От винта!

   

   

Когда вы видите военного лётчика на фоне сияющей , изумительной, совершенной  конфигурации  и красоты мощной военной машины - самолёта, вы даже на тысячную долю не представляете какой труд, упорство, ответственность , мужество и преданность выбранному долгу стоят за этим. Самого лётчика и сотен людей, обеспечивающих полёт.


С гордостью показываю папе удостоверение об окончании курсов вождения. По всем статьям сплошные "отлично", - ещё бы, храбрый заяц ничего не боится - зайцу 20 лет !

Папа внимательно рассмотрел удостоверение, - документик из плохонького картона, - на развороте внутри фотография , - моя сияющая физиономия, с уголка подпорченная фиолетовой печатью, "отлично," - прописью, оценки моего мастерства вождения и знаний технического устройства автомобиля, - щедрой рукой весельчака-инструктора Яши.

- Так, готовься, в воскресенье повезёшь меня к егерям, будет практика , 100 км туда и 100 обратно, с заездом по хуторам - 16 пунктов.

Тут я дрогнула, конечно, но "назад пятками не ходят", как говорил папа, надо готовиться, морально. До воскресенья дел полно, дом, работа, учёба на вечернем в институте и, ох, техническое черчение - только успевай.

Честно говоря, на нашей, на папиной машине, я почти и не ездила, сидела изредка  на пассажирском и где-то на лесной дорожке он давал порулить немного.
Другое дело во время обучения на курсах, но и там время вождения очень ограничено, просто кот наплакал.
Да и машина появилась совсем недавно, еле наскребли, спасибо многочисленной родне помогли собрать денег, чтобы хватило заплатить,- папе выделили право на покупку машины на его работе .

Сохранился "Договор" всей семьи, подписанный папой, мамой, мной и братом и подкреплённый отпечатком лапы нашего кота Гусара. По тексту все подписанты отказывались от всего на благо приобретения машины. То есть никаких излишеств в развлечениях, одежде и сладостях и без того наискромнейших по тем временам. Гусар очень сопротивлялся, отказывался припечатать своей лапой, но сдался.

Наконец , ранним воскресным утром встретились с папой у гаража. Из города он предпочёл вести машину сам, - за городом машин мало и я вряд ли устрою аварию. Так и сказал.

Папа вообще человек немногословный, но его слов хватало всегда, чтобы ничего не объяснять : четко и ясно, - он же военный, лётчик,- истребитель, ас и был командиром истребительного полка. Опыт командира.

На шоссе папа свернул на обчину и мы поменялись местами. Ура ! Я за рулём ! Сейчас блесну своими навыками .

-Поехали ! - скомандовал папа.

Я тронулась с места, не очень уверенно, выехала с обочины на шоссе, а папа командует:
- Включай вторую, газу прибавляй, газу, третью! Третью включай, четвёртую ! Газ больше ! Набирай скорость !

У меня затряслись поджилки и началась внутренняя паника - кто ведет машину ? Кажется, она норовит выскочить из-под меня, как строптивый конь! А папа вдруг:
- Останови машину !

Как ? Я только разогналась и  "нашла" середину полосы движения, и - останови !?

- Останови машину! - командно, требовательно и недовольно повторяет отец, а я растерялась и вмиг перепутались, а то и вовсе запропастились все педали и рычаг переключения скорости.

- Как же ты будешь вести машину, если не можешь быстро реагировать ? Включай правый поворотник, выключай скорость, притормаживай и съезжай на обочину. Глуши двигатель !

Ох... Как мне этот урок и все дальнейшие в тот день, по дороге туда и обратно, запомнились и в жизни пригодились, не только на дороге.

- Поехали! - снова командует папа и я включаю левый поворотник, первую, вторую, выруливаю на шоссе и уже увереннее держу дорогу на четвёртой, пока на самом низком пределе.

- Куда ты смотришь ? - спрашивает отец, а я, не отрывая взгляд от дороги, боясь повернуть голову, отвечаю : "Вперед, конечно!". 

- Что у тебя справа ? -  не успев и глаза скосить вправо, уже слышу:
- Что слева ? Сзади ? Какая машина на встречной ?

- Папа, да это же совершенно  невозможно всё видеть,  надо смотреть вперёд, а как я одна охвачу взглядом  всё вокруг, да ешё в один момент!?
 
Мало того, что трясёт от волнения и неуверенности, так уже слёзы от обиды на подходе. У меня же удостоверение с отличными оценками!

- Да ты и вперёд не умеешь смотреть, я же вижу, что за десяток метров за капотом  смотришь, не дальше. А должна всю обстановку держать на контороле,впереди до горизонта всё видеть и остальное по сторонам, одновременно. Какая температура охлаждающей ? Смотри на приборный щиток - там тоже надо контролировать . Всё должна видеть, что впереди и на обочинах, справа и слева, одновременно, боковым зрением, и - быстый взгляд в зеркало заднего вида!

Должно было пройти несколько десятков лет, чтобы я поняла папу, тот его инструктаж, который так запомнился и пригодился мне не только на дороге.

Ответ - в его "Лётных книжках", которые я сохранила до сих пор : их несколько и первая - начало его учёбы лётному делу.

В каждой - по годам , датам , часам и буквально минутам, расписаны все этапы обучения, теоретические занятия, первые полёты с инструктором, первое самостоятельное пилотирование под присмотром инструктора, освоение взлётов, посадок в разных условиях , освоение маневров, простейших разворотов и полётов с изменением скорости , видов маневрирования. Затем первые фигуры высшего пилотажа, шлифовка управления , полёты, имитирующие воздушный бой с применением всех навыков. Всего не перечислишь, но поражает тщательность ведения этих книжек, подробные комментарии каждого вылета инструкторами на разных моделях самолетов и пр. Страницы во всех лётных книжках пронумерованы, сшиты и скреплены сургучными печатями и надписями "Секретно".

И главное - при пилотировании лётчик-истребитель обязан быстро ориентироваться и учитывать обстановку в воздушном бою, держать под контролем все параметры самолёта и технические показатели приборов.

Вот откуда требовательность ко мне - начинающему водителю, отец инструктировал меня, как  лётчика! Вот так все годы вожу автомобиль, как лётчик-истребитель.

И понимаю отца, которому всегда было слишком тесно на городских улицах и только на загородных трассах появлялся больший простор для маневрирования. Но и этого простора до конца жизни отцу  было мало, - познавший небо никогда не смирится с ограничениями земной тверди.

Светлая ему память, любовь и благодарность в моей душе.

 




 


Рецензии
Вот где, оказывается описана обещаная тобой лётная практика, взятая из лётных книжек отца, Царство ему Небесное. Вот её ты и применяешь в вождении и не только).
Всё точно, всё по-делу, всё логично и грамотно.
Это было счастье быть дочкой такого отца. Пилота аса. Командира.

Понимаю, Ирина, твои чувства и твою горечь и горе, потеряв папу. Но он вырастил достойную дочь.
С уважением и теплом.
Андрей.

Кросс Роуд   15.03.2023 19:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей, рассказ - маленький эпизод, а сколько было...
"Полёты в сложных..." постараюсь продолжить. И всех уверяю, что если счастье было, то оно остаётся с тобой.
Невероятно тепло от твоего отклика - ты понимаешь, как никто.
С уважением и уверенностью, что всё у тебя хорошо.
Ирина

Ирина Манырина   15.03.2023 21:21   Заявить о нарушении
И тебе, Ирина, спасибо за душевный отклик! Это совершенно верно - мы оба понимаем как достаются и как носятся погоны.
С теплом, Андрей.


Кросс Роуд   15.03.2023 22:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.