Детская ёлка

                Ёлка в Музее Москвы, или Роды мамы - ёлки... палки

19 декабря (2021) я повела Яну в Музей Москвы на детское представление. В анонсе заявлено возрастное ограничение - от 1 года до 6-ти. Прошу запомнить - именно - что тут ожидали детишек от годика до 6-ти лет. Ниже будет понятно, почему я акцентирую внимание на этих числовых интервалах. Маленький зальчик, детей было человек 20, соответственно, столько же и взрослых. Яну я усадила на 1 ряд, сама села сзади. На сцене большая кровать. Там под объёмными одеялами прятались и трепыхались два тела, - замечу - возня текла в хорошем, адекватном смысле. Из описания мы знали, что зрителей будут развлекать два клоуна. (я как ни пыталась заранее узнать - "чьих кистей" будет представление, не смогла найти информацию - что за актеры, какого театра или антрепризы, кто постановщик - про это - ноль. Только площадка, название, возрастное ограничение, стоимость) Значит, оба клоуна лежат в кровати. Спят. Во сне возятся, сопят, храпят, бормочут что-то нечленораздельное...ни единого слова; только вздохи, ахи, отдельные междометия. Периодически из-под одеяла показывались то носы, кругленькие и красные, как яблочки, то клоунские ноги в цветных шерстяных носках. Процесс пробуждения был слишком затянут, на мой взгляд. 15 минут - я даже на часы обратила внимание... Если бы это делалось с какими-то интересными ходами - другой разговор... но - реально - начало совсем не интриговало - нас с Яной... присутствовали какие-то примитивные ужимки, - вернее, я бы сказала так: у меня было ощущение, что актёры совсем не были настроены на игру, будто их сюда поместили против воли - кинули на сцену - без вдохновения, без озарения, без малейшего желания сделать новогоднее чудо... они были какие-то скучные, бесцветные, "прокисшие"... а ведь здесь собралась детская публика... я искоса подсматривала за Яной (как я сказала, сидела сзади, тут же за ее спиной). Янка была вся красная, напряженно наблюдала за клоунской вознёй в кровати, сжимая в руках игрушечную панду... чувствую - Янка томится, недоумевает... но это только у нас с Яной такая реакция. Остальные детки - хохотали, веселились, выкрикивали с места замечания, пожелания... Яну же я точно просекла, - что первые 10 минут она совсем не увлеклась представлением. У нас с ней одинаковая реакция - просто удивительно. Она в какой-то момент оборачивается ко мне, говорит: "когда мы уйдем?.. " У меня тоже зрело такое желание - уйти... но я всё же надеялась, что актёры "встрепенуться", взбодрятся - хоть мимолетно... Поэтому сказала Яне: "давай посмотрим, как дальше будет развиваться игра". (А зря, надо было, всё же уйти... но мы досмотрели всю эту "высокую" драматургию до финала...)  Теперь надо сказать о драматургической основе спектакля. Клоуны "отталкивались" от исторически известной новогодней песенки  "В лесу родилась ёлочка". Собственно, спектакль так и назывался. И всю песенку полностью разыграли "по нотам", по строкам. Причём - буквально по куплетам... с некоторыми добавлениями... совсем непредсказуемыми...  я подхожу к самой главной (на мой взгляд) "интриге" клоунского перформанса. Она - в сАмой первой  строке, пропетой артистами: "в лесу родилась елочка".  И ребята-клоуны, не смущаясь перед 3-4-летней детворой, далее демонстрировали... роды ёлочки... неожиданный ход...  как они это делали... попробую воспроизвести. Значит, один из клоунов у нас на глазах превращается во взрослую мать-ель. В смысле - маму-ель. Он через голову натягивает объёмное расклешённое пончо зелёного цвета, на голову - высокую треуголку - зеленого же цвета. Вот вам ёлка. То, что это мама , будет понятно в следующей мизансцене. Так вот, дальше - клоун-ель прячет под объёмным зеленым пончо второго клоуна, который в таком же "ёлочном костюме". Этот спрятанный присел за накидкой и изображает "плод", рвущийся наружу. Он трепыхается, дрыгается - короче - схватки. О том, что это схватки, мы бы в жизни не догадались... про них нам сообщил клоун-ель: "Мама-елочка беременна. Скоро роды..." (тут, надо сказать, донеслось одинокое детское хихиканье - на представление затесалась 7-8-летняя на вид девочка... другие малолетки молчали...) а все взрослые просто обомлели... я-то точно... я думала, что ослышалась, но - будто для меня, Мать-ель повторяет: "...скоро роды..." Без этой пояснительной реплики никто бы и не сообразил про беременность и скорые роды... (еще раз напомню про возрастные ограничения, про которые я сказала в начале рассказа - от года до 6-ти). Дальше по действию - ещё круче.... Мама-ель вопрошает в зал: "кто знает, как помочь мне родить ёлочку?.." 3-4-летки молчат... конечно, нынешние 4-годовалые ребятишки стремительно развиваются, но всё же, в вопросах анатомии и акушерства пока не сильны. Поэтому детки монолитно молчали. А клоун-ель-мама мучительно кидал вопросы в зал : "ну хоть кто-нибудь помогите, что нужно делать?" Я решила "спасти" ситуацию, говорю: "дышать нужно!" Дальше мужской голос подхватил из зала: "тужиться надо!" Загоготало всё взрослое представительство зрителей - вместе с клоунами... зал взорвался от  истерического хохота взрослых... (я просто застыла... главным образом - я была поражена больше не от того, ЧТО тут разыгрывается, а от того, как взрослые восприняли то,  что преподнесено - веселая реакция родителей - как будто это норма - демонстрировать перед малышами схватки и роды зеленой елочки...  дети тоже "заразились" смехом. И это было ещё абсурднее,  - ведь им не доступен был юмор про помощь в родах... и  ребята смеялись именно над хохотом взрослых.   Дальше ещё интереснее. Ель-мама, как ей и посоветовал взрослый зал, задышала, "затУжилась"... и... выпихнула из-под пончо новорожденную ёлочку - второго клоуна в зеленом треугольном костюме . Новорожденный немедленно заверещал, мама-ель вновь за помощью в зал: "что делать?" Одна умная девочка лет 5-6-ти воскликнула: "дайте ему соску". Тут мама-ель проделывает неожиданный поворот - совсем не по тексту песни - она идет в зал, обращается с вопросом: "кто папа моего малыша, где он? мне надо найти его..." И глазами выхватывает, скользит взглядом по папам, которые в зале со своими детьми... Ни один папа не вызвался "подыграть". Зато вызвалась всё та же умная девочка, которая про соску вставила. Вот именно она хотела взять на себя роль папы новорожденной ёлочки... она так уговаривала маму-ель: "я хочу быть папой!"... - что та согласилась и передала ей бутылочку для маленькой ёлочки, девочка заботливо поднесла бутылочку "малышу", "малыш" зачмокал, потом повеселел, пролепетал, обращаясь к девочке-добровольцу- к новоявленному папе: "спасибо, папочка! а теперь возьми меня на ручки! хочу на ручки!" Девочка-папа в растерянности, зовет своего настоящего папу, чтоб тот выручил её, поднимается из зала девочкин папа - очень массивный - выполз на сцену, подыграл, - обнял новорожденную ёлочку, покачал слегка...  Яна напряженно наблюдала за развитием "драмы", полной неожиданных поворотов и непонятных "физиологических" событий.... 
Такое вот непредсказуемое новогоднее детское представление было в музее Москвы.


Рецензии