Два народа- северные и южные русские

Два народа. Северные и южные русские: чем отличаются?



Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          В работе «Восточнославянская этнография» авторитетнейшего советского этнографа Д. К. Зеленина, с 1925 года являвшегося членом корреспондентом АН СССР, была как ни странно впервые издана в 1927 году в Германии на немецком языке, на нашей земле работа была переведен и опубликован лишь в 1991 году издательством «Наука».


          Д.К. Зеленин доказал, что: «Всех восточных славян можно разделить на четыре народа: украинцы, белорусы, севернорусские (окающий диалект) и южнорусские (акающий диалект)»

          Зеленин подчеркивает, что: "Обе названные русские народности резко отличаются друг от друга типом жилища, одежды и другими особенностями быта. "

          О этом этнографическое своеобразии, отличающее южнорусский народ от севернорусского, говорит в своей книге.

          Он пишет: «Удивительно, что такие случаи редки и что не было найдено особое наименование для двух русских народностей.»

          К южнорусскому народу он относит: «Русское население Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Тульской, Орловской и Калужской губерний», которое этнографически и диалектологически отличается от севернорусского населения.

          К севернорусскому народу относится: «Русское население Новгородской, Владимирской, Вятской, Вологодской и др. губерний, которое значительно больше, отличается от южнорусских, чем от белорусов. Поэтому с полным правом можно говорить о двух русских народах: севернорусском и южнорусском»

          О роли Москвы и среднерусском народе.

          Зеленин не выделяет отдельно среднерусский народ: «Мы имеем полное право говорить о двух русских народностях, не выделяя третью, среднерусскую, т. к. эта последняя образовалась лишь недавно путем смешения элементов обеих старых народностей. Для этнографии особенно важно разграничить эти две различные, хотя и очень близкие друг другу народности, а не рассматривать их как одну и ту же. С точки зрения исторической этнографии почти полное слияние двух русских народностей вполне объяснимо. Этому прежде всего способствовало наличие у них с древних времен общего политического и одновременно культурного центра — Москвы. Уже само географическое положение Москвы недалеко от границы между двумя русскими народностями способствовало быстрому распространению на север и на юг московской культуры и новых миграционных потоков из Москвы.
          Правда, первоначально город Москва находился на территории севернорусской народности, южная граница которой проходила по среднему течению Оки. Однако уже в X IV —XV вв. вся территория между Окой и Волгой вокруг Москвы была занята смешанным русским населением

          В результате длительной совместной жизни обеих русских народностей между Окой и Волгой здесь возникла этническая общность, которую обычно называют среднерусской. Это носители переходных говоров — от севернорусского к южнорусскому…»

          Отметим, что Д.К. Зеленин дает отповедь русофобской теории смешения славян и финно-угорских племен: «Еще и в наши дни довольно широко распространено мнение, что русский народ появился в результате смешения славян и финно-угорских племен. С этой точкой зрения ни в коем случае нельзя согласиться. Хотя и не вызывает сомнений, что русский народ, так же как и все народы на земле, смешанного происхождения, однако пока у нас нет никаких оснований считать, что в образовании русского народа финноязычные элементы играли значительную роль. Все финноязычные племена, упоминаемые в древних русских летописях, сохранились до нашего времени, и даже под своими прежними названиями….»

          Какой народ севернорусский или южнорусский древнее?

          «Севернорусское население относится к окающему говору, т. е. оно сохранило в своем произношении древний безударный звук о во всех таких словах, как голова, колокол, вода и т. д. Напротив, южнорусские, так же как и белорусы, относятся к акающему говору, т. е. не сохранили в произношении древние безударные о и е, а произносят вместо них либо звук а, либо редуцированные (качественно и количественно ослабленные). Севернорусская лексика также сильно отличается от южнорусской в названиях самых обычных действий и предметов деревенского обихода; например, севрус. боронить соответствует южрус. скородить, севрус. ухват — южрус. Рогач….»

          Сам окающий говор и древние безударные о и е севернорусских свидетельствуют о большей древности.

          Теория Шахматова

          Зеленин кратко приводит теорию А. Шахматова о том, как соотносится древнее деление восточных славян на двенадцать отдельных племен с теперешним делением на четыре ветви?

          «Уже в VI в. восточные славяне под именем «анты» ( ’'A vrai, ’'Avxec;) были известны византийским историкам. (Л. Нидерле и М. Грушевский отождествляют антов с южными русскими.) Эти анты во второй половине IV в. пришли в бассейн Припяти и позднее расселились по Днепру и Днестру. На этой территории и ищет Шахматов прародину русского народа.

          В VII и VIII вв. восточные славяне распались на три племени. Восточная группа русских, фигурирующая в древнейших рукописях под названием вятичи, проникла на восток и заселила области по северному течению Дона; ей впоследствии принадлежала Тьмутаракань — третий после Киева и Новгорода значительный культурный центр Древней Руси.

          Северные русские распространились к северу; летописец называет их словенами (на озере Ильмень возле Новгорода), кривичами (по верхнему течению Волги и Западной Двине и у истоков Днепра, т. е. в Смоленске, Витебске и Пскове) и полочанами (на Западной Двине, у Полоцка). Южные русские остались на древнейшей территории, т. е., согласно тер­минологии летописи, поляне — на Днепре, около Киева, древляне — в Полесье, дулебы — на Буге, уличи и тиверцы — на Днестре, северяне — на Десне, Сейме и Суле, дреговичи — между Припятью и Двиной.
          Таким образом, современные украинцы являются потомками южных древнерусских племен, а современные севернорусские (окающий говор) — потомками северных древнерусских племен. Что же касается восточных древнерусских племен, или вятичей, то из них вышли современные южнорусские (акающий говор), а также белорусы. Из донских степей, опустошаемых печенегами и половцами (куманами), вятичи ушли на север и северо-запад. На севере, в Рязани, они явились предками современных южнорусских (акающий говор). На северо-западе, на территории современной Белоруссии, вятичи слились с населением, которое представляло собой смесь южнорусских и польских элементов; таким образом возник белорусский народ. Такова вкратце теория Шахматова о происхождении четырех восточнославянских народностей. Ее нельзя считать общепризнанной в современной науке ….»

          Отметим что в работе археолога, доктора исторических наук Монгайта А.Л. " К вопросу о трех царствах Древней Руси" говорится: «Откуда взялась арабская легенда о трех племенах и о трех центрах Древней Руси? Имеет она какую-либо историческую почву или относится к досужим выдумкам древнего путешественника? В. А. Пархоменко заметил совпадение данных антропологии, археологии и филологии, как бы подтверждающих триединство восточного славянства. (В. А. Пархоменко. У истоков русской государственности. Л., 1924.)
          Замечательно также, что подобно тому как арабские писатели признают вятичей одним из главных славянских племен, данные языка и антропологии позволяют выделить это племя из других восточнославянских племен. Это позволяет говорить о том, что вследствие каких-то сложных исторических процессов в период разложения родового общества восточнославянские племена составляли три большие группы, давшие общность языковых явлений, общность антропологического типа и общность исторических связей. Сообщения арабских географов — не выдумка, а могли быть связаны с реальной действительностью.»
          В нашей статье «Русь: времена трех царств» мы рассмотрели археологические культуры на Русской равнине, которые относятся к славянам и существовавшие в период с V – IX века на территории будущей Руси:

          1. Археологические культуры псков­ских длин­ных кур­га­нов 5 – 8 веков и новгородских сопок 8-11 веков, как раз соответствуют временам существования царства Славии арабских географов. В этих культурах были уже и свои города, и крепости такие, как Ладога, Любшанская крепость, Рюриково городище и сотни других городищ того периода.

          2.Территория, занимаемая мощинской и роменской культурами и территория славянское племени сомкнутых (не завязанных) браслетообразных височных колец междуречья Клязьмы и Волги составляли Атанию, упоминаемую арабскими географами. С многими городами остатками которых являются Сарское городище, Сунгирское городище и с множество других городищ.

          3. Колочинская культура с её городищами и селениями это царство русов арабских географов с центром в Куябе.( подробнее «Русь: времена трех царств»
          Можно предположить. Что три царства русов арабских источников это три ветви восточных славян, а белорусы все же представляют собой смешение польскихэлементов не с вятичами, а с полоцкими кривичами.

          И главное: «Согласно современным данным палеоклиматологии, антропологии, лингвистики, этнографии и других сопредельных наук на территориях европейского Севера России к моменту прихода славян проживали в основном потомки древнего индоевропейского населения, сохранившего архаичнейшие общеиндоевропейские культурные традиции, архаический тип лексики и архаический приледниковый антропологический европеоидный тип. Их контакт и взаимовлияние со славянскими группами, продвигавшимися на данные территории, были облегчены наличием близости языка, антропологического типа и многих культурных традиций, доставшихся и тем и другим от их общих индоевропейских предков.»

          Это смешение с изначалными арийскими племенами и наложило свой отпечаток на разницу в диалектах языка и на архаичность славянских племен, вернувшихся на свою прародину.

          Поэтому северный русский народ можно считать более древним, что доказывают диалекты Архангельской, Вологодской и других северных русских губерний (или областей) и топонимика северных рек и озер Русской равнины, символика узоров на одежде и предметах быта, архаика заговоров и обрядов, сказок, преданий, и конечно археологические находки.


Рецензии