Моя правда о ленд-лизе
Разоблаченная ложь есть столь же важное приобретение для блага человечества, как и ясно выраженная истина.
Лев Николаевич Толстой
Во многих своих повествованиях я говорил о ленд-лизе. Поскольку я являюсь непосредственным свидетелем тех далёких событий, в которых он играл особую роль и имел большое значение. Почему я сегодня решил говорить о ленд- лизе? А потому что всё чаще в последнее время многие даже те, которых я уважаю, пытаются принизить роль американской помощи в нашей смертельной битве с Гитлером. Я отношусь с определённым пониманием к тому, что этих честных людей вынуждают говорить, что ленд-лиз сыграл незначительную роль в победе нашего народа над фашизмом. Я считаю, что эта помощь была решающей в начальной стадии разразившейся бойни. Но, надо вспомнить и слова Жукова, который заявил, что без ленд-лиза мы не выиграли бы эту войну. И тут очень важно выделить 2 фактора: 1- массовый героизм нашего народа, который никто не имеет права отрицать, поскольку это истинная правда, и 2- это помощь Англии и Америки именно в тот период войны, который определял, отстоим мы свою родину или нет.
Говорить о том, что ленд-лиз-это пустяк в деле победы над фашизмом, значит беззастенчиво врать в угоду сиюминутным политическим выгодам власть предержащих. Говорить о ленд-лизе хочется с того момента, когда впервые в 1942 году я, живя в Бийске в Заречье рядом с Чуйским трактом, увидел колонны американских студебеккеров. Они иногда останавливались перед понтонным мостом через Бию. А мы им таскали в вёдрах воду, получая взамен сухари и даже кусочки сахара. Все «американские» шофера говорили по-русски. Поток этих машин не прекращался ни днём, ни ночью на протяжении нескольких месяцев.
Другое знакомство с ленд-лизом произошло, когда волею судьбы мы с мамой оказались в городе Борисове в освобождённой Белоруссии в 44 году. Каждой семье работающих на комбинате «Коминтерн», где мы поселились, раз в месяц выдавали 2 картонные коробки .Одну «сладкую», одну «жирную». В сладкой были галеты, жевательная резинка, шоколад и блок сигарет «Мальборо», по этой причине я начал покуривать в 8 лет. В «жирном» рационе была квадратная жестяная коробка с беконом, и несколько банок тушёнки. И нельзя сказать, что этого хватало на месяц. Мы это съедали практически за одну неделю. И когда говорят, что американцы мало нам помогали, я должен сказать другое: они нам помогли тогда, когда мы больше всего в этом нуждались. В начале войны техникой, стратегическими материалами и продовольствием для фронта. А потом, спасали жителей освобождённых территорий от голода. Сам американский народ во время Второй мировой войны не раскошествовал, жил очень скромно и получал продовольствие по карточкам.
В 41 году Америка стала поставлять нам марганец, без которого сварить качественную сталь для танков невозможно. Высокооктановый бензин позволял эффективно использовать самолёты. Как наши, так и английские, и американские. Отец моего друга, который воевал на ИЛ-2, рассказывал, что с поступлением американского бензина резко сократились аварии из-за поломок моторов. Порох и взрывчатка - всё это шло к нам уже в 1941 году в огромных количествах. Это нам поставляли тогда, когда это было жизненно необходимо. Как говорится, дорого яичко ко Христову дню.
А сегодняшние борзописцы, которые приуменьшают значение этой помощи, не хотят об этом говорить и не хотят считаться с фактами. Когда наши освободили Беларусь в результате блестящей операции «Багратион», задуманной и осуществлённой маршалом Рокоссовским, нас пацанов и девчонок собрали и отправили в пионерский лагерь под Бобруйск. Жили мы в довольно таки большой сельской школе, и кормили нас исключительно американскими продуктами. Когда начальник лагеря и повар стали приворовывать эти дефицитные продукты, то под руководством одного великовозрастного пацана мы объявили забастовку. Этих двух паразитов тут же убрали, и кормить стали по-прежнему сытно и вкусно. Обслуживал наш лагерь, доставляя продукты из Бобруйска (о холодильниках в ту пору и понятия не имели), автомобиль «Додж 3/4». Откуда он взялся, не знаю. Это великолепнейшая машина, которая в армии служила командирам полка. Командиров рангом пониже возили «Виллисы». Тоже великолепный вездеход. Он мог даже возить противотанковую пушку. Из всех машин, которые я видел в деле, лучшей конечно, был студебеккер, затем шевроле и форд. Наши отечественные ЗИС-5 и полуторка, хотя и уступали этим машинам по всем показателям, но заслуживают доброго слова. Но их было очень мало и их всегда не хватало.
Мой двоюродный брат - одногодок, который жил на Дальнем Востоке, уже будучи взрослым, рассказывал мне: « Какие гады американцы. Они потребовали машины, которые после войны остались на ходу. Представляешь, огромный пресс в порту Владивостока , туда своим ходом заезжал «Стударь» и превращался в считанные минуты в лепёшку. Пресс работал круглые сутки, загружая пароходы металлоломом. И это тогда, когда нам надо было восстанавливать порушенное войной хозяйство». И тогда я с ним соглашался.
В нашей конторе, где служила мама с 1947 по 1952годы, работал газогенераторный ЗИС- 5. Я на нем около 2-х недель был кочегаром. Он работал почти круглые сутки, поскольку потрёпанный студебеккер, работавший в этой же конторе был отобран по условиям ленд-лиза. Наши начали прятать сохранившуюся технику и подавали ложные данные о количестве исправных машин. Тогда американцы и устроили эту акцию, описанную моим братом. Соглашение по ленд-лизу определяло что, всё поставляемое из США давалось в долг и в аренду. И не подлежало оплате только то, что безвозвратно терялось в результате военных действий. Узнав об этом значительно позже, я понял, что был неправ, обвиняя американцев в уничтожении совершенно исправных машин.
Для осуществления ленд-лиза американцы додумались строить одноразовые пароходы. И на них через Тихий океан непрерывным потоком доставляли необходимые грузы для фронта и тыла. Обратно они уже не возвращались, т.к. рассчитаны были на один рейс.
В моём классе училась Лора Бороненко, отец которой после тяжёлого ранения вместо фронта стал перегонять американские самолёты из Якутии на фронт. В Якутию их перегоняли сами американцы с Аляски. Отец Лоры погиб в авиакатастрофе в Уральских горах. И нашли его останки только в 1950 году. А до этого семья за без вести пропавшего отца помощи от государства не получала. Много позже я узнал, что на этой воздушной трассе погибли около 150 наших и американских лётчиков. А всего по этому маршруту нам американцы поставили 19000 самолётов высочайшего по тем временам качества.
Американцы поставляли нам самолёты, танки, орудия, машины, паровозы, станки. Но не только.
Я хорошо помню, ту картину на привокзальной площади Минска, когда голодные и оборванные люди выбирали из громадных куч различной одежды подходящие для себя вещи. Мне тогда досталась малиновая куртка с желтой полосой на спине с изображением доллара. Она несколько лет грела меня осенью и зимой и, окончательно истрепавшись, ещё послужила половой тряпкой. Всё это выдавалось нам абсолютно бесплатно. И это была уже гуманитарная помощь.
Нельзя забывать и тот факт, что огромное количество вооружения поставлялось так называемыми конвоями по северному маршруту. За ними охотились фашистские подводные лодки. Сотни судов были ими потоплены. И тысячи американских, канадских и английских моряков погибли, пытаясь помочь нам. И когда сегодня рьяные пропагандисты начинают сравнивать цифры поставок с цифрами произведённого в нашей стране, то может сложиться у непосвящённого человека, действительно, картина мизерной помощи. Один пример. За годы войны наша промышленность выпустила 120000 самолётов. А Америка и Англия нам поставили около 20000. Т.е. почти в 6 раз меньше. Но, ещё раз надо подчеркнуть, что их самолёты были более современными и надёжными. И поставлялись тогда, когда наша промышленность только разворачивалась на уральских и сибирских просторах.
Говорить сегодня о том, что американцы - это наши враги, означает бесстыдно врать в угоду амбициям. Это является ничем неоправданным чванством некоторых лидеров нашей страны.
Вспомним историю. В конце 19 века, кто протянул руку помощи голодающей России? В 20 – 30-ые годы 20 века дважды кто помогал голодающим Поволжья и Украины? Кто в Отечественную войну оказал нам такую поддержку, без которой мы бы не победили Гитлера? И, наконец, в 90-ые годы спасали нас от голода «ножки Буша». И после всего мы превратили Америку в нашего врага.
Особо рьяным «правдолюбцам» советую посетить музей военной техники в Верхней Пышме на Урале или хотя бы познакомиться с теми цифрами, которые указаны на табличках к каждому экспонату техники, поставленной нам по ленд-лизу. Здесь же мы ограничимся благодарностью людям, которые создали этот частный музей.
А в заключении скажем: Вы хотите с оголтелым враньём, надувательством , фальсификацией данных, наглостью переписать историю и идти вперёд ? Не получится!
Минск. 23.02.2023
Свидетельство о публикации №223022301059
Сиволапые слепо верят "Соловьиному помету" и
"сливному бачку" Скабеевой.
Володя Новозеландский 23.02.2023 14:15 Заявить о нарушении
Такие ....как Голенко авторов.
Володя Новозеландский 23.02.2023 17:00 Заявить о нарушении
и убейся от зависти головой о стену.
Володя Новозеландский 23.02.2023 22:28 Заявить о нарушении