Трагедия соединения Z

Я уже несколько раз писал, что еще в начале 2000-х годов стал обладателем двух больших буклетов с названиями «Энциклопедия линкоров» и «Энциклопедия авианосцев».  В первой из них прочитал, что первыми крупными кораблями, потопленными в открытом море от ударов только авиации, где они могли маневрировать, были два британских корабля — линкор «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс». До конца войны к ним присоединился еще один американский линкор «Пенсильвания» и два японских - «Ямато» и «Мисуси».  Погибли и другие крупные корабли во флотах воюющих стран, но это были комбинированные удары — авиации и попадания крупных снарядов орудий главного калибра таких же линкоров.

Пару лет назад я открыл для себя интересного историка, большого знатока войны на Тихом океане, бывшего офицера военно-морского флота, Максима Токарева.  Он не только хорошо знает историю, особенности кораблей воюющих стран, их оружие, тактику применения, но и занимательно, а иногда с юмором об этом рассказывает.  Недавно я прослушал его беседу из двух частей о неудачном походе соединения Z, именно том, когда погибли в районе Сингапура два крупных британских корабля.  И хотя беседа называлась как неудачный поход, но мне более уместным показалось то название, которое я и дал своему повествованию — трагедия соединения Z. А как можно назвать иначе поход, когда японской авиацией были уничтожены два крупных британских корабля. Даже Черчилль, тогда премьер-министр Британии, расценил это как самый тяжелый день за годы Второй мировой войны.  Итак, что же произошло в Юго-Восточной Азии в декабре 1941 года.

80 лет назад японская авиация потопила у побережья Малайзии британский «Отряд Z» адмирала Томаса Филипса в составе линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсера «Рипалс». Это было тяжелое поражение Англии, которая больше не имела ни в Индийском, ни в Тихом океане крупных боевых кораблей, что привело к быстрому падению Сингапура.

Общая ситуация

Японская Ставка планировала захват Британской Малайи. К началу ноября 1941 года подготовка Малайской операции была завершена. Главной ударной силой была 60-тысячная 25-я армия Томоюки Ямасита. Японцы планировали из Таиланда пройти через перешеек Кра, соединяющий Малаккский полуостров с континентом, и захватить Сингапур. Важнейшей предпосылкой к успеху было завоевание господства в воздухе и на море.

Британцы не имели в регионе крупных сил и главные надежды возлагали на укрепления Сингапура, который должен был остановить наступление японцев дальше на юг и запад. Британские сухопутные силы под командованием Артура Персиваля (в основном индийцы, малайцы и австралийцы) насчитывали 88 тыс. человек, ВВС – 158 самолетов. Ошибкой союзников было мнение, что Япония не сможет одновременно атаковать Пёрл-Харбор, Гуам, Филиппины, Гонконг, Таиланд и Сингапур.

Британское командование решило усилить свои ВМС на Дальнем Востоке. 2 декабря 1941 года в Сингапур прибыло «Соединение G» – линейный корабль «Принс оф Уэлс» (отметившийся участием в сражении с германским «Бисмарком») и линейный крейсер «Рипалс» в сопровождении нескольких эсминцев.

Японская разведка обнаружила британские корабли уже в Индийском океане в конце ноября. Японцы считали, что в Сингапур пришли новейший «Кинг Георг V» и быстроходный крейсер «Рипалс». Их появление стало неприятным сюрпризом для японцев, так как усиливало британскую оборону Малайи и Сингапура.

Японской 2-й флот имел преимущество (2 линкора, 2 тяжелых и 2 лёгких крейсера, 10 эсминцев), но английские корабли были мощнее и быстрее, особенно «Принс оф Уэльс». Поэтому японское командование спешно усиливает ВВС в Индокитае. С начала декабря японская авиация проводит ежедневное патрулирование вод вокруг Французского Индокитая, Малайи и Борнео. В первую очередь японцев интересовали британские линкоры.

Японское вторжение в Таиланд и Малайю

Как известно, 7 декабря 1941 года произошло нападение палубных самолетов на главную базу Тихоокеанского флота США Пёрл-Харбор.  А 8 декабря 1941 года японские войска одновременно начали вторжение в Таиланд и Малайю.

15-я армия Сёдзиро Иида вторглась в Таиланд. Тайский диктатор Плек Пибунсонграм считался союзником Японии, получив при её поддержке часть Лаоса и Камбоджи (Французский Индокитай). Однако он вёл тайные переговоры с Англией и США. Поэтому командующий Южной группой армий Тэраути Хисаити принял решение высадить морские и воздушные десанты в Таиланде независимо от того, как будет себя вести тайское правительство. Тайская армия оказала незначительное сопротивление, и уже 8 декабря глава Таиланда приказал его прекратить.

Японцы получили возможность использовать территорию Таиланда как плацдарм для вторжения в Малайю. Южный Таиланд как базу стала использовать японская авиация. Вскоре Таиланд стал официальным союзником Японии. Это было неприятным известием для англичан, которые надеялись, что сопротивление Таиланда задержит японцев и даст им время для укрепления обороны Малайи.

Утром 8 декабря японские десанты начали высадку и в Малайе. Первый отряд был высажен в районе Кота-Бару. В это же время японские самолёты атаковали британские аэродромы. Авиационную поддержку японской 25-й армии оказывала 3-я авиационная группа – более 450 самолетов.

За два дня японцы уничтожили от трети до половины британских самолетов, оставшиеся были перебазированы в Сингапур. Английские войска почти лишились поддержки с воздуха. Утром 10 декабря японские войска вторглись в Малайю уже из Таиланда.

Японцы наступали по двум направлениям – вдоль восточного и западного побережья, и быстро шли на юг через джунгли. Британцы отходили вдоль западного побережья в южную часть полуострова, в провинцию Джохор, надеясь там создать прочную оборону. Они пытались сдерживать противника с помощью завалов на дорогах, но японцы их преодолевали с помощью танков и артиллерии либо обходили с флангов.

Поход «Соединения Z»

Когда японцы высадились в Малайе, командующий британским Дальневосточным флотом адмирал Томас Филлипс вернулся из Манилы. В филиппинской столице прошло военное совещание, в котором участвовали главнокомандующий американскими силами на Дальнем Востоке Дуглас Макартур и командующий Азиатским флотом США, который теперь базировался на Филиппинских островах (ранее базировался в китайских портах), адмирал Томас Харт. Союзники так и не смогли выработать общий план действий.

Американцы не имели точных указаний из Вашингтона. До атаки на Пёрл-Харбор в Вашингтоне ещё имели надежду договориться с японцами. В результате американский флот ограничился разведкой. Поэтому союзники – США, Британия и Голландия, которые имели в регионе крупные военно-морские силы (2 линкора, 12 крейсеров, 25 эсминцев, 50 субмарин и десятки малых судов), не сумели сконцентрировать силы для отпора врагу.

Вернувшись в Сингапур и получив известие о вторжении противника, Филлипс весь день провёл на заседаниях. Британское командование было в растерянности: их свобода действия была ограничена, а указаний из Лондона не было. От американцев поддержки теперь не ждали (разгром Пёрл-Харбор), авиационное прикрытие было слабым. Однако Филлипс, который был одним из самых молодых полных адмиралов Королевского флота и одним из самых молодых главнокомандующих, был полон решимости ударить по противнику. Адмирал считал, что надо действовать, даже на свой страх и риск, атаковать неприятеля и сорвать его наступление.

На заставке: Командующий «Соединением Z» адмирал Томас Филлипс (справа) и его заместитель контр-адмирал Артур Паллисер на пристани Сингапурской морской базы, 2 декабря 1941 г.

Как поведал слушателям Максим Токарев, за 35 минут до выхода в море своих кораблей, Филлипс упразднил соединение G, как утратившего часть корабельного состава, и назвал его последней буквой алфавита -  Z.   При выходе кораблей из гавани Сингапура их фотографировали, что у моряков всех стран считается плохой приметой. Лучше фотографировать корабли, когда они возвращаются из похода, или в открытом море.

Командир линейного крейсера «Рипалс» обратился к команде крейсера с такими словами: «Мы выходим в море навстречу неприятностям, и мне кажется, мы их получим».

Вечером 8 декабря «Отряд Z» в составе «Принца Уэльского», «Рипалса» и 4 эсминцев (Electra, Express, Vampire, и Tenedos) покинул Сингапур и взял курс на север к Сингоре. Филлипс запросил авиацию: сможет ли она провести разведку утром 9 декабря, обеспечить воздушное прикрытие 10-го. Командование ВВС обещало только первое. Радиус действия британских истребителей не позволял действовать у Сингоры. А наиболее выдвинутые на север аэродромы были уже под ударами противника.

Но адмирал решил, что сможет обойтись и без авиации. Главнокомандующий надеялся на погоду, что низкая облачность скроет корабли от вражеской авиации. Кроме того, британцы недооценивали противника, ожидая, что в худшем случае их атакуют обычные бомбардировщики, которые не смогут причинить бронированный линкорам большого вреда.

А в это время, когда соединения наматывало первые мили в своем походе, в далеком Лондоне у премьер-министра Черчилля собрались члены его кабинета и первый лорд адмиралтейства  Паунд (главнокомандующий Военно-морским флотом на наш язык).  Они решали, что предложить адмиралу Филлипсу. Было два предложения. Первое, это выйти в море, показать японцам свои тяжелые корабли и потом укрыться среди многочисленных остров, пугая атакой на транспорта с десантом. Второй вариант был такой — оба корабля должны пересечь половину Тихого океана и присоединиться к флоту США, находившему в базе Перл-Харбор, которая подверглась атаке палубной авиации и понесла серьезные потери в крупных кораблях, и дальше воевать вместе с флотом США. Этого предложения придерживался Черчилль. Остальные члены его кабинета были за первый вариант действий, а первому лорду Адмиралтейства не нравился ни один. Не придя и какому  решению, разошлись, чтобы на следующий день снова вернуться к этому вопросу.

А в это время далеко на востоке весь день 9 декабря корабли соединения Z шли на север. Когда отряд почти дошёл до Сингоры, адмирал приказал вернуться. Все это время он упорно соблюдал радиомолчание, помня урок при охоте на немецкий линкор «Бисмарк», когда длинные телеграммы немецкого адмирала Лютиенса фюреру с выражение верноподданических чувств позволили англичанам  засечь местоположение «Бисмарка» и в конце концов потопить  немецкий линкор.

Корабли повернули на юг. В полночь была получена телеграмма из Сингапура, что враг высадился в Куантане. Отряд проходил широту этого городка на побережье. Кораблям оставалось около 8 часов хода до Сингапура и почти столько же до Куантана. Филлипс решил, что сможет добиться внезапности и ударить по врагу. Эскадра повернула к Куантану. В Сингапуре об этом не знали, и истребители, которые должны были встретить отряд, остались на земле.

Когда британские корабли повернули к Куантану, их обнаружили японские субмарины. Одна подлодка ночью выпустила несколько торпед, но промахнулась. Англичане даже этого не заметили и продолжали роковой поход, уверенные, что их не ждут.

Утром англичане направили к берегу два самолёта-разведчика, они сообщили, что японцев в Куантане нет. Отряд повернул на север, затем – на восток. Около 10 часов 10 декабря пришло сообщение от эсминца «Тенедос», который был отправлен в Сингапур, что корабль атакован японскими самолетами. Эсминец смог уклониться от всех бомб. Израсходовав боезапас, японцы вернулись на базу. Филлипс понял, что выход его соединения в море известен японцам, местоположение тоже известно, и с минуты на минуту надо ждать удара японской авиации.

Действия японцев

Армейская авиация не могла эффективно бороться с британским флотом и ВВС. А они представляли большую угрозу армейским транспортам, которые перебрасывали войска из Индонезии в Таиланд и Малайю. Поэтому главную роль в борьбе с вражеским флотом должна была сыграть морская авиация.

Как известно, против хорошо бронированных крупных кораблей наибольшую опасность представляют торпеды.  К этому времени в морской авиации японцев было 7 видов торпедоносцев палубной авиации, которые могли нести или одну торпеду, или бомбу, и обладали не очень большим радиусом действия. Кроме этого, Япония с 1936 года стала выпускать тяжелые торпедоносцы, в которых было 6-8 членов экипажа. Эти торпедоносцы имели огромный радиус действия, о них немного знали американцы, когда эти самолеты использовались как бомбардировщики в Китае, не зная, что основная их задача — торпедная атака. Британский адмирал Филлипс ничего вообще не знал о том, что у японцев есть самолеты, которые могут действовать далеко в море, поэтому не ожидал атаки торпедоносцев.

В это время основная японская авиабаза располагалась в районе Сайгона. Там было размещено два авиакорпуса 22-й воздушной флотилии контр-адмирала Садаити Мацунага: «Гэндзан» и «Михоро». На вооружение каждого авиакорпуса было 48 бомбардировщиков-торпедоносцев Mitsubishi G3M (ДБ-96). Бомбардировщиков прикрывали 36 истребителей. Дополнительно в Индокитай перевели 27 бомбардировщиков авиакорпуса «Каноя». 7 декабря 1941 года японские самолеты были подняты для бомбардировки Сингапура, но из-за плохой погоды вернулись назад.

9 декабря японская авиаразведка сообщила, что британские линкоры находятся ещё в Сингапурской гавани. Японцы стали готовить авиационное нападение на Сингапур. Позднее пришло противоположное донесение от подводной лодки, что вражеские корабли обнаружены в море и идут на север. Это несколько смутило японское командование, но в целом решение о воздушной атаке осталось в силе. Вечером 9-го торпедоносцы вылетели на поиски противника: не зная его координат и расположения своих кораблей. Уже в темноте один из самолётов сообщил, что обнаружил противника. Но это оказался свой крейсер. Ночью самолеты вернулись на базу.

Утром 10 декабря японские разведчики (11 машин) были отправлены на поиски английских кораблей. С 7 часов 35 минут по 9 часов 30 минут в воздух поднялись 52 торпедоносца ДБ-96 и «Тип 1» («Мицубиси» G4M), вооруженные торпедами, ещё 34 самолета ДБ-96 были вооружены бомбами. К 10 часам противник обнаружен не был, самолеты использовали большую часть топлива. Один самолет из-за проблем с мотором вернулся на базу.

Японцы обнаружили один корабль (британский эсминец), атаковали, но успеха не добились.

Бой у Куантана

В начале 11 часов японцы обнаружили «Соединение Z».

Первые 9 самолетов атаковали корабли. В 11 часов 13 минут ПВО кораблей начало отражать атаку. Из 9-ти сброшенных 250-кг бомб одна попала в линейный крейсер и поразила корму. Была уничтожена катапульта для запуска самолёта-разведчика. Несколько японских самолетов были повреждены.

Около 11 часов 35 минут атаковала вторая волна японских самолетов.

По японским сообщениям (по опросу лётчиков): крейсер атаковало 43 самолета. Бомбардировщики – сбрасывали на корабли бомбы, торпедоносцы – атаковали с небольшой высоты.

Авиакорпус «Гэндзан» сбросил 7 торпед, из них 4 попали в цель; корпус «Каноя» – сброшено 20 торпед, попало – около 10; корпус «Михоро» – сброшено 7 торпед, попали – 4, также попала 1 бомба из 8.

Линкор «Принц Уэльский» атаковало 15 самолетов: торпедоносцы корпуса «Гэндзан» сбросили 9 торпед, попали – 4; 6 самолетов «Каноя» добились 6 попаданий; 11 бомбардировщиков «Михоро» сбросили 14 бомб, попала только одна. Ещё 9 самолетов «Михоро» сбросили 18 бомб, но мимо.

Британцы сбили три самолёта.

По английским данным, ситуация была иной.

«Рипалс» вообще уклонился от всех торпед. В «Принц Уэльский» попало 2–3 торпеды в левый борт. Но повреждения были тяжелыми: выход из строя рулевого устройства и двух гребных винтов, затопление поста энергетики и живучести, одного котельного и одного машинного отделений. Это вызвало падение скорости до 15 узлов, а выход из строя электрики большей части корабля сделал невозможным использование большей части зенитной артиллерии. В результате вторая атака стало роковой для «Принца Уэльского». Новейший линкор превращался в груду металлолома.

В 11 часов 56 минут началась атака третьей волны – группа по 9 торпедоносцев и 9 бомбардировщиков. Тяжелый крейсер снова смог уклониться, но одна торпеда попала в цель.

Около 12 часов 23 минут началась новая атака. Линкор получил две торпеды в нос и две – в корму. «Рипалс» получил 3 торпеды в левый бок, одну – в правый. Линейный крейсер потерял управление, самопроизвольно сделал резкий разворот на 90 градусов и быстро затонул. Эсминцы сопровождения спасли 796 человек, погибло 513. Японские самолеты атаковали эсминцы, но попаданий не добились.

Линкор ещё некоторое время двигался, но затем стал сильно крениться и в 13 часов 20 минут затонул.

Эсминцы подняли 1 285 человек, 327 погибло. Среди погибших был адмирал Филлипс и командир линкора капитал Джон Лич. Капитана «Рипалса» Теннанта удалось спасти.

Только около 14 часов в зоне сражения появились британские истребители. Адмирал Филлипс запросил воздушной поддержки в начале сражения. Помощь ему обещали, но было уже поздно. Хотя поддержка английских истребителей могла сорвать атаку японских бомбардировщиков, либо значительно ослабить её.

Эсминцы ушли в Сингапур.

А вот как оценил результаты атаки Максим Токарев.  Он сказал, что смертельный удар линкору «Принс оф Уэльс нанесло попадание японской торпеды в районе 270 шпангоута. Об этом стало известно не очень давно, когда к лежащим на относительно небольшой глубине кораблям — линкор на 65 метрах, а линейный крейсер на 54 метрах, стали плавать дроны с хорошей цифровой оптикой.  Они-то и позволили разглядеть повреждения на затонувших кораблях.

Токарев утверждает, что тяжелые торпедоносцы японцев, имели не только высокую дальность полета, но и прекрасно обученные экипажи. Ведь эти летчики, которые сбрасывают торпеды, летя низко над уровнем моря, должны сбрасывать их на расстоянии максимум 1 км, а лучше 500-600 метров, и уже потом или отворачивать, или быстро набирать высоту, что не так легко сделать на тяжелом самолете.  Поэтому именно в это время самолеты чаще всего и сбивали зенитки кораблей.  Токарев назвал фамилии командиров экипажей трех торпедоносцев,  которые сбрасывали попавшие в линкор и линейный крейсер торпеды с расстояния 600 метров, и после этого были сбиты.  Именно эти три торпеды и привели к смертельным повреждениям обоих кораблей, и остальные 5 торпед уже добивали агонирующие корабли.

По свидетельствам очевидцев, японские тяжелые торпедоносцы при выходе на атаку делали горизонтальную змейку, что затрудняло зенитчикам прицеливание, и ни один японский самолет в это время не был сбит. Это свидетельство высокой выучки экипажей японских самолетов. Для их подготовки японцы не жалели ни денег, ни учебных торпед. А вот американцы не сбросили с 1939 по 1942 год ни одной учебной торпеды, считая, что это дорого.  Поэтому успехи торпедоносной авиации американцев на первом этапе войны были практически нулевыми. В битве у атолла Мидуэй все японские авианосцы были потоплены пикирующими бомбардировщиками, которые сбрасывали бомбы на деревянную палубу японских авианосцев. А против бронированной палубы линкоров бомбы мало эффективны.

Максим Токарев назвал самой интересной частью своей лекции описание повреждений, нанесенной одной не самой мощной торпедой (вес боевой части 150 кг) флагманскому кораблю соединения, линкору «Принс оф Уэльс». Оказалось, что торпеда попала в кормовую оконечность линкора в днище корабля и разрушили валолинии, которые вращали винты линкора с левого борта. 

На большинстве британских линкоров валолиния представляет из себя сборную конструкцию, собранную из состыкованных длинных труб. От взрыва торпеды оконечность валолинии длиной 17 метров разрушилась, и вращалась со скоростью 240 оборотов в минуту, что обеспечивало линкору до попадания 25 узловой ход. Вращение привело к тому, что все соединения сборной валолинии рассыпались, повреждая сальники, и через отверстия в линкор стала поступать морская вода. За 5 минут линкор принял 2400 тонн воды (вес эсминца), которая затопила несколько помещений, где стояли генераторы, вырабатывающие электричество.   Половина линкора оказалась обесточенной, причем вся зенитная артиллерия, линкор получил крен на левый борт в 11,5 градусов.  А в это время уже с правого борта началась атака других торпедоносцев, стрелять по которым линкор уже не мог.  Поэтому еще три торпеды попали в правый борт, и через некоторое время британский линкор перевернулся и пошел ко дну. При этом он чуть не перевернул подошедший к нему эсминец, который принимал на борт моряков с линкора.  Своим килем линкор чуть задел эсминец и тот накренился на правый борт.  Адмирал Филлипс утонул вместе с линкором, а командира линкора Лича подобрали, он был в спасательном жилете, но уже мертвый.

По другому распорядилась судьба с командиром линейного крейсера «Рипалс» Теннанта.  Он умело маневрировал при атаках торпедоносцев, не боясь перевернуть тяжелый корабль, сумел избежать попаданий 15 торпед во время первой атаки. Но от второй атаки, которая началась в 12-20, не увернулся, в корпус линейного крейсера попала 1 торпеда в правый борт, 3 в левый, и через 13 минут после начала атаки корабль также перевернулся и пошел на дно. Из-за этого на «Рипалсе» спаслось меньше моряков, чем на линкоре, они просто не успели выбраться на палубу.  Командир линейного крейсера был самым старшим по званию, кто спасся в этой катастрофе британского флота в декабре 1941 года.

Когда эсминцы, подобрав с воды всех моряков с погибших кораблей, вернулись в Сингапур, на пирсе их ждал молодой лейтенант Лич, сын командира линкора. Он не дождался отца, но хорошо усвоил урок, который японцы преподнесли британскому флоту,  не обеспечившего  авиационное прикрытие кораблям в море. Когда он в 1982 году, будучи первый лордом адмиралтейства, Лич  командовал из Лондона кораблями во время войны на Фольклендах, то обеспечил такое прикрытие, послав в воды Южной Атлантики авианосец с самолетами «Си Хариер»

Через 8 дней после атаки на британские тяжелые корабли один из японских пилотов, участвующих в атаке, полетел в этот район на разведку, и взял с собой два букета цветов.  Лежащие на небольшой глубине огромные корабли хорошо видны в хорошую погоду. И японский летчик сбросил букеты над погибшими кораблями.  С 1996 года все лежащие на дне морей и океанов британские корабли считаются воинскими захоронениями, к ним можно нырять, но ничего с их палуб нельзя поднимать на поверхность воды.
 
«За всю войну я не получал более тяжёлого удара»

Британское командование в ходе плохо спланированной и проведённой операции лишилось в Юго-Восточной Азии самых мощных кораблей, которые могли противостоять японским ВМС у берегов Малайи, сдерживая наступление противника.

Это стало одной из предпосылок быстрого падения Сингапура и потери Малайи.

Британский премьер Черчилль оценил эти события, как самый тяжелый удар за всю войну. При этом японские ВВС заплатили за уничтожение двух мощных линейных кораблей поразительно малую цену – потеряно всего 3 самолета от артиллерии кораблей и 1 погиб при посадке.
 
Это сражение стало тяжелым уроком для союзников и показало возросшие возможности авиации по уничтожению крупных надводных кораблей. Японские лётчики продемонстрировали хорошую подготовку, совершали одновременные атаки с разных направлений, умело использовали радиосвязь, координируя свои действия. С британской стороны выявились ошибки командования, которое вывело в море корабли без знания общей ситуации, без истребительного прикрытия, недооценивая ВВС противника, со слабой противовоздушной обороной крупных кораблей. Личный врач Черчилля позже писал, что именно в это время у премьер-министра случился первый инсульт

Этот бой показал, что эпоха линкоров, как ведущих кораблей на море, ушла в прошлое. Впервые целые крупные боевые корабли, имеющие свободу манёвра, были потоплены в открытом море силами одной авиации.

В итоге Пёрл-Харбор и сражение у Куантана заставили США и Британию направить усилия на строительство авианосцев, развитие морской авиации. Развивалась тактика ударной морской авиации. Одновременно усиливалась корабельная ПВО.


Рецензии