сухого спирта. После взрыва патронов картина была живописная. Но он проветривал комнату, мыл пол, и его мама хвасталась соседям, какой хороший растёт сын. Как ни придёт с работы, всегда свежий воздух и чистые полы. Раскрыл он тайну только в тридцать лет.
   Учёба в школе Александру давалась легко, читать научился очень рано. Очень любил читать. И после школы, сделав уроки, читал запоем. В третьем классе решил сделать мёртвую петлю на верёвочных качелях, но, не зная законов аэродинамики, выпал из верхней точки и сломал нижнюю конечность. Благодаря этому, лёжа в гипсе, научился вязать, штопать и вышивать крестиком, что впоследствии помогло  попасть на «Поле Чудес». В школе имел репутацию спокойного и скромного ученика, но в то же время словно «медвежатник» легко открывал шкафы с химикатами, чтобы взять немного реактивов для создания пороха. Классная руководительница Алевтина Фёдоровна эту энергию направила в мирное русло- поручила ему и ещё двум ученикам сделать для школы электрофицированную карту всех электростанций  Советского  Союза, а в  10-ом классе – электрофицированную таблицу Менделеева.               
Он грезил о небе и хотел быть только лётчиком-истребителем! Отлично понимая, что должен быть в хорошей спортивной форме, чтобы исполнилась мечта, полюбил спорт.
- Я не знал, каково это - быть лётчиком. Но понимал, что нужно иметь хорошее здоровье. А значит, надо тренироваться. Я крутился по сто оборотов в одну сторону и другую, чтобы вестибулярный аппарат был хороший, подтягивался, бегал,- вспоминает он.
 В10-м классе он  становится чемпионом школы по бегу на короткие дистанции и по прыжкам в высоту.
В советское время лётных училищ было много, но Качинское считалось одним из старейших в ми-ре. Его так и прозвали - «Легендарная Кача». Вот туда то и решил поступать Саша. Конкурс был огромный. Но он поступил без особых трудностей. Прошел психологический отбор.
Что это такое?
Психологическим отбором проверяли качества, которые необходимы для лётчика-истребителя - внимательность, устойчивость, сообразительность. Например, дают сплошной текст- одни буквы, без пробелов. Задание: найти в этом тексте букву «А» и её подчеркнуть, «В» - зачеркнуть. Абитуриент начинает искать, а в это время включается магнитофон и громкий голос его сбивает. Те, которые не прошли психотбор, хотя сдали на отлично все экзамены, их не зачисляли в училище.  Саша  прекрасно справился и с этим экзаменом.
Это был первый шаг к заветной мечте. Первый курс. Знакомство с небом, первый прыжок с парашютом. На втором курсе полеты на самолёте Л-29 и неописуемый восторг первого самостоятельного полёта.
И ещё он усвоил – главное в учебе- правильно посадить самолет. Усвоил посадку - ты лётчик. Нет?
«Ты хороший человек, но не лётчик». Значит, крепко пожимали руку и прощались. Александр премудрости и хитрости посадки понял. Так, из 200 поступивших курсантов смогли окончить училище 130. Среди них был и он.
Своего любимого учителя - заслуженного лётчика-испытателя, подполковника Виталия Петровича Селиванова он запомнил навсегда.
Александр  Васильевич вспоминает, - У нас были строгие инструкции. Например, нельзя выключать двигатель, а Селиванов выключал и говорил мне: «Сашка, запускай!». Если бы не запустился, его бы к ответственности привлекли. Вплоть до суда. Но он хотел сделать из нас настоящих лётчиков. Душу в нас вкладывал полностью и сделал. - И вот он, первый самостоятельный полёт: Я в кабине один, взлетаю. Я орал песни. Ведь наконец-то я лечу сам! Сам! Такое счастье! Мечта сбылась! А впереди третий курс и сверхзвуковой боевой истребитель МиГ-21пф.
Но и его удалось освоить благодаря замечательному лётчику-инструктору Виталию Петровичу Селиванову. По окончании четвёртого курса и сдачи государственных экзаменов командир полка полковник Корышев зачитал выпускникам, кто в какой военный округ направляется.  После распределения молодой лётчик Александр Авраменко попал в город Батайск. Служба складывалась хорошо, ему даже говорили: «Сашка, карьера у тебя точно пойдёт в гору!». Но он мечтал совсем о другом - хотел летать на сверхзвуке. Однажды в часть приехал генерал. Сашка и ещё пара его друзей чуть ли не в ноги ему упали. Заберите, мол, на сверхзвук. Тот посмотрел и сказал: «Бог с вами! Пишите рапорта!». Сашка пришёл к своему командиру. - Ну что ты делаешь?! Скоро в должности тебя повысим, квартиру дадут! - уговаривал молодого лётчика командир. Но Сашка был непреклонен. Так сбылась ещё одна мечта. Много где удалось побывать лётчику-истребителю Авраменко. Он летал на МиГ-21 всех модификаций и очень любил этот самолёт.

Через год он уже  старший лётчик, а ещё через два – командир звена. Коллектив лётчиков был  дружным. Подготовка лётного состава тоже была выше, чем в других училищах. Летали не только на сложный, но и на высший пилотаж по зачётному комплексу, выполняли атаки на полигоне с различных видов манёвра. То есть уровень лётчиков-инструкторов соответствовал подготовке лётчиков в строевых частях.
После пяти лет службы назначают на должность штурмана эскадрильи и направляют в Киргизию на аэродром Кант, где организуют первую эскадрилью на самолётах МиГ -21.   Через пару лет стал командиром этой эскадрильи. Руководил эскадрильей семь лет, которая постоянно определялась как лучшая, завоёвывая многочисленные кубки и грамоты. За всё время на полётах в эскадрильи не было ни одного ЧП.
Когда в 90-м году генерал Эхтов дал указание командирам полков определить в каждом полку лётчика №1, то заместитель командира Кантовского полка сказал: «Тут и так всё ясно, – подполковник Авраменко».
Александр Васильевич с улыбкой вспоминает, - лётная смена - по 6-7 часов. В Киргизии, где я служил, жара бывала невыносимая. В кабине - градусов 70. И вот отлетал, весь мокрый. Тело уста-ёт, но душа-то поёт!
 Первоклассный лётчик, он знает истребитель как свои пять пальцев. Что есть сверхзвук? Что такое перегрузка? Эти вопросы часто задают школьники.
 - Сверхзвук - это когда самолёт преодолевает скорость звука. В кабине это не ощущается. Что та-кое перегрузка? Вот мы сейчас сидим все вместе, у нас перегрузка единица. Когда выполняется пилотаж, перегрузка увеличивается до 6, 7, 8 единиц. Это если представить, что шесть человек твоего веса сели на шею. Вот здесь и нужно здоровье. Ведь от большой перегрузки можно потерять сознание. Есть противоперегрузочные костюмы. Можно ли летать без этих костюмов? Можно, если очень крепкое здоровье. А высотный компенсирующий костюм нужен, когда летаешь на сверхзвуке на большой высоте. Если на высоте 12-13 тыс. метров ты оказался без фонаря (остекление кабины. - Прим. авт.), то мгновенно погибнешь. Потому что там, наверху, большое разрежение воздуха. Раз в год у нас этот костюм проверяли на герметичность. Представьте, тебя в этом костюме засовывали в барокамеру и откачивали из неё воздух. Ставили стакан с водой, и она закипала. Точно также на большой высоте без костюма закипает и кровь, и лётчик погибает, - объясняет Александр Васильевич.
Когда пришла пора уходить со службы, Александр Авраменко обосновался в Белгороде.
По прежнему осталась тоска по авиации, поэтому занялся созданием авиамоделей. В своей комнате он соорудил мини-аэродром, на котором стоят и «летят» копии всех реактивных серийных самолётов.
-  Сначала думал: буду делать одни истребители, потом пошло-поехало. Моделированием до этого никогда не занимался. Иногда делаешь долго, и ничего не получается. Начинаешь злиться. А потом, когда всё-таки выходит задуманное, душа поёт, радость, как у ребёнка. Лет десять уже занимаюсь этим, - рассказывает Александр Авраменко.
В его коллекции 56 моделей: Су-30, сверхзвуковой Ту-160, вертолёты.
Талантливый человек- талантлив во всем. Александр Васильевич относится к этой категории. Он издал три книги о судьбах своих товарищей-лётчиков, прекрасно играет на гитаре, вышивает кар-тины. Лежать на диване - не в его характере. Он даже в телепрограмме «Поле чудес» участвовал.
- Я знал, что миллионы людей хотят попасть на «Поле чудес». Поэтому вот что придумал: купил мужские чёрные носки, отрезал пятку, заштопал в форме кроссворда - и сработало! Через две недели позвонили и сказали: «Вы приглашены на «Поле чудес»! Съёмки шли два дня. Нас собрал Леонид Якубович, чтобы рассказать правила игры. Душевно, приятно было с ним пообщаться. Он сказал: «То, что вы попали сюда, - это всё равно, что выиграть миллион в лотерею». И показывает ящик, заваленный письмами. Я понял, что многие из них даже не успевают читать. Александр вы-играл видеокамеру, о которой давно мечтал. А ещё постельное бельё, утюг, пылесос. С той игры осталась видеокассета, которую он часто пересматривает.
Александр Васильевич признаётся: самая светлая страница моей жизни - это небо. И друзья.
Всегда с удовольствием встречаюсь со своими друзьями качинцами.
Подполковник Авраменко А.В. возглавляет комиссию по военно-патриотическому и нравственно-духовному воспитанию. Его заместителем является полковник Черенков В.К., а секретарём – супруга Галина Фёдоровна, которая к тому же возглавляет сообщество пожилых людей 16 округа.
Школьники часто спрашивают: не страшно было? Он отвечает: нет. Хотя всякое бывало. И отказ всех систем прямо в полёте, когда приходилось садиться почти вслепую. Но это ничто по сравнению с тем восторгом, что испытываешь в небе. И добавляет: - Хотите адреналина? Идите в авиацию.
Своими правдивыми историями, влюблённый в  профессию, Александр Васильевич заражает слушателей. Ведь героизм у русских воинов идёт со времён предков. Александр Невский, Дмитрий Донской, Евпатий Коловрат, Пересвет и Ослябя.
Помните послание нашего президента В.В.Путина к Федеральному собранию, где он рассказал о новейших образцах оружия. В конце выступления он сказал, что подобное оружие может лет через 15-20 появиться в других странах, но таких людей, как в России у них никогда не будет. Он имел в виду героические поступки в Сирии старшего лейтенанта Александра Прохоренко, который, оказавшись окруженным боевиками, вызвал огонь на себя и подвиг лётчика Романа Филиппова, которого сбили, и когда боевики приблизились к нему, он, чтобы не попасть в плен со словами: «Это вам, за пацанов» подорвал их и себя гранатой. Уже в первую мировую войну российские лётчики Юрий Гельшер и Александр Прокофьев-Северский продолжали участвовать в воздушных боях после ампутации ступней ног. А во время Великой Отечественной войны наши лётчики совершили более 600 воздушных таранов.
 Немало подвигов совершено и в наше мирное время. Лётчик Казанцев, выпускник школы №19 го-рода Белгорода. С ним вместе эту школу закончил и Владимир Черенков, а потом также – Харьковское авиационное училище. Таких примеров – масса. Курсант Леонов, капитан Рыбников и другие. И эти поступки среди лётчиков не считаются героизмом, а просто нормальным явлением.
Генерал-майор медицинской службы Владимир Пономаренко курировал первый отряд космонавтов, набранных из лётчиков-истребителей. Он пришёл к выводу, что с годами у лётчиков вырабатывается такая черта характера как жертвенность, то есть они готовы жертвовать своей жизнью ради спасения других.
Естественно школьники, студенты, солдаты срочной службы с интересом слушали Авраменко А.В., а потом писали благодарности в книге отзывов.
 (Материалы из личного архива Авраменко А.В)


Рецензии