Кашкатавские истории Кайтукина 1746 год

Письмо Арсланбека Кайтукина. Действие происходит на территории Бештау Эл – 1746 год.

    Исторически и документально известно, что кабардинцы, как этнос с 1474 г., известны на левой стороне р. Терек на реке Ардон. Балкарцы в тех же документах отмечены,как Пятигорские черкесы, от названия – Бештау Эл (Пятигорская Страна). Любопытных к истории мы отсылаем к исследованию 1627 года: «Книга Большому Чертежу или Древняя Карта Российскаго Государства, пополненная въ розрядъ и списанная в книгу 1627 года.» Издание второе, САНКТПЕТЕРБУРГЪ. Въ типографiи Императорской Россiйской Академiи. 1838., сс.60-62.
    До последнего времени была принята политика искажения истории в разные периоды. Именно, с такой точки зрения одна из работ, которая  написана с искажением действительных исторических документов, это книга Х.М. Думанова «Территория и Расселение Кабардинцев и Балкарцев в XVIII – начале  XX веков». Нальчик, 1992 г. Отличительные особенности  этой книги в том, что автор, как источник не рассматривает указанную «Книгу Большого Чертежа…» 1627 года, а переходит к 1722 г. и избранно, изменив текст автора (Иоганна Густава Гербера) выдает следующую сентенцию: «Черкесы. Они живут в Кабардинской земле, которая делится на верхнюю и нижнюю…», с.11. Ук. Книги. Без всякого исследования, что было до 1722 г., и где в 1722 г. жили кабардинцы.
     Именно такие искажения позволили и Думанову, и многим до него, при нем, и после него искажать историю Балкарии, истории его расселения, исторических территорий. Что в дальнейшем позволило спекулировать кабардинским историкам и политикам, что Балкарцы, это безземельный народ, и как сам М.Х.Думанов, в предисловии этой же книги пишет: о периодических выделениях земли балкарцам и другим народам. Земли, той на которой первоначально они расселились, а затем в разное время земли Бештау Эл (Балкарии) под разными причинами и предлогами забиралось у древних насельников края.
     Фактически в период 1720 г., кабардинский этнос преследуемый крымским ханом Саадет-Гираем в 1720 г., при помощи и по указанию русской военной администрации Астраханской Губернии мигрировал на территорию Бештау Эл (Балкарии) и расселился на небольшом отрезке земли по р. Чегем, гора Кашхатау и по р. Баксан, Кишибек и гора Кызбурун. Долгое время до 1833 г. северной границей Балкарских обществ на севере с Кабардой с 1720 г., определялся по горе Кашхатау на реке Чегем. И выше горы Кызбурун на реке Баксан, было территорией Балкарских обществ.
     Искажая такие исторические факты, и первоисточники документов о расселении балкарцев и кабардинцев Х.М. Думанов в своей книге пишет: «В 1922-1927 гг. из земель Кабарды ещё дополнительно были отведены земли вновь образовавашимся в эти годы с. Бедых (1922), Лашкута (1922), Герпегеж (1925), Кичмалка (1927)…», с.10. Думанов.
 Вот такая безнравственная ложь о якобы землях Кабарды, которые выделили балкарским сёлам.
Ниже представлено  фрагмент переписки кабардинского владетеля Арсламбека Кайтукина 1746 года.
     Судя по материалам переписки речь, идет о том, что кабардинский владетель просит русскую военную администрацию разрешения и право переселиться с урочища Кашхатау, территории Пятигорских черкес, т.е. Балкарцев, по Книге Большого Чертежа на равнинную землю р. Баксан, которая находится от сел Бедых и Лашкута на 40 верст вниз. Это означает, что в 1720 г. и потом, это была территория Балкарии, в чем на основе исторического мошенничества перекраиваются границы и расселение балкарского народа. 
      Наглядный пример, ещё раз сошлемся на «Генеральная Карта Земель Лежащих между морями Черным и Каспийским, 1809 г. Санкт-Петербург». Если карту увеличить, то на карте вы увидите балкарские общества: Балкар и Чегем, ниже Кочевье Киргизов (Ногайцев) и только потом большая Кабарда. Все названные села Думановым: «Бедых (1922), Лашкута (1922), Герпегеж (1925), Кичмалка (1927)…»  в 1809 году, их территория находятся на территории Балкарии. И так будет долго, пока диктатура Бетала Калмыкова при Советской власти не перекроет балкарские и карачаевские границы.
Обратите внимание на одну деталь в приводимых выдержках: «после умершего брата нашего оставшиеся улусы и пожитки (Всякий улус как поселение имел вид деревни, расположенной по долинам рек и означал кочевье (улус-кочевой народ)-Х.Т.), по отцовскому и по дедовскому, такожъ и нашему обыкновению, нам резделить…»
Это только пример того, что так называемые «кабардинские княжества и огромная территория Кабарды» – искажение истории, которая продолжается и сейчас.


Выдержки

«3-е,  Чтобъ с оными нашими братьями, Баксанскими владельцами нас помирить и после умершего брата нашего оставшиеся улусы и пожитки (Всякий улус как поселение имел вид деревни, расположенной по долинам рек и означал кочевье (улус-кочевой народ)-Х.Т.), по отцовскому и по дедовскому, такожъ и нашему обыкновению, нам резделить. А как оной  братъ мой и сыне Арслан-уке съ оным объявлением и съ доношениемъ  ко двору Ея Императорскаго Величества прибыли, то немедленно, показуя къ намъ высочайшую милость, допущены были къ стопамъ Ея Императорского Величества, и по прошенiю нашему всемислотивейше пожаловала насъ, повелела  имеющiе наши аманаты переменить по желанию нашему, чемъ меня мизернаго, старого раба своего изволила обрадовать… И хотя мое прошенiе Всемилостивейшей Государыне было, чтобы мне  позволено было жить въ Баксане… Но после того Бригадир и Кизлярский Комендат Князь Оболенский писалъ ко двору Ея Императорскаго Величества, яко-бы я желаю жить въ Кашкатове…
Но мое прошение состояло, чтобы мне переселиться и жить на вершине реки Баксана…"
(Вершина реки Баксана в тексте предусматривает нахождение у горы Кызбурун, у первых холмов, на равнине р. Баксана. Малочисленность народонаселения Баксанской и Кашкатавской партии, это порядка
8-9 тыс.  человек всех, в 1746 г. позволяло жить на равнине между р. Малкой и  горы Кызбурун и горой Кашхатау на р. Чегем – Х.Т.). Здесь нет сказочных 350 тыс. и выше кабардинского населения, как нам представляет кабардинские исследователи в своих расчетах.

«Известия Кавказскаго Отдела Императорскаго Русскаго Географическаго Общества», Том VI, Тифлис, 1875-1877.

 Переписка  Арсланбека Кайтукина имеет продолжение…


Хадис Тетуев, историк, 18.02.2023 г.


Рецензии