Вздумалось...

1.Зачин

"Проза.ру" - безразмерная тетрадь - пространство, полезное для тех, кто увлечён письменной речью, поэтому - спасибо программистам - изобретателям полезного  пространства. Сперва я вознамерился использовать его для написания мемуара из моей юности. Начал увлечённо, продвинулся далеко, однако устал и отвлёкся на другое дело, ибо лучший отдых и состоит в перемене деятельности. Но тут: бах! - что-то в моём ноутбуке за что-то зацепилось, треснуло, щёлкнуло, и - вся моя писанина улетела в никуда. Все мои мысли, вербальные образы, синтаксические узоры, несколько часов напряжённой работы...  Всё исчезло. Вернулся первозданно пустой белый лист.

Разумеется, я огорчился. Посетовал, что умные программисты, наверное, поленились добавить в программу популярную команду "сохранить", что помогло бы автору работать долго и плодотворно, сохраняя черновик невидимым для читателя и удобным для автора - освобождать голову от массы слов и заменять отдохнувшим мозгом прежде найденное на новое - лучшее. Математики механически распространили свою программу "стихи.ру" на "проза.ру", да только проза совсем другой жанр. Если стихи, образно говоря, - сильный и кратковременный ливень, не допускающий пауз, то проза - очень часто долгий, то слабеющий, то вновь усиливающийся, порою муторный дождь. Мозг не выдержит столь долгого напряжения, если не будет отдыхать. А зато, отдыхая, он, если хватит таланта и упорства, создаст свою "Войну и мир". Или даже свою "Клариссу...", как Сэмюэл Ричардсон - дай Бог всем нам удачи. 

Просить программистов, чтобы они добавили в своё изобретение клавишу "сохранить" - занятие бессмысленное, ибо: кто же станет возвращаться к детищу, которое признано рождённым...  Поэтому: спасибо математикам за "проза.ру" (что вышло, то вышло), а я применю это пространство для текстов коротких - для мыслей, которые вздумаются - придут в ум, - и покажутся мне достойными читательского внимания. Так и назову свои недлинные истории на всякие темы: "ВЗДУМАЛОСЬ." Пока что - всё, пауза, - нажимаю на клавишу "опубликовать произведение". До встречи!



2. Что для меня родной язык?

В моём случае - русский. Язык определяет национальность, и, по-моему, каждый русский должен задавать себе этот вопрос. А в реальности мало кто задаёт...  В соцсетях немало патриотических сайтов, групп, обществ...  и многие гордятся своей национальной принадлежностью, готовы выкрикивать, на лбу своём написать: я- русский. И поставить рядом пять восклицательных знаков...   Но диктант написать на родном - русском - языке, тем паче изложение, сочинение, совсем не готовы, либо готовы плохо. Почему так? Вопрос многозначный. Здесь в ответе и сложность грамматических правил, и путаная логика грамматики, и ошибки в методике преподавания, и слабое понимание значимости родного языка в ощущении самости.  Отвечать на "проклятый вопрос" так трудно, что я бы даже не взялся - на него много лет пытаются ответить (по-моему, безрезультатно) профильные академические институты со многими академиками...  а научных кандидатов вообще не счесть. Это отдельная тема, и, в силу своих возможностей,  я о ней думаю.

А сейчас скажу вот что: в нашей среде живут хорошие русские и плохие русские. Плохие русские - это не только те, кто плохо относится ко всему, что характерно для русской нации. Ругают, например, наш национальный "авось"...  не предлагая никаких путей от него избавиться. Ругают пресловутую "русскую лень"...  забывая о той или иной иноземной "блохе", подкованной русскими. Имеется апофегма: когда трудно что-то сработать, обращайтесь к немцу, а когда невозможно и надо - тогда к русскому. Россия много раз эту сентенцию подтверждала.

Плохие русские - это ещё и те - прежде всего те!, -  кто плохо, равнодушно,  лениво относятся к русской грамотности. Довелось мне как-то в соцсетях прочесть восемнадцать комментариев к одному посту - из них семнадцать были написаны с ошибками. Это обидно. Плохой русский не только не знал простого правила грамматики, но к невежеству добавилась еще и лень свериться с правилами, которые опубликованы тут же, в интернете. А лень означает безразличие к авторитету русского языка, авторитету нации. Получается абракадабра: чуть ли не горделивые вопли: я русский!!!!!  И тут же: пренебрежение к родному языку, без которого нет и не может быть нации. Тогда чем же гордятся крикуны-невежды? Непонятно.

Хороший русский тоже может чего-то не знать, забыть правило, но он обязательно проверит себя - не станет выставлять своё невежество на смех. Хороший русский невежество и безразличие считает оскорблением родного языка,  родной нации, оскорблением себя - тут логика железная. Поэтому каждый русский должен задавать себе вопрос: что для меня родной язык? Лично я отвечаю так: не только средство общения - много больше! - золотой ключик, открывающий дверь в национальную словесность - к Пушкину, Тютчеву, Лермонтову, Серебряному веку... к национальной музыке, живописи... ко всей огромной национальной культуре,  без которой Россия была бы, упаси господи, сборищем ничтожного хлама. Хорошим русским есть что защищать. А плохим русским есть о чём задуматься. 

Тут делаю паузу.  До встречи!



3. Что значит: "отстал от жизни"?

И такая дума тоже приходит в голову. Лет тридцать (а то и поболе)назад наука утверждала: каждые семь лет количество информации удваивается. С тех пор скорость жизни решительно возросла. Разве тут за жизнью успеешь...  Технари сетуют: приходится трудно. А у нас, гуманитариев, и вовсе облом. Сферы жизни, отвечающие за культуру, находятся в кризисе. А какие-то и в развале. Искусство ушло из содержания - ударилось в форму. На страницах беллетристики, на театральных сценах, на экранах...  безудержный поиск новых форм: пушкинского Ленского могут показать геем, изобразить лесбийскую любовь Ольги к Татьяне, а Онегина представить депутатом Государственной Думы - удержу нет. В мире кино царит артхаус: киношная акробатика. Вербальное, мыслительное исследование общественного бытия мало кому под силу, а приколотить свои гениталии к полу - много ума не надо. Элите стали "неинтересны" прежние "Летят журавли" - журавли должны быть без перьев, или летать лапами вверх - идёт напряженный поиск "новых форм", сценарист упорно высасывает их из своих пальцев, стёртых клавиатурой. Русской поэзии не стало. Отдельные поэты еще продолжают традиции, но их не читают: они - "заумь". Читают рэп. Примитивный и наглый рэп в фаворе... 

Что творится? А это интернет разогнал жизнь так, что традиционная ("старая добрая") культура за ним не поспевает и либо деформируется на лету (на бегу?), либо ломается - гибнет. Интернет командует всеми сферами бытия, и гуманитарная культура ему безразлична - она не может быть ни другом ему (слишком разнятся цели и пути), ни недругом (слишком разнятся "весовые категории"). Старой доброй культуре приходится отойти на обочину. Хотите возразить? Хорошо, но сначала прочтите наизусть хотя бы двенадцать строк из Пушкина...  В девятнадцатом веке культурный россиянин читал семьдесят (+/-)прозаических страниц в день. В двадцатом веке - тридцать страниц. Сегодня...  хорошо, если пятнадцать, но в эти пятнадцать учётчики включают и чтение интернета - с позиций грамотности и общей культуры неважнецкое чтение...  Интернет-тексты переполнены грамматическими ошибками, на которые мало кто обращает внимание. Один написал "ничево", и сотни глаз восприняли ошибку как правило, и нет службы, которая  запретила бы ошибку, а "писателя" направила бы на соответствующую страницу учебника. ...Я выгляжу нудным педантом? Так ведь надо как-то рассеивать эту тьму. Альтернатива скудна: либо рассеивать, либо наплевать, - поэтому смиряюсь с незавидным ником "зануда". Ничего, потерплю, лишь бы кто-то, почитав мои вздумалки, стал уважительней относиться к русскому языку.


4. Как научиться уважать себя?

Мои вопросы к читателю - это, во-первых, вопросы к самому себе. Было бы фанаберией с моей стороны долбать других "проклятыми вопросами", на которые я сам не знаю или не ищу "прямых ответов". Поза ментора мне противна. А вопросов много. Как избавиться от национальной, глубоко укоренившейся, привычки причислять себя к низшему сорту?  Это реальность: когда мучает общественная проблема, русский человек не вглядывается в себя, а начинает озираться по сторонам: а как это у немцев? а что американцы об этом думают? а как бы англичане поступили? Англичанин в такой ситуации не станет смотреть, как бы русский поступил? - ему наплевать на русских с их русскими мнениями, а наш брат обязательно посмотрит на запад - это привычка тысячелетняя.

Когда началась Первая Мировая война - первая в новой истории глобальная война наций, наш эмигрант Ленин, "широко известный в узких кругах", написал толковую статью "О национальной гордости великороссов". Статья насквозь политикантская, проникнутая ненавистью к российскому монархизму - а как же иначе?! - но в ней подчёркнута верная - а куда денешься?! - мысль об историческом "холуйстве" русских перед западными. На эту тему много написано за истекший век, поэтому коснусь лишь одного нюанса и его коснусь пунктирно: интернет и русский язык.

Интернет пришел из англоязычной среды. Пришел авторитетно,  хорошо разработанный качественно и количественно...  А всё равно русская среда, по-моему, могла бы адаптировать его с бОльшим к себе уважением. Многие англо-американизмы могли быть переосмыслены по-русски. Например, коды к картинкам. Чтобы "достать" картинку, надо набрать определенные англоязычные буквы с цифрами. Но ведь ко многим картинкам установлены русскоязычные коды, например, "Без названия(4)" или "скачанные файлы(2)". Ко многим установлены и работают. Но почему не ко всем? Почему не разработаны правила кодирования в русскоязычной среде? Почему англоязычие перенимается по-холуйски покорно? "У советских собственная гордость", - уверял Маяковский. Где она, эта гордость? Не надо смотреть "на буржуев свысока", - продолжая Маяковского, - но и чуть что "сдирать кепчонку с виска" тоже, по-моему, не надо.

Многомиллионная русскоязычная интернет-аудитория покорно заучивает американские(?) англицизмы, изначально чужие русскому уху: "контент", "браузер", "аккаунт","пост", "провайдер" и так далее. Их очень много. Всегда ли надо так безропотно подчиняться чуждому? На этот непростой вопрос должны ответить специалисты интернета - но специалисты не равнодушные к русскому языку, а обладающие "гордостью великороссов" (не спесью, не гордыней, а именно гордостью). Ко многим англицизмам при желании нашлись бы русскоязычные аналоги - может быть, не такие компактные, как "пост", однако...  пост в русском языке - часовой или место часового. Зачем добавлять чуждое значение, когда можно сказать привычное: сообщение, текст и т.п.? "Браузер" - это просмотровик, русскому не надо лезть ни в какие словари. "Контент" - это содержание. И так далее.

Поймите, здесь не банальная вкусовщина. Тема принципиальна для тех, для кого принципиальна русскость. Ныне очень сложное время - идёт война, как её ни назови, война пространств с объединенным Западом. Объединенным, в том числе, и языковой принадлежностью.  Можно пушками пытаться подчинить чужое языковое пространство - сферу культуры,- а можно и без пушек, без единого выстрела. Достаточно заместить кириллицу латиницей, как это уже произошло в некоторых странах. Утрачена письменность - потеряна и культура, построенная на этой письменности. Кому-то сегодня это покажется несерьезной фантастикой - во-первых, тем покажется, кто несерьезно относится к проблемам русского языка. А через сто лет...  Плохо выученный русский забыт, интернет перевел миллионные мозги на английские рельсы...  Да кому они станут нужны - Пушкин, Чехов и др.? "Выдавливать из себя по капле раба", как требовал Антон Павлович, - это трудно и муторно. Всем, скопом, нырнуть в англоязычное интернет-услужение - легко и даже приятно. Вот что опасно... 


5.         



















   




















 
















 















    


Рецензии