Sol - типичное штаммовое понятие
Sol - типичное "штаммовое" понятие.
Мы писали об этом в предыдущей статье, но посчитали нужным ещё раз отдельно на нём остановиться.
Процитируем из предыдущей статьи:
"В современной Германии остался пережиток какого-то языческого прошлого в виде собирания друзей, признанных "Stammisch" за одним куском бревна в пивной. Натуральный ствол дерева, естественно, в наши дни отсутствует, но этот "Stamm" подразумевается. То есть, те кого признали "Stammisch" может в заранее условленный со своими друзьями день придти в пивную и усесться за выделенный стол - "стол рода/ствола", таким образом сидящих за ним считают "названной роднёй". Обр. внимание на детальное совпадение с ав. сел "горный кряж, скальный выступ", "жердь", также "насест для птиц". Само мероприятие носит название "Stammtisch" ("штаммовой трапезой"), где все исключительно - Stamm. Поэтому мы и предпологаем племенной, трайбалистско-этнический характер мировоззрения Сола. Христианство Дагhестана и Ичкерии, вероятно, должно было использовать родо-племенные традиции местного населения и считать свою общину какой-то отдельной "этнической группой" ("штаммом"), которым "Господь есть стража". В этой связи мы склонны считать, что ав. диал. Sol - изначально Stamm", при этом мы имеем ввиду смысловое совпадение.
Добавим сюда, что в Германии существуют многочисленные землячества и клубы по интересам, которые, активно используют такое немецкое явление как "штаммовый стол", "штаммовая трапеза". Исследователь не знакомый с этим до конца так никогда и не осознает значение архаичной аварской лексики, сохранённой в диалектах. Сол мог в том числе, так же считать свой круг "названной роднёй" и для этого в Германии вовсе не требуются принадлежать к родне физической. Автор этой статьи сам принадлежит к одному из таких "штаммов", поэтому наши рассуждения исходят из реалий, а не абстрактных концепций. Что же касается постсоветского пространства, то в эпоху СССР выделенные столы под "семейки"- из реалий тюремно-лагерного сообщества. Наличие подобных столов где-либо само по себе уже указывает на наличие "своих" и "чужих", на "землячества, кланы, союзы".
Как известно, в христианстве придавалось большое значение совместной вечерней трапезе членов общины. Мы ничего не знаем, имелось у ранних христиан понятие "названной родни", но, дело в том, что христианство впитало в себя много из языческого прошлого других народов. В любом случае, мы фиксируем, что в аварском языке обнаруживается ряд соответствий указывающих на "солчи" как немецкое "Stammisch". Точно также как у монголов существовали "названные братья" (an'da), которые считались даже ближе чем родные, у немцев до сих пор сохранились пережитки традиций "названной родни". Для языческого мировосприятия - это всё вполне нормально, но, вряд-ли, мусульманство, пришедшее на смену христианству и язычеству могло их позитивно, без враждебности принять как имеющее право на существование. Совместные трапезы, напр., христиан связаны в том числе с молитвами, благодарностью Господу и возлияниями. Как, примерно, могли выглядеть подобного типа горские посиделки видно по нартскому эпосу осетин. Христианство Сола должно по всей логике вещей продолжать обычаи собрания определённого круга лиц за общим столом. Ислам никогда не приветствовал подобные типа сборища, а тем более такие, которые практикуют возлияния.
Ав. сел, сологIер, солчи из той же лексики, что и монг. салаа "ветвь,разветвление,отрасль" и т.п. и конкретное "салбар" - "ветка, ветвь, отделение, филиал, секция" в том числе, когда речь идёт о родстве происхождения.Что же касается общедагестано-чеченского обозначения "рода" как "тухум/тукъуам" и т.п., то это исконно иранская лексика - toxm, без малейших признаков какой-либо родственной связи с кавказско-алародийскими языками, тогда как для ав. диал. sel/sol, всё же присутствует в аварском "цIул" ("древесина"). Иран. toxm (отсюда пехл. toxmag "член рода") по смыслу то же самое, что ав. "хьон", но вовсе не "сел/сол".
Если копнуть глубже в историческое прошлое Дагhестана и Ичкерии, то они, совершенно очевидно, что их предки должны были проживать в лесистой местности, в сравнительной близи от моря и контактировать с одной стороны народами с семитским языком типа сирийско-арамейского, а с другой - носителями парамонгольских языков, причём с последними имеются частично признаки не только заимствования, но и изначального родства. Складывается впечатление, что они на каком-то историческом отрезке времени оказались вне зоны распространения монгольских языков и на этом дальнейшая условная "монголизация" пришла к финалу. По-крайней мере, аварская дексика, действительно, выглядит, образно выражаясь, как вырванная из монг. книги страница. Язык глубинного аварского народа индиферентен как к горному ландшафту, если в нём нет леса, так и обобщающим понятиям типа "магIарулал", "leg/lek" и пр.- это всё более позднее, к тому же - сомнительное и наносное.
22.02. 2023
Свидетельство о публикации №223022200667