Интересный вопрос - Налчик
Кабардино-Балкария, как республика, образована из таких народов, как кабардинцы и балкарцы. Раньше об этом писали, как о титульных народах. Сейчас их объединили по Конституции КБР в один многонациональный народ Кабардино-Балкарии, тем самым лишив кабардинцев и балкарцев – субъектного права. Изучая историю вольно или невольно приходиться обращать внимание на некоторые факты в национальной истории кабардинцев, балкарцев, русских и иных народов, объединённых одной общностью. Одним из таких вопросов является образования города Нальчика. Местные историки кабардинцы, учёные мужи известного института Гуманитарных исследований республики определили дату – 1745 год. Нелишним считаю, что надо определиться сначала об истории поселении в XVIII веке на современной территории Кабардино-Балкарии. В реалиях XVIII века поселения кабардинцев носили подвижнический полукочевой образ жизни. Поселения часто меняли свое местонахождения, долго на одном месте не задерживались, жилища поселенцев двигались за своим владетелем, куда судьба указывала перст и возможности владетеля. Поселения составляли от нескольких домов до одного-двух десятков дворов. П.С. Паллас, который посетил ряд районов Северного Кавказа во второй половине XVIII века, сообщает о кабардинцах следующее: «они кочуют при своих постоянных набегах, проживая при этом в маленьких хижинах из войлока, служащих им палатками: они устроены на четырёх шестах и прикрыты лёгкой крышей из планок». Не считаем, что они постоянно кочевали, но на территории современной Кабардино-Балкарии, первым официальным поселением, который имеет прописку это селение Атажукино, основанное в 1830 году. Других поселений кабардинского этноса имеющих историческую прописку, как место постоянного жительства в продолжительное время не известно. Современная территория Кабардино-Балкарии в XVIII веке ещё считалось землями – Беш Тау Эл – «Пятигорских черкесов», то есть балкарцев, древних и коренных жителей края. История сохранила довольно много топонимов о древних балкарских населённых пунктах, как древности уже разрушенных временем и людьми, но и сейчас сохранившихся древних крепостей, замков, домов во всех ущельях Балкарии – Беш Тау Эл. В 1720 году на территорию Беш Тау Эл – мигрировали кабардинские поселенцы, бежавшие от Крымского ханства, чьими подвластными были кабардинцы с конца XVI века. Эти поселения на месте их кочевок были отмечены русским картографом Степаном Чичаговым 1744 г. Через год эти поселения частью вернулись в Прикубанье, частью расселились в других местах, часто меняя свои кочевки. Сегодня говорить или утверждать, какое поселение было на реке Налчик (так писали тогда, без мягкого знака) кабардинским невозможно, нет данных. А можно ли утверждать за дату основания города Налчик, дату миграции части кабардинского этноса через реку Налчик. Но это ещё не все. На официальном сайте города Нальчика написано, что по некоторым данным (ссылки на известных людей, участвовавших в фальсификации мифического «Канжальского сражения» Думанова Х.М., и Котлярова В.Н.), время основания Налчика – 1724 год. Думанов Х. М., понятно, он тогда был директором того самого известного Гуманитарного института Кабардино-Балкарии и поэтому, всё решалось с кандачка. Собрались, подумали и решили: Считать годом основания Налчик -1724 год. Но, подумав, решили, что слишком зыбкие версии такого подсчёта и решили остановиться на дате – 1745 год. Так, что считать датой основания поселения Налчик – 1724 год или 1745 год. Если в материалах Я.М. Шарданова «По обычному праву кабардинцев первой половины XIX века» на 1825 год, подготовленные к изданию Думановым Х.М., издательство «Эльбрус», Нальчик, 1986 год, где приводятся поселения на 1825 год, по реке Налчик ни одного поселения не зафиксировано. Ни одного.
Русская крепость начала строиться в 1822 году, когда Кавказская линия русских укреплений переместилась на территорию Беш Тау Эл – Балкарии, она не входила в число сельских поселений, так как, была заложена, как военная крепость. Военное поселение при крепости было основано в 1838 году, преобразовано в слободу в 1871. Первая половина XVIII - начато XIX в., бесспорно, порубежный период в истории русского военного поселения, который именно в это время обрел ту форму и содержание, каким должны быть первые военные крепости и поселения при них. В первой половине XVIII столетия город трактовался преимущественно в качестве крепости. Именно этот критерий выступал основным при оценке самого понятия город как в официально-государственном, гак и в повседневно-бытовом контексте. Важно отметить, что крепостная функция как определяющая характер города предусматривала не только наличие стен и башен, но и организацию жизни поселения: состав жителей, систему управления, внутреннюю структуру и т.д. Следует обратить внимание на одну деталь. Налчик, как крепость заложена в 1822 году, а военное поселение при ней образовано только в 1838 году. Это является важным фактором к вопросу, так называемого «Вольного аула», якобы образованного в 1826 году из беглых крепостных. Одно можно точно сказать в истории Кабардино-Балкарии такого поселения как «Вольный аул», никогда не было. Но это уже будет другой историей. А самое главное в чём. В том, что до 1774 года Кабарда считалась подвластным народом Крымского ханства. И только после Русско-турецкой войны 1768—1774 годов по условиям Кючук-Кайнарджийского мира Российская империя на Северном Кавказе получила Большую и Малую Кабарду. И говорить о гегемонии кабардинских князей на другие народы, если такое и имело место быть, только благодаря русскому оружию и присутствию. Интересно вообще получается. В кабардинской истории пишут, что они 101 год воевали с Россией. Как такое могло быть, если Российская империя освободила кабардинский народ от зависимости Крымского ханства, расселила на новые благодатные земли – Балкарии и дала возможность мирно развиваться. И пишут о геноциде устроенными русскими отрядами по отношению к кабардинскому народу. А не кроется ли здесь действия пятой колонны дискредитировать русский народ в глазах Европейского сообщества. Вполне возможно.
В последнее время активно пропагандируют историю кабардинского народа, как великой нации некие серые личности ничего не говорящие фамилии Осташко и другие, украинского пошиба. А в самом городе Тбилиси открыт памятник геноцида кабардино-черкесского народа в ходе колонизации Кавказа и якобы, уничтожением черкесов- кабардинцев, Российской империей. А эта самая Россия освободила от крепостного рабства более 20 тыс. крепостных крестьян Кабарды, из 24 тыс. населения всей Кабарды. Возвращаясь к нашему вопросу даты основания поселения Налчик, считаем, что надо исходить, из конкретных реалий. Кабарда, кабардинский этнос, где проживал в конце XVII века, в первой половине XVIII века. Исторически и документально, известно проживание кабардинского этноса в первой четверти XVIII века на левой стороне реки Терек. В 1720 –х годах на территорию Беш Тау Эл –Балкарии бежали два кабардинских рода Атажукиных и Кайтукиных, через брод возле местности Бештамак, в районе современного города Прохладного, спасаясь от крымских отрядов. Род Атажукиных остановилась в низовьях реки Баксан. Кайтукины, во вражде с родом Атажукиных, бежали далее и укрылись в тесном ущелье Кашхатау по реке Чегем. В реалиях первой четверти XVIII века – эти земли принадлежат балкарским обществам. Они не завоеваны, они не отступили в горы, как пишут в разных хрониках, что после нашествия Тамерлана, балкарцы бежали в горы, а кабардинцы на равнине заняли их места. У кого то или зимняя спячка или амнезия. Исторический «Хуламский камень» и карта Императорской Академии Его Величества Александра Павловича изданная в 1809 году, показывают, что в XVIII веке, современная Кабардино-Балкария, за исключением Малой Кабарды, принадлежат балкарским обществам. А кабардинские беглецы, они, как и везде, временно нашли приют у балкарских обществ, не более. Что временно, то и постоянно. Это утверждение стало реальностью и в отношении кабардинского этноса теснимого с одной стороны, чеченцами и ингушами, которые возросшие в численности народа и в воинской силе стали выдавливать кабардинцев, со своей территории. Крымские отряды, также доставали своими поборами. Русская военная администрация видела возможность в отношении кабардинцев, во имя их спасения только в одном, в переселении на территории не подвластной Крымскому ханству. Такой землей стала – территория Бештау Эл – Балкарии. И считать, что поселение Нальчик основано в 1724 или 1745 году – это обман, историческое искажение, созданная для удревнения не города Нальчика, а времени нахождения самого кабардинского этноса на современной территории. Миф «Канжальского сражения», тоже связано с этими мифами. Как могло случиться «Канжальское сражение» в 1708 году, если кабардинцы, как этнос не проживал на этой территории в обозначенное время. Все эти вопросы, все эти мифы создали и воспитали поколения, которые не приемлют действительную историческую правду. А правду, не скроешь. Недавно прочитал в одном форуме признание одного адыга «…Зачем, утверждать, что касоги – это мы, черкесы – это мы… когда займёмся действительной историей, нашей, своей». Когда – то Тина Дзокаева, осетинка написала о фантазиях осетин по спорам об аланстве книгу «Осетины в плену у алан» и поставила аналогичные вопросы, что надо заниматься, действительной историей своего осетинского народа. Мира Кавказу, России и всем добрым людям земли!
Хадис Тетуев, историк 31.01.2020г.
Ранее датой основания Нальчика считалось со дня основания русской крепости при реке Налчик, что действительно и фактически - 1822 год.
Свидетельство о публикации №223022200451