Кашкатавская партия Кабарды

Письмо калмыцкого наместника Дондук-Даши к Астраханскому губернатору Брилкину и ответ на него

«Оный Арасленбек (Кайтукин-Х.Т.) особливо ко мне пишет, что посылал с прошением к Ея Емператорскому Величеству брата да сына о трех делах, из которых главное дело было, чтобы испросить место жить на Баксане, на котором прежде живал;…», с.125.

А по другим сведениям

«Яко бы он Арасланбек желает быть в Кашкатове. Поэтому Великий Канцлер  и писал, чтобы из Кашкатов переходил, а понеже во оном месте хлеба не родится и скотины развесть не можно, и не токмо такое худое место просить, но всякий с худаго местадолой сойти проситься будет. Впрочем, по его прошению, Ея Императорское  Величество всемиилостивейше пожаловала, и он Арасланбек всеподданнейше благодарить и нижайше кланяется, токмо главное его дело, чтобы с худаго места перейти на прежнее жилище Баксан или Хазан-Бурун, или Шигаме, из оных трех в которой одно…», с.126.
1746 год, март, урочище Джан Сеит, писано по калмыцки 21 марта 1746 года. У подлинного приложено после подписи печать с подписью: Дондук-Даши Наместник Калмыцкий.

Комментарий – Х.Т.
У «Великих Кабардинских владетелей, не было звания «Наместник земли» и не было «Печати даровавшей власть: «Кабардинской земли»

Ответ Наместнику ханства Калмыцкого Дондук Даше, от Действителнаго Камергера , Кавалера и Астраханскаго Губернатора Брилкина

«…Чтобы почтенному г. Росламбеку Кайтукину дозволено было перейти на прежнее жилиже Баксан, или Хизан-Бурун, или Шигаме, из трех мест в одно и содержать-бы с родственниками его равномерно, о чем и от него Росламбек Кайтукина я письмо полдучил, а понеже как Вашему Высокопочтению известно, что в оном мне без указу Ея Императоскаго Величества позволения дать не можно…
Вашего Высокопочтения доброжелатель
Иван Брилкин, Апреля 2 дня 1746 г…», с.127.

Комментарий – Х.Т.

Астраханский Губернатор Иван Брилкин обращается: Наместнику ханства Калмыцкого Дондук Даше и именует кабардинского владетеля, г-господином, что, то же самое, что «гражданин». Это означает, что «кабардинские владетели» не обладают властью и землей.
Второе замечание, очевидно одно, кабардинский владетель А. Кайтукин со своими подвластными людьми находится на земле предоставленной Царской властью России. Земли не бывают бесхозными. Судя по топонимам:  Чегем, Басхан, Кызбурун – эта территория Балкарии. Кабардинцам отвели урочище Кашхатау на р. Чегем, другие живут на р. Баксан у горы Кызбурун. Верховья реки означает, местонахождение у горы Кызбурун.

Письмо Арсланбека Кайтукина

«Превосходительный господин, Милостивый Государь и Астраханской Губернии Губернатор!
    Я Арсламбек с покорностью моею…», с.127.
 Продолжим комментарий к данному обращению. Арсламбек Кайтукин, не называет себя князем или чем либо похожим на  владетеля земли или повелителя кого-либо. Это обычное обращение – Просительное о милости…

Арсламбек Кайтукин: «…За тем и перепровождал  житие свое переходя с места на место…»
Комментарий от издателя:
«1. Кашкатав (Кашхатау) урочище на р. Чегем, близ горы Кашкатау. Большая часть аулов, расположенных на этой реке в XVIII стол. Принадлежала Крымской партии, которая в противоположность Баксанской. Называлась еще по имени урочища – Кашкатавскою. Хазан-Бурун, Цизъ-Бурун, или Хизъ-Бурун, «Девичий рынок»-урочище на правом берегу р.Баксана, неподалеку от ея источников. Хизъ-Буруном называется собственно крайний угол правого берега Баксана, возвышающегося огромным утесом, который имеет около 40 сажен вышины.

2. Баксан-приток Малки. Он по выходе из подножья горы Эльбруса, принимает всвое течение с ю.-в. на с.-в. и, прорезав в этом направлении Большую Кабарду, вливается в реку Малку, близ Бабуковского аула, повыше Екатериноградской станицы. По имени этой реки в прошлом столетии в Кабарде существовала особая партия, известная под Баксанской. Партия эта была других более предана России и пользовалась удобствами и спокойствием в своей жизни. Арсланбек завидуя Баксанской партии, в которой находились его двоюродные братья, старался поселиться у верховьев этой реки вместе с ними, но братья отказали ему в том, как приверженцу Крымской партии…»

«Известия Кавказскаго Отдела  Императорскаго Русскаго Географическаго Общества», Том VI, Тифлис, 1875-1877.
Чувствуете: Никакого припоминания о «Канжальской битве» 1708 г.,  и о гегемонии Кабарды на Северном Кавказе…

Продолжение следует…

А теперь, сравним, что пишет официальная история Кабарды в лице двух руководителей Кабардино-Балкарского Института гуманитарных исследований. Эти истории кабардинских историков, каждое из них является искажением действительной истории, подлежит осуждению и привлечению к уголовной ответственности за создание экстремистской литературы, как «истории великой Черкесии».

Х.М. Думанов:
С ноября 1997 – 2007гг.,  директор Института гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино-Балкарского научного центра Российской Академии наук;
Награды, звания: Заслуженный деятель науки Кабардино-Балкарской республики; Заслуженный деятель науки РФ. Профессор. Лауреат Государственной Республиканской премии в области науки и техники (2003).

Х. Думанов  о балкарцах и карачаевцах: «Нельзя также не учитывать того исторического факта, что Малкинское ущелье до Эльбруса и Зольские пастбища, в частности, никогда не были местом обитания современных балкарцев и карачаевцев…», сс.18-19.«Киллар Хаширов: Исследования и материалы»,2009, КМВ;

Б.Х. Бгажноков:
С 2007 года по июнь 2014 года — директор Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований (КБИГИ).  С 2014 года и до своей смерти в 2020 году работал заведующим сектором этнологии, затем заведующим сектором древней истории и археологии Института гуманитарных исследований КБНЦ РАН.

«ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 394 (470.6) DOI: 10.31007/2306-5826-2018-3-38-7-22
ПАШЕННОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И ХЛЕБНЫЕ ЗЛАКИ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ КАБАРДИНЦЕВ»:
«В XIV–XVII вв. территория Кабарды занимала громадную для рамок Кавказа территорию. Она достигала временами свыше 100 тыс. кв. км при сравнительно малой для такой территории численности кабардинцев – в пределах 500–700 тысяч жителей…»
Б.Х. Бгажноков:
«С утратой восточных земель в низовьях и устье Терека в XVII – начале
XVIII вв. и затем в ходе русско-кабардинской войны 1763–1825 гг. территория Кабарды уменьшилась более чем в 10 раз, а численность в 10–15 раз.
Однако в результате экспансии русских войск и эпидемии чумы 1810–1812 гг., а затем и в ходе ожесточенных сражений 1822–1825 гг., численность кабардинцев резко уменьшилась и фактически Кабарда (как одно из самых значительных государств Кавказа) прекратила свое существование…»


Теперь, вы имеете представление примерное, как пишут «истории» кабардинские «историки»…

И они создали себе учение и учеников пропагандирующих мифическую Черкесию, про якобы отобранные земли у Кабарды, 101-летнюю войну, геноцид адыгов, разделенные территории, миллионы черкесов за рубежом, которых необходимо вернуть на «историческую родину – Кабарду». Это и есть,  один из узловых пунктов на Кавказе,  то есть проект развала России и создание «Черкесского государства – Кабарда» с включением в эту «Черкесию» земель созданных больным воображением ново-неонацистов Кабарды.

Расселение народов: «Генеральная Карта Земель Лежащих между морями Черным и Каспийским, 1809 г. Санкт-Петербург», карта Российскои империи – 1809 г. Эту карту кабардинские историки замалчивают. В этой карте нет «великочеркесских княжеств» и огромной территории Кабарды.

Хадис Тетуев, историк, 15.02.2023 г.


Рецензии