Табак в Сосновском районе
Из воспоминаний: Сундуковой (Бочаровой) Зинаиды Алексеевны,
уроженки Сосновского района.
«Мое детство прошло в деревне Челнаво-Покровское, Дегтянского сельсовета, Сосновского района. Время было тяжелое, пятидесятые года, практическое становление страны после войны.
У нас был колхоз, который занимался выращиванием сельскохозяйственной продукции, в том числе и табаком. Мы подростки 10-12 летние девчонки и мальчишки зимой учились, а летом работали в колхозе по мере возможности.
Моя родная тетя Федосова Анна Григорьевна, работала звеньевой по выращиванию табака и я все летнее время была с нею. Ее звено выращивало табак в полном цикле, то есть от рассады и до уборки табака.
Рассадник, как они его называли, находился рядом с нашим домом и даже воду для полива брали с нашего колодца, так как раньше никаких водопроводов не было.
Я смотрела, как делают эти рассадники для посева семян. Было интересно видеть, как они ровными грядками всходят, и день ото дня становятся все больше и больше. Время это было начало апреля, было еще холодно, поэтому на ночь их закрывали матами – это так назывались плетенные из кучи полотна, а утром когда солнце пригревало, маты снимали.
Когда расточки (рассада) становились побольше, их пересаживали пореже в другие рассадники (пикировали).
Весной время бежит быстро, солнце греет больше и рассада растет хорошо.
Нас подростков не допускали к основной работе, но можно сказать, всю вспомогательную работу выполняли мы. Это воды поднести и ящики с рассадой поставить на рыдван – это такая тележка в которую запрягали лошадь, разгрузить и другие мелкие работы.
Когда рассада подрастала, до нужных размеров, ее собирали в ящики и отвозили на место высадки. Взрослые рассаду высаживали, а мы ребятня крутились вокруг их и помогали чем могли.
Рассада табака быстро укоренялась и росла. Нам девчонкам, разрешали потом и поливать и полоть. В последствии, все лето мы ухаживали за растениями. Я не могу сказать, какой высоты был табак, потому что я была невысокой, но мне кажется, что он был большой. Массивные листья, твердый стебель. А потом табак зацвел. Вот тут нам прибавилось работы. Нас заставляли обрывать цветки и пасынки. Весь день мы обрывали цветки табака на поле, помню нас было человек 15-20. Конечно, не обходилось и без игр. Мы играли в прятки, очень удобно было прятаться, но с нами были взрослые женщины и они ругались на нас.
Но я хочу сказать о другом… Вроде бы все цветки оборвали, а они были желтые, далеко видно, а утром опять все табачное поле в цветах, и все по новой, и так происходило день за днем.
К концу лета табак окреп, лист стал крупный, а стебель массивный. Подошло время уборки.
Маленькими острыми топориками или секачом – это такой большой нож, под корень рубали табак.
В это время женщины бригады делились на группы: одни срубали табак, другие носили его к месту сушки, третьи разрезали стебель вдоль от корня пополам - до верхушки и нанизывали на шпагат, потом подвешивали в тени на сквозняк - для просушки (место было заранее подготовлено). Когда табак высыхал его собирали и увозили на машине, которая называлась полуторка.
Все это мои воспоминания о колхозной работе. Женщины, которые занимались с табаком, охраняли его, и конечно украсть его было трудновато, поэтому многие жители для личного пользования сажали табак на своих огородах, некоторые сажали для продажи. Мой отец курил и табак покупал.
Я хорошо помню, у нас в селе жила тетя Настя, она занималась выращиванием табака и продавала его. Помню, что стакан табака стоил у нее 20 копеек. И отец посылал меня за табаком, давая 20 копеек. Денег у людей не было, так как в колхозе работали за трудодни, а у нас в деревне клуб был где показывали художественные фильмы, цена билета была 5 копеек. И вот когда я ходила за табаком, я очень упрашивала тетю Настю, чтобы она продала табак за 15 копеек, потому что очень хотелось сходить посмотреть фильм, а денег не было, но она никогда не уступала…»
Постерное изображение: фото из личного архива Сундуковой З.А.
Свидетельство о публикации №223022200515