Тамада

   Позвали меня однажды на день рождения к одной моей старинной знакомой. Жила она вдвоём со своей дочерью в старом московском доме в околоарбатских переулках, в коммуналке с четырёхметровыми потолками.

   Время было конец 80-х – начало 90-х, стоял конец мая. И весна была жаркой – за окном термометр показывал градусов 27 по Цельсию.

   Хозяйка свой юбилей праздновать собиралась обстоятельно и гостей созвала к трём часам пополудни. Когда пришёл я, все  гости были уже в сборе, хозяйка представила меня, как «физика из МГУ», видимо, поднимая свою социальную значимость, и пошла на кухню завершать свои приготовления к посадке мяса в духовку.

   Соседи и отношения с ними у хозяйки были вполне нормальными, так что они (соседи) под ногами у неё не путались…

   За столом стоял ровный ропот, гости готовились к продолжительному забегу и, вожделея и предвкушая, осматривали стол, намечая «первоочередные цели и задачи».

   Надо сказать, что хозяйка готовила замечательно, и, несмотря на начинавшиеся сложные времена, стол ломился от закусок – и огурчики с помидорчиками свежие,   солёные  и маринованные, и квашеная капуста, и грибочки солёные и маринованные, и всевозможные салаты и разносолы.

   Напитки были представлены парой бутылок шампанского и почти дюжиной «запотевших» бутылок водки – преимущественно «ноль семь» и «единичка», но был и «стандарт ноль пять». Гости пока ещё скучали, ожидая начала застолья, и вспоминали свои былые подвиги на «поприще пития».

   Было их человек 20, простой и бесхитростный работящий народ с такими же простыми и незатейливыми жёнами. И никто не решался начать празднование в отсутствие хозяйки, видимо, чтобы не прослыть самым голодным и нетерпеливым…

   Потом от нечего  делать решили выбирать тамаду – кто-то из них вернулся с Кавказа и рассказал, как это замечательно – иметь за столом тамаду. Все они были давно и хорошо знакомы и от таких подначек дружно отнекивались.

   А я был в этой компании первый раз, никого не знал и чувствовал себя слегка «белой вороной» в белой же рубашке с галстуком на окружавшем серо-пёстром фоне.

   Общий настрой не сильно вдохновлял, поскольку, хоть и могу я пить много и «без последствий», но занятие это не очень люблю, в силу его очевидной бессмысленности для себя. А намечавшееся мероприятие уже «впечатляло масштабами».

   Но тут чей-то задумчивый взгляд упал на меня, и сразу же возникла моя «кандидатура». Я было попытался отбиться, упирая на то, что «никого не знаю», но всем тут же стало очень интересно, как  новичок, да ещё «изрядно учёный» по их мнению, да ещё физик, справится с такой непростой задачей, и меня тут же назначили тамадой.

   Они даже представить не могли, чем это может для них закончиться…

   Мне не очень хотелось «руководить балаганом»,  но всегда и во всём можно найти положительные стороны, и я тут же постарался их отыскать, чтобы достойно и с удовольствием исполнить роль тамады и «не ударить в грязь лицом».

   Отсутствие же за столом хозяйки меня не только не смущало, а даже, скорее наоборот, вдохновляло, ибо совершенно развязывало мне руки, обеспечивая свободу действий в абсолютно незнакомой компании.  И я «принял командование на себя»…

   Воздвигнувшись над столом тамадою, я начал: «Та-ак… А что это мы здесь прохлаждаемся?– Путь нам предстоит долгий и неблизкий, и, пока хозяйка занята, надо размяться на дорожку, чтобы потом не спотыкаться по дороге…»

   Народ сразу понимающе загудел и потянулся к запотевшей водочке.  «Ну, тогда за хозяйку!» – Два раза мне повторять не пришлось. Жёны «вдарили» наравне с мужьями, и я понял, что сделал верный ход.

   Только все захрупали огурчиками, как я продолжил: «Между первой и второй – промежуток небольшой!» Народ послушно налил и «жахнул». Потом все потянулись за закусками, но тормозить было нельзя: «А теперь по третьей, чтобы первым двум скучно не было!»

   Все опять послушно выпили, а у меня уже следующий призыв готов: «А теперь – «залпом», чтобы враги нас боялись!» – залп получился слаженным и чётким, и я объявил: «Вот теперь – две минуты перерыв на салаты».

   Но тут вернулась к столу хозяйка и говорит: «А я хочу шампанского!» - Хозяйке-то кто же откажет?– сразу разлили обе бутылки по бокалам, пожелав ей здоровья и всего, что при этом положено…

   Надо сказать, что водка с шампанским – смесь сама по себе весьма ударная (и многие на ней «ломались»), а уж по жаре и натощак (ибо все знали кулинарное мастерство хозяйки) – так это просто «оружие массового поражения»…

   Но я уверенно продолжил: «А теперь давайте за хозяйку по-нашему, по-русски!.. без этих французских закидонов!» Опрокинули «по-нашему». «А теперь еще разок, для закрепления результатов!» – Закрепили результаты.

   «И вдогон за хозяйку!..– и ещё разок за хозяйку!» – тут кто-то из гостей робко заикнулся: «Да, не гони же ты так!» – на что я резонно возразил: «Кто хозяйку не уважает, может пропустить!» – и начинавшийся бунт был подавлен в самом зародыше.

   Дальше всё пошло, «как по маслу», в ритме вальса – «…и раз-два-три, раз-два-три, раз-два три…»

   Через полчаса водка на столе закончилась, и хозяйка принесла свой резерв – три запотевших бутылки из холодильника. Пока она ходила, народ немного «передохнул салатами», и мы продолжили «разгон» – выпили за «первую космическую скорость», за «вторую» и «третью».

   Не забывая при этом хозяйку, науку физику, природу и всё, на что падал мой «просвещённый взгляд», вплоть до силы тяжести, «что обеспечивает твёрдую поступь человека на земле».

   Гости уверенно втянулись в предложенный ритм, и я стал понемногу давать им слово, уже не боясь осечек, но тут закончилась водка… Совсем закончилась…

   Однако, как всем хорошо известно, «такое дело» у нас в России не принято «бросать на полдороге». И два энтузиаста-добровольца немедленно помчались за иссякшим «продуктом», быстро вернувшись с двумя большими пакетами, благо ларёк с животворным напитком был метрах в двадцати от дома.

   …Гости вполне уже расслабились, музыка легко била по ушам, призывая в неведомые дали, и застолье продолжалось. Всеобщему веселью сильно способствовало то, что жёны не отставали от мужей и не тормозили их «пламенный порыв».

   Но уверенно взятый темп оказался по силам далеко не всем, появились первые отстающие и павшие… Однако, «отряд не заметил потери бойца» и продолжил «гонять зелёного змия…»

   Когда же подоспело мясо, нежное и аппетитное, источавшее просто сказочный аромат, отведать его остававшиеся ещё пока «в строю» гости оказались уже не в силах – «баки были залиты по самые горловины», и места для мяса не было уже совсем – оно так и осталось стоять на столе, как памятник чьим-то несбывшимся надеждам…

   А уж про запланированный чай с пирогами никто даже и не вспомнил – все были заняты исключительно своими «внутренними переживаниями».

   …Часам к девяти вечера всё было закончено. Ещё «остававшиеся в сознании» гости перешли на автоматический режим полёта «налил-выпил!», даже не пытаясь «сбиться в стаю». Моё руководство больше не требовалось, да и руководить уже, считай, было некем.

   И поэтому, попрощавшись с изрядно «осоловевшей», но пока ещё державшейся на ногах хозяйкой, я откланялся…

   На следующий день к вечеру я позвонил хозяйке узнать, чем же закончилось «дело», а она мне и говорит: «Да-а… Ну, ты и дал вчера – никогда я не видела, чтобы так быстро и грамотно у меня накачали гостей – последние-то ведь разошлись лишь к четырём часам утра, раньше их жёны просто поднять не могли, да и сами поднялись с трудом…» 
 
   А некоторое время спустя она же мне рассказала, что и гости её долго удивлялись, как же быстро они утратили контроль над происходящим и «повелись у меня на поводу»…

   Но, сами понимаете, наука-то вообще – дело стоящее, а уж в такой ситуации и подавно… Тамада, одним словом...


Рецензии