***

БАНЯ

          Находясь в очередной творческой командировке на севере, в небольшом таёжном селе, парням захотелось побаловать себя банькой. Решили разузнать у местных, они частенько подходили к ним с вопросами- что они делают.
- А что, мужики! У кого в деревне есть хорошая банька? Нам помыться бы перед отъездом, попариться как следует,- спросили они у собравшихся возле них деревенских жителей.
- Так вы это, сходите к Андреичу. Его дом сразу узнаете, он один у нас такой в деревне, на самом берегу стоит,- ответила подошедшая женщина.
- Как зовут- то хозяина?- спросил я.
- Кто дедом Михаилом зовёт, а кто просто Андреичем, ну а если официально- Михаилом Андреевичем кличут, - дала исчерпывающий ответ та же женщина..
     Так и решили: закончим работать и сходим к нему, узнаем. Идти на переговоры к деду Михаилу предстояло мне- жребий выпал. Дом его нашёл быстро, он действительно выделялся на фоне остальных. Такой добротный, крепкие бревенчатые стены потемнели от времени только ставни были окрашены, да и крыша претерпела изменения: перекрыли шифером, а до этого, похоже, была крыта тёсом. Ближе к речке стояла такая же потемневшая от времени банька, срубленная из мощных брёвен, скорей всего лиственницы. Верх тоже недавно обновили. Два маленьких оконца выходили во двор, дверь тоже была небольшая. Возле дома большой огород и хозяйственные постройки, небольшой стожок сена у стайки говорил о содержании живности. В огороде сам хозяин что- то копал, бормоча и напевая себе под нос мелодию прошлых лет. На вид лет семидесяти, с окладистой бородой, рослый, крепкий сибирский мужик.
- Доброго вам здоровья, Михаил Андреевич!- поздоровался я, подходя к забору.
- И вам не хворать,- ответил он, продолжая копать.
- Михаил Андреевич, говорят у вас в деревне самая лучшая баня. Мы бы хотели попроситься попариться да помыться. Как вы на это смотрите?- задал я вопрос.
- А кто это вы? - спросил он, внимательно разглядывая меня, и сам же ответил,- наверно, те, кто приехал запечатлеть нашу таёжную красоту?
- Да, вы правы, те самые,- сказал я, улыбаясь.
- Ну проходи, мил человек, побеседуем, заодно и баньку посмотришь, а то вдруг не понравится. Мало ли что народ говорит,- сказал он, открывая калитку,- сейчас самовар поставлю, чаю попьём и поговорим о вашей просьбе.
     Пока самовар закипал, дед Михаил показал мне внутреннее убранство бани и рассказал историю её появления.
- Баньке этой уже больше ста лет,- начал он свой рассказ,- её соорудил мой дед, тоже Михаил, ещё в 1901 году, когда приехал сюда в поисках лучшей жизни. Он один из первых обнаружил это место на берегу реки и первым делом стал строить баню. Говорил, что дом за лето поставить не успеет, а вот баньку, в которой они перезимуют, постарается закончить. Поэтому он её и срубил из лиственницы и крышу тоже  брёвнами перекрыл, а окна  маленькие, чтобы медведь не смог пролезть и забраться. Сверху на брёвна положил дерн пластами.  Вот почему порог такой высокий, знаешь? Это чтобы холод зимой не заходил. Двери тоже мощные и небольшие, поэтому, когда входишь, приходится наклоняться. Мой дед рассказывал, что в первую зиму приходил медведь-шатун. Ходил вокруг, пробовал когтями стены- не поддаются, в окно – не пролезть, решил дверь сломать. Начал её зубами грызть, а дед попросил жену открыть дверь по его команде, набрал шайку кипятка, открыли дверь- и кипятком медведю в морду- и закрылись сразу. Медведь взревел от такого душа и в тайгу убежал. Больше в деревне он не появлялся, обходил её стороной, а на морде остались шрамы от ожогов, его не раз охотники встречали в тайге, даже прозвище ему дали «ошпаренный»,а через год местные браконьеры убили зверя,- закончил свой рассказ дед Михаил.
     Сама банька внутри небольшая, а вот предбанник просторный, свободно пять человек могут разместиться, у стены небольшой деревянный стол с самоваром. Всё предусмотрел мудрый старик. В предбаннике они и перезимовали. Потолок, подшитый досками и побеленный, как и все стены, бак с холодной водой и кирпичная печь с речными голышами для пара. В печь вмурован котёл для горячей воды, на полках чистые деревянные шайки для мытья и деревянный ковш. Выглядело все  уютно. Так как банька стояла на самом берегу, то, попарившись, можно сразу в речку по деревянному настилу- мостику.
     Рассказал дед Михаил, что живёт один, жена два года назад умерла, а дети (два сына и дочь) живут в городе. Попив душистого чайку на травах, я собирался уже уходить, когда он вдруг спросил: «А как звать- то тебя, мил человек?»
- Алексашкой меня кличут,- ответил я шуткой.
- Ну послезавтра приходите, часов в семь, я вам баньку приготовлю, попаритесь вволю,- сказал дед и добавил,- только о деньгах разговор не заводите- не терплю.
- Я думаю, что от подарка в виде этюда ваших красот,  вы не откажитесь ?- предположил я.
- Буду вам очень благодарен. Картины я обожаю. В кухне над столом повешу и буду любоваться,- улыбаясь, ответил он.
     Банька оказалась удивительной. С купанием в прохладной речной воде и горячим чаем. Такого наслаждения мы больше нигде не испытывали. Спасибо Михаилу Андреевичу за гостеприимство.
                Сентябрь 2022 г.


Рецензии