Отголосок войны, или Вайс возвращается. Гл. 5

************************************************
Внешняя разведка сообщает

      На столе полковника КГБ Роберта Михайловича Лебедева резко зазвонил белый телефон, что бывало не часто. Полковник даже вздрогнул от резкого звонка. Звонила секретарь директора внешней разведки Клочкова
-    Роберт Михайлович, вас срочно вызывает Вадим Алексеевич.
     Лебедев подошёл к зеркалу, поправил галстук, после прошёлся расчёской по волосам и вышел из кабинета.
     Что-то случилось серьёзное, - размышлял он, идя к высокому начальству.
     В кабинете Клочкова за столом сидели ещё два сотрудника.
-    Присаживайтесь, Роберт Михайлович. Ну, что, товарищи, все в сборе. Итак, нам стало известно, что на одном из наших  «почтовых ящиков» западной разведкой готовится секретная операция. Для её осуществления в Союз направляется многоопытный, прошедший через огонь войны разведчик, полковник Георг Вайс. Он же Николай Иванович Кочергин. Возможно имя его изменится. Прибытие его в Москву задерживается из-за объективных причин, находящихся на нашей территории. Как нас осведомили, от резидента, находящейся в СССР,  потребовали срочно удалить причины. Это ещё раз говорит,  какое большое значение на Западе придаётся планируемой операции. Это всё, что нам пока известно. Нам передали фото этого маститого шпиона. Наши архивариусы перерыли тысячи фотографий времён войны. но всё же нашли место, где этот шустрый немец засветился. Это была ставка нашей разведки Западного фронта в лесах Белоруссии в 1943 году. На этих же снимках мы нашли  недавно умершего ветерана КГБ Томина Николая Сергеевича, и, в то время, военного корреспондента газеты «За Родину» Георгия Александровича Чудовского, а так же, ныне майора МУРа, Ивана Петровича Черкасова. Есть версия, что одной из причин,  препятствующей  появлению Вайса, могут быть названные товарищи.  По рекомендации Юрия Владимировича есть предложение подключить к операции по задержанию западного гостя вас, Роберт Михайлович. как наиболее сведущего в местных делах Москвы. Что вы сейчас можете нам сказать? Есть ли у вас на сегодняшний день какие-нибудь сведения?
     Лебедев поднялся.
-    Сидите, сидите, Роберт Михайлович. Чувствуйте себя свободно.
-    Да, мне известны все три названных лица. Недавно мы хоронили нашего ветерана Николая Сергеевича Томина, умершего, как написано в Заключении медэксперта, от остановки сердца.  На похоронах присутствовали и Чудовский с Черкасовым. Чудовский в настоящее время возглавляет редакцию газеты «Советская трибуна». Черкасов – работник МУРа, майор. С ним мы уже хорошо знакомы. Он нам очень помог в операции  «Сатана». Нам известно, что Томин был найден в бессознательном состоянии в парковой полосе  речного вокзала. Этот район курирует Черкасов со своей группой. Зная характер Ивана Петровича, его дотошность в своих делах, думаю, что  он тщательно занимался, а, возможно, занимается и теперь обстоятельствами смерти Томина.
-    Получается, что МУР опережает вас.
-    Данный случай местного характера. А такие дела в начале попадают в МУР.
-    А не забрать ли вам к себе Черкасова?
-    Не пойдёт.
-    Почему?
-    Он не любит вожжей. Ему нужна абсолютная свобода. А у нас – строгая дисц-иплина.
-    А вы не замахивайтесь на его свободу, но сделайте так, чтобы он был вам подотчётен, подавая фотографию с Вайса Лебедеву, заключил Клочков.
                *
     Возвращаясь к себе, Лебедев ругал себя последними словами, что поверил Медзаключению о причине смерти полковника, даже не подумав проверить достоверность документа. А ведь вполне вероятно, что операции по устранения причин, препятствующих  появлению Вайса,  уже началась.  Лебедев сел за стол, откинулся на спинку кресла и стал обдумывать, с чего начать: начинать собст-венными силами – это начинать с нуля, размышлял он, тогда, как Черкасов наверняка что-нибудь уже накопал.  Полковник поднял трубка и набрал номер телефона «свободолюбца». На звонок ответил сам Черкасов:
-    Алло. Черкасов слушает.
-   Иван Петрович, Лебедев беспокоит. Ты мне нужен. Подъезжайте сейчас ко мне!
-    Но у меня есть начальство!
-    С начальством мы после договоримся.
-    Но у меня же свои срочные дела!
-    Вполне возможно, что наши дела совпадут с твоими.
-    Хорошо.
-    Куду едете, никому ни слова!
                *
     Дежурный на вахте, проверив удостоверение Черкасова, позвонил секретарю.
Последовал ответ: «Пропустить!»   Секретарша, увидев входящего Черкасова, обратилась к нему:
-    Иван Петрович, проходите, вас ждут.
-    Небывалая вежливость к моей персоне, -  улыбнувшись, ответил на приглашение Черкасов. Даже тепло на душе стало.
     Лебедев  майора тоже встретил ни как в прошлые разы. Полковник поднялся из-за стола и вышел навстречу вошедшему и подал руку.
-    Что за нивиданный почёт, Роберт Михайлович? Чем я заслужил у вас столь тёплое внимание?
-    Не язви, Иван Петрович! Кто прошлое помянет, тому глаз вон! Проходи, садись!
     За приставным столом  сидели уже знакомые ему по прошлому делу «Сатана» два сотрудника КГБ. Черкасов уже догадался, что речь пойдёт о Томине и решил не выкладывать на стол все свои карты..
-    Иван Петрович, ты, наверное, уже догадался, зачем я тебя пригласил?
-    Предполагаю.
-    Как ты считаешь, смерть Томина случайность, или есть весомая причина?
-    Я считаю, что это стопроцентное убийство!
     Лебедев хоть и ждал такой ответ, но слова майора больно ударили по его совести. Оставаясь внешне невозмутимым, он продолжил разговор.
-    Я чувствую, что ты капитально влез в это дела, зная, что дела КГБ – не твоя область?
-    Томин мой фронтовой друг. Я просто обязан вести следствие не только потому, что ЧП произошло на за мною закреплённой территории, но и по долгу боевой дружбы! И боль за смерть своего друга было первым, что меня подвигло заняться делом! А ведь я мог, так же, как и вы, не будь он моим другом, посмотреть на заключение судмедэскпертов, и  успокоиться. Зачем ещё одно лишнее дело на свою шею, когда  других дел по горло.
     Слова Черкасова больно ударили Лебедева. Но, подавив боль, он продолжил разговор.
-    Есть предложение Клочкова Вадима Алексеевича перевести тебя в КГБ.
-    Спасибо Клочкову за доверие, но для меня МУР уже родной дом. А в моём во-зрасте «коней на переправе не меняют»!
-    Значит, отказываетесь?
-    Отказываюсь!
-   Тогда расскажите, от чего умер Томин?
-    У Николая Сергеевича очень тяжёлая черепномозговая травма, в области сердца сломаны два ребра, повреждена печень. Но, самое,  подтверждающее, что данное ЧП самое настоящее убийство – в крови пострадавшего наш эксперт обнаружил двойную дозу снотворного!
-    Где это произошло?
-    В парковой зоне Речного вокзала, где нет ям, развалин камней, куда и на ко-торые Томин мог упасть. Отсюда следует, что его просто-напросто убивали, когда он уже после укола был в бессознательном состоянии. А после, чтобы скрыть преступление, на его одежду и в рот налили водку. По причине водочного запаха его отвезли в медвытрезвитель. А там, видя, что человек находится при смерти, переправили его во вторую горбольницу, где его и обнаружил участковый после звонка о помощи найти, не вернувшегося с прогулки мужа, жены Томина.
-    Кто участковый?
-    Его не трогайте! Его роль в  этой истории в том, что он после звонка жены обзвонил морги, отделы милиции и, найдя, позвонил Томиной, а после – и мне.
-    А почему тебе? А где районная милиция?
-    Милиция, отправив человека в медвытрезвитель, свои дела закончила и на этом успокоилась.
-    Так почему же участковый позвонил тебе?
-    Потому, что он мой сын. Он знал, из моих рассказов о Томине, знал, что он полковник КГБ, что он не алкоголик и почти не пьёт. Он съездил в парковую зону и убедился, что там получить смертельные травмы невозможно в результате падения с высоты своего роста. Вот и вся роль моего сына.
-    Так почему в заключении не указаны истинные причины смерти?
-   Причина указана – черепно-мозговая травма, полученная в результате падения гражданина такого-то, будучи в нетрезвом состоянии.
-    Кто подписал заключение?
-   Зав. травматологическим отделением Ламидзе Зураб Георгиевич, судмедэксперт Тушин Игорь Андреевич и Токсиколог Лидия Михайловна Селезнёва. Мы проверили подлинность подписей Тушина и Селезнёвой. Подпись Селезнёвой – подделка!
-    Почему подписал Тушин?
-   Его поторопили подписать. И он подписал, не глядя, будучи уверенным, что его данные внесены. Такое случилось с ним впервые.
-    А Ламидзе арестован?
-    Вот этого я и боюсь, что вы сейчас начнёте дрова ломать!
-    Ты что, считаешь, что в КГБ работают глупцы?!
-    Китайская мудрость гласит:  «Никогда не считай противника слабея себя не в силе, не в разуме». Вопрос может оказаться гораздо серьёзнее. И здесь может быть зарыта загадка, из-за которой вас, как я предполагаю, вызывал Клочков.
-    Иван Петрович, мы тоже думающий народ и цель у нас, как и у тебя – служить Родине. Так продолжайте свой рассказ.
-    Почему я отдал Медзаключение о причине смерти Томина графологам: при  посещении морга со своим токсикологом, а тело Томина ещё находилось там, она взяла кровь у пострадавшего. После в своей лаборатории, сделала анализ и нашла в крови присутствие снотворного препарата, значительно превышающего норму. Токсиколог же горбольницы во время нашего посещения морга находилась на больничном из-за сильного, как нам сказал Тушин, нервного срыва. Мне показалось такое совпадение подозрительным. Моя сопровождающая Зинаида Кац была хорошо знакома с Лидией Михайловной Селезнёвой  и мы решили навестить её прямо на дому. Кац характеризовала Селезнёву, как честного с твёрдым характером человека и лишь укрепила мои опасения, сказав, что срыв мог произойти в связи с её отказом подписать несоответствующее действительности Заключение.
     Когда мы подошли к подъёзду, в это время из него спеша вышла женщина, чьё лицо было наполовину закрыто платком. Нам показалась она очень подозрительной. Я попросил Кац идти скорее к Селезнёвой, а сам побежал за ушедшей женщиной. Но я немного опоздал. Когда я выбежал на дорогу, она уже села в серый Жигуль. Номер я не успел прочесть из-за сильного его загрязнения.
     Когда Кац поднялась на площадку, где находилась квартира Селезнёвой, дверь в квартиру оказалась не запертой. Кац вошла в комнату и обнаружила свою подругу сидящей в кресле без признаков жизни.
     Для меня эта смерть с большим знаком вопроса. Но почти уверен, что убийство связано со смертью Томина. Вот пока и всё, что я могу вам сказать.
-    А ты не думал, кому мог мешать Томин?
-    Этот вопрос в большей степени можете отнести и к себе. Томин ваш работник и вы должны знать больше меня.
-    Вы по нашим данным, да  и сами об этом говорили, служили в одном раз-ведподразделении Западного фронта. Не тянутся ли оттуда нити?
-    Я уже вам об этом намекал. Я предполагаю, как версия, что кому-то Томин в настоящее время мешал. И вполне возможно, что этот мистер «Х» находится в Москве, либо готовится к высадке в ней.
-    Но ты и твой друг  журналист Чудовский служили рядом с Томиным. Вы ничего подозрительного не замечали, я имею в виду слежку за вами или попытку нападения?
     Черкасов на минуту задумался  по поводу своего  решения не выдавать всех карт во избежания  нелепых помех  со стороны КГБ и не будет ли от этого хуже ему самому. Всё же он решил пока промолчать.
-    Нет, не замечал.
-    Как я уловил, ты с Чудовским крепко держишь связь?   
-    У меня из друзей остался только он.
-    Ясно. Иван Петрович, посмотри на это фото. Тебе не знакомо это лицо?
     Черкасов взял из рук Лебедева фотогрфию и внимательно стал рассматривать на запечатлённое на ней лицо. На какое-то время майор утонул в воспоминаниях далёкого прошлого. Что-то в лице уже не молодого ухоженного по западным меркам господина в памяти, как в кинохронике проскальзывали кадры бывших встреч с молодыми в военную пору людьми с различными  чертами лица. И вдруг - СТОП!  Бег лены памяти остановился. Черкасов вспомнил, как недалеко от штаба разведки его остановил светловолосый отутюженный капитан и попросил закурить. Тогда это чрезмерная не по русским меркам аккуратность  капитана не понравилась лейтенанту Черкасову. Он повернулся и стал смотреть вслед уходящего с вымуштрованной походкой офицера. Тот тоже обернулся  и помахал Черкасову рукой.
-    Да, кажется, однажды я встречал похожего человека. Вот если бы воочию пос-мотреть на него, на его выправку, фигуру…
     Лебедев достал из папки копию фотографии и подал майору.
-    Это тебе. Покажи своему другу, а после сообщи мне его реакцию.

                Продолжение  следует.


Рецензии