Моя правда о ленд-лизе

               
               

Разоблаченная ложь есть столь же важное приобретение для блага человечества, как и ясно выраженная истина.
Лев Николаевич Толстой

   Во многих своих повествованиях я говорил о ленд-лизе. Поскольку я  являюсь непосредственным свидетелем  тех далёких событий, в которых он  играл особую роль и имел большое значение. Почему я сегодня решил говорить о ленд- лизе? А потому что всё чаще  в последнее время многие даже те, которых я уважаю, пытаются принизить роль американской помощи    в нашей смертельной битве с  Гитлером.  Я отношусь с определённым пониманием  к тому, что этих честных людей   вынуждают  говорить, что ленд-лиз сыграл незначительную роль в победе нашего народа над фашизмом. Я считаю, что эта помощь была  решающей в начальной стадии разразившейся бойни.  Но, надо вспомнить и  слова Жукова, который заявил, что  без ленд-лиза мы не выиграли бы эту войну. И тут очень важно выделить  2 фактора: 1- массовый героизм нашего народа, который никто не имеет права отрицать, поскольку это истинная правда,  и 2- это помощь Англии и Америки именно в тот период войны, который определял, отстоим мы свою родину или нет.   
   Говорить о том, что ленд-лиз-это пустяк в деле победы над фашизмом, значит беззастенчиво врать в угоду сиюминутным   политическим выгодам  власть предержащих.  Говорить о ленд-лизе хочется с того момента, когда впервые в 1942 году я,  живя в Бийске  в Заречье рядом  с Чуйским трактом, увидел колонны  американских студебеккеров.  Они иногда останавливались  перед понтонным мостом через Бию. А мы им таскали в вёдрах воду, получая    взамен сухари и даже кусочки сахара. Все  «американские»  шофера  говорили по-русски. Поток этих машин не прекращался ни днём, ни ночью на протяжении нескольких месяцев.
   Другое  знакомство с ленд-лизом  произошло, когда волею судьбы мы с мамой оказались в  городе  Борисове  в освобождённой Белоруссии в 44 году.  Каждой семье работающих на комбинате «Коминтерн», где мы поселились, раз в месяц выдавали 2 картонные коробки .Одну «сладкую», одну «жирную». В сладкой были галеты, жевательная резинка, шоколад и блок сигарет «Мальборо», по этой причине я начал покуривать  в 8 лет.  В «жирном» рационе была  квадратная жестяная  коробка с беконом, и несколько банок  тушёнки. И нельзя сказать, что этого хватало на месяц.   Мы это съедали практически за одну неделю. И когда говорят, что американцы мало нам помогали, я должен сказать другое: они нам помогли  тогда, когда мы больше всего в этом нуждались.  В начале войны техникой, стратегическими материалами и продовольствием для фронта. А потом,  спасали жителей освобождённых территорий от голода.  Сам американский  народ во время Второй мировой войны не раскошествовал,  жил очень скромно и получал  продовольствие по карточкам.
    В 41 году Америка стала поставлять нам марганец, без которого сварить качественную сталь для танков  невозможно.  Высокооктановый бензин позволял эффективно использовать самолёты. Как наши, так и английские, и американские.  Отец моего друга, который воевал на ИЛ-2, рассказывал, что с поступлением американского бензина резко сократились аварии из-за поломок моторов.  Порох и взрывчатка - всё это шло к нам уже в 1941 году в огромных количествах. Это нам поставляли тогда, когда это было жизненно необходимо. Как говорится, дорого яичко ко Христову дню.
    А сегодняшние борзописцы, которые приуменьшают значение этой помощи, не хотят об этом говорить и не хотят считаться с фактами.  Когда наши освободили Беларусь в результате блестящей  операции «Багратион»,  задуманной и осуществлённой маршалом  Рокоссовским, нас пацанов и девчонок собрали  и отправили  в пионерский лагерь под Бобруйск.  Жили мы в довольно таки большой сельской школе, и кормили нас исключительно американскими продуктами. Когда начальник лагеря и повар стали приворовывать эти дефицитные продукты, то под руководством одного великовозрастного  пацана мы объявили забастовку. Этих двух паразитов тут же убрали, и кормить стали по-прежнему сытно и вкусно.  Обслуживал наш лагерь, доставляя продукты из Бобруйска (о холодильниках в ту пору и понятия не имели), автомобиль «Додж 3/4». Откуда он взялся, не знаю.  Это великолепнейшая машина, которая в армии служила командирам полка.  Командиров рангом пониже  возили «Виллисы». Тоже великолепный вездеход.  Он мог даже возить противотанковую пушку.  Из всех машин, которые я видел в деле, лучшей конечно, был студебеккер, затем шевроле и форд.  Наши  отечественные  ЗИС-5 и полуторка, хотя и уступали этим машинам  по всем показателям, но заслуживают  доброго слова. Но их было очень мало и их всегда не хватало.
    Мой двоюродный брат - одногодок, который жил на Дальнем Востоке, уже будучи взрослым, рассказывал мне: « Какие гады американцы. Они потребовали машины, которые  после войны остались на ходу. Представляешь, огромный пресс в порту Владивостока , туда своим ходом заезжал «Стударь» и превращался в считанные минуты в лепёшку.  Пресс  работал круглые сутки, загружая пароходы металлоломом. И это тогда, когда нам надо было восстанавливать порушенное войной хозяйство».  И тогда я с ним соглашался.
    В нашей    конторе, где служила мама  с 1947 по 1952годы, работал газогенераторный  ЗИС- 5. Я на нем около 2-х недель был кочегаром. Он  работал почти круглые сутки, поскольку потрёпанный студебеккер, работавший  в этой же конторе был отобран по условиям ленд-лиза. Наши начали прятать сохранившуюся технику и  подавали ложные данные   о количестве  исправных машин. Тогда  американцы и устроили эту акцию, описанную моим братом. Соглашение по  ленд-лизу  определяло что, всё поставляемое из США давалось в долг и в аренду.  И   не подлежало оплате только то, что безвозвратно терялось в результате военных действий.  Узнав об этом значительно позже, я понял, что  был неправ, обвиняя американцев в уничтожении совершенно исправных машин.
       Для осуществления ленд-лиза американцы  додумались  строить одноразовые пароходы. И на них через Тихий океан непрерывным потоком  доставляли необходимые грузы для фронта и тыла.  Обратно они уже не возвращались, т.к.  рассчитаны были на один рейс.
       В моём классе училась Лора Бороненко, отец которой после тяжёлого ранения вместо фронта стал перегонять  американские самолёты из Якутии на фронт. В Якутию их перегоняли сами американцы с Аляски. Отец Лоры погиб в авиакатастрофе в Уральских горах. И нашли его останки только в 1950 году. А до этого семья за  без вести пропавшего отца помощи от государства не получала. Много позже я узнал, что на этой  воздушной трассе погибли  около 150 наших и американских лётчиков. А всего  по этому маршруту нам американцы поставили 19000 самолётов высочайшего по тем временам качества.
    Американцы поставляли нам самолёты, танки, орудия, машины, паровозы, станки.  Но не только.
 Я хорошо помню, ту картину на привокзальной площади Минска, когда голодные и оборванные люди выбирали из громадных куч различной одежды  подходящие для себя вещи. Мне тогда досталась малиновая куртка с желтой  полосой на спине с изображением доллара.  Она несколько лет грела меня осенью и зимой и,  окончательно истрепавшись, ещё послужила половой тряпкой.   Всё это выдавалось нам абсолютно бесплатно. И это была уже гуманитарная помощь.
     Нельзя забывать и тот факт, что огромное количество вооружения поставлялось так называемыми конвоями по северному маршруту. За   ними   охотились фашистские подводные лодки. Сотни судов были ими потоплены. И тысячи американских, канадских и английских моряков погибли, пытаясь помочь нам.  И когда сегодня рьяные пропагандисты начинают сравнивать цифры поставок с цифрами произведённого в нашей стране, то может сложиться у непосвящённого человека, действительно, картина мизерной помощи.  Один пример.  За годы войны наша промышленность выпустила 120000 самолётов. А Америка и Англия нам поставили около 20000. Т.е. почти в 6 раз меньше. Но, ещё раз надо подчеркнуть, что их самолёты были более современными и надёжными. И поставлялись тогда, когда наша промышленность только разворачивалась на уральских и сибирских просторах.
   Говорить  сегодня о том, что американцы - это наши враги, означает бесстыдно врать в угоду амбициям.  Это  является ничем неоправданным  чванством некоторых лидеров нашей страны.
 Вспомним историю. В конце 19 века, кто протянул руку помощи голодающей России? В 20 – 30-ые годы 20 века дважды кто помогал голодающим Поволжья и Украины? Кто в Отечественную войну оказал нам такую поддержку, без которой мы бы не победили Гитлера?  И,  наконец, в 90-ые годы спасали нас от голода «ножки Буша». И после всего мы превратили Америку в нашего врага.
    Особо рьяным «правдолюбцам» советую посетить музей военной техники в Верхней Пышме  на Урале или хотя бы познакомиться с теми цифрами, которые  указаны на табличках к каждому экспонату техники, поставленной нам по ленд-лизу. Здесь же мы ограничимся благодарностью  людям, которые  создали  этот частный  музей.
           А в заключении скажем:  Вы хотите  с оголтелым враньём, надувательством ,  фальсификацией данных, наглостью  переписать историю   и идти вперёд ?   Не получится!
 Минск. 23.02.2023


Рецензии
К сожалению, еще как получается.
Сиволапые слепо верят "Соловьиному помету" и
"сливному бачку" Скабеевой.

Володя Новозеландский   23.02.2023 14:15     Заявить о нарушении
Умные люди обсуждают тексты.
Такие ....как Голенко авторов.

Володя Новозеландский   23.02.2023 17:00   Заявить о нарушении
Голенко, почитай "Пенсионер в Новой Зеландии на май 2016 г"
и убейся от зависти головой о стену.

Володя Новозеландский   23.02.2023 22:28   Заявить о нарушении