В этом, прошедшем, времени... Часть 2. Глава 2

Часть 2
Глава 2

КУЗЬМИЧ

"Кто предает себя же самого, не любит в этом мире никого"

Уильям Шекспир

"Предательством счастья не сыщешь".

Русская пословица

    … Операцию по вербовке капитана интендантской службы Остапенко Фёдора Кузьмича американская разведка провела классически.
 
    Был конец апреля 1945 года. На берегу реки Эльбы уже третий день ликовали и искренне радовались общей победе солдаты и офицеры российской и американской армий. К запахам военной гари добавился совсем мирный запах весенней сирени. Скоро конец войне. Тёплая солнечная погода способствовала  организации общих застольев прямо на улице. Герои войны - офицеры двух армий, сидели за общими столами и были далеки от политики. Водка, бесконечные тосты «За Победу» и «За дружбу» валили с ног многих офицеров и генералов и советских и американских.

    Капитан Остапенко отвечал за снабжение Штаба 1-го Украинского фронта и для него это были очень напряжённые дни. Алкоголя и хорошей закуски требовалось много. А где взять? Кругом разруха. А нашим офицерам – «вынь да положь»! Вот и приходилось крутиться на грани уголовных преступлений. И тут приказ начальника Генштаба армии о том, что бы на столах, кроме нашей водки, было и их «виски». Или был «виски». Черт их поймешь!

 Пришлось обращаться к американскому коллеге интенданту, но, тот куркуль, запросил за сотню бутылок их пойла две куклы немецкого хрома – качественной кожи для пошива одежды! Американцы углядели на нашей стороне кожевенный завод, а рядом несколько ателье для пошива. Пришлось срочно организовывать отделение солдат для поиска кожи, но в развалинах служебных зданий ничего не нашли, зато узнали от местных жителей, что в конце войны с работниками рассчитывались готовой продукцией и эти куклы – мотки качественной кожи - разнесли по домам. Быстро нашли списки немецких рабочих с кожевенной фабрики и их адреса, ездили по домам и квартирам, изымая кожу выдавая расписки, а с особенно крикливыми - сразу рассчитывались продуктами.

    «Аппетит приходит во время еды», кожаные пальто захотели и наши офицеры, да и солдаты были не прочь привести домой хороший трофей.
 
    Когда доверху загрузили первую полуторку, послали за второй. И всё – бы нормально, но вмешалась делегация американцев с их извечными фотокорреспондентами, и именно в тот момент, когда сам капитан Остапенко выносил из дверей коттеджа тяжеленную куклу кожи и отталкивал, вцепившуюся в него, горластую старуху немку…

    … Праздник удался. Водка и виски лились рекой, но интендантам, в это время пить нельзя -  кому – то нужно контролировать пьяных офицеров. Вот и сидели они с американскими коллегами интендантами за безалкогольным столом, к которому тихонько подсели дамы фотокорреспонденты. Открытые улыбки, обещающие взгляды, лёгкое шипучее вино, джазовая музыка из патефона...

     … Проснулся он от ярких вспышек фотоаппарата в постели с одной из этих дам, которая мило улыбалась фотографу и не прикрывала свою наготу, а наоборот, даже отдёрнула одеяло и прижалась к Фёдору. Вошел американский офицер и показал ему фотографии и подготовленную статью в газету, как советские воины грабят немецких жителей. В обмен на молчание ему предложили сотрудничество. Ничего особенного, «может даже по снабжению, друг другу, помогать будем», «ведь мы на одной стороне». В конце разговора принесли ещё мокрые фотографии его довольного лица с обнажённой девицей.

     Всё это вместе тянуло на трибунал, вплоть до высшей меры.

     Пришлось подписать какие – то бумаги. Голова не соображала. Ему даже помогли одеться и переправили на наш берег. Было раннее утро, но кто – то видел, как он выходил из американской лодки и доложил об этом в особый отдел.

    Начались допросы. Но все были в эйфории от победы, а начальник Штаба Армии предоставил в СМЕРШ на Кузьмича хорошие характеристики. Инцидент списали на неопытность в пьянке. Обошлось тем, что его разжаловали из капитана в старшину. Служба в штабе армии продолжалась…
   
… Через год после войны его начальника Штаба Армии неожиданно перевели из Чернигова на преподавательскую работу в Москву, и генерал ходатайствовал о переводе услужливого старшины к себе, в московский гарнизон…

    … Агент «Кукла» писал «им» отчёты о том, что слышал в доме у генерала - кто и что сказал. Когда у генерала появилась загородная дача - работы у Фёдора Кузьмича прибавилось, там часто собирались друзья - однополчане вместе с действующими офицерами.

 Американские «друзья» просьбами не утруждали, а платили хорошо, но, за выданные деньги - приходилось расписываться.
 Что – бы оправдать дополнительные доходы он по выходным ездил на скачки и играл на тотализаторе, но в сорок девятом, после пожара, московский ипподром закрыли на ремонт, а деньги пришлось просто складывать в тайник, и за несколько лет небольшой чемоданчик почти полностью наполнился советскими купюрами.

    Вскоре старый генерал стал «им» не интересен и агента «Куклу» «перевели» на другой объект – заведующим хозяйством в небольшой закрытый подмосковный санаторий для выздоравливающих работников силовых ведомств.

Выздоравливающие были людьми не болтливыми, но его  «кураторы» регулярно требовали информацию. Что – бы разговорить офицеров приходилось придумывать разные хитрости.

Он обратил внимание на то, что клиенты санатория, от скуки, не прочь перекинуться в картишки, и вскоре, его каптёрка превратилась в небольшой «тайный клуб по интересам», в котором играли «по маленькой» и  всегда было что выпить. А за выпивкой, среди своих, шли разговоры и даже разборы некоторых операций. Нужно только внимательно слушать и не привлекать к себе внимания.

    Больше всего кураторов интересовали приезды в санаторий самого Лаврентия Берия.

Там у него был личный кабинет, где он беседовал с выздоравливающими.  Многих он знал лично и иногда даже занимался с ними физкультурой, играл в волейбол и стрелял на стрельбище в овраге. Но завхозу не по чину общаться с министром, да и охрана у Берии всех посторонних на пушечный выстрел не подпускала, но однажды Берия привёз карабин СКС с оптическим прицелом - подарок ему от оружейного завода, и лично попросил Кузьмича хранить его в оружейной комнате. После этого, при встрече, они кивали друг другу, и даже, иногда, здоровались за руку...

    … Постепенно его каптёрку, а затем и кабинет Берии «кураторы» оборудовали аппаратурой прослушки. Сначала ему приходилось выносить магнитофонные катушки, что было опасно, но позже, «их» специалисты подключили микрофоны прямо к телефонным линиям…
   
    … А вот с женским полом у Фёдора Кузьмича не ладилось. Коренастый, но низкого роста, к сорока годам совсем облысевший и располневший, он не был тем офицером, на которого оглядываются девушки. Да ещё эти очки. Вдаль он видел не плохо, но работать с документами без окуляров не мог. И офицерские погоны в дни Победы, «по пьянке» потерял, хотя пьяницей не был…

     … Её звали Хельга. Родители были из Эстонии, но в двадцатых эмигрировали в Америку. В Таллине отец работал зубным врачом и надеялся, что в Америке быстро разбогатеет, но там, в это время, случился кризис и ему, как и тысячам американцев, приходилось выстаивать длинные очереди на бирже в надежде получить хоть какую-нибудь работу…    

    …Их первая встреча была организована в кино.
    В этот день, у старшины Остапенко, был выходной. Вместе с письменными указаниями о том, что у него будет новый куратор, он получил и билет в кинотеатр. В плохо проветренном зале он пробирался к своему месту между узкими рядами сидений и встретился взглядом…  с ней. Он узнал её сразу. Это была та корреспондент, с которой у него была бурная ночь  весной сорок пятого. От неожиданности он даже ощутил слабость в ногах, отчего неуклюже бухнулся на сидение рядом, вытирая вспотевшую голову платком. А она смело взяла его руку в свои тёплые ладони и улыбнулась ему как тогда, когда прижималась к нему совсем голая в чужой постели.

    Несколько лет, один, по ночам, он вспоминал её улыбку, а теперь она вновь держала его за руку.
    Свет погас и начался фильм.
    По иронии судьбы фильм назывался «Встреча на Эльбе»…


    Продолжение романа: Часть 2. Глава 3.http://proza.ru/2023/02/23/357


    Начало романа: Часть 1. Глава 1. http://proza.ru/2023/03/07/609


Рецензии
Смесь Всеволода Кочетова и Анатолия Иванова. Не впечатляет, но до конца дочитаю

Шильников   05.04.2023 20:51     Заявить о нарушении
"Самый верный путь – довести их до полной сонной одури – сидеть тихо, вести себя образцово-миролюбиво, идти на частичные разоружения..." - это у Всеволода Кочетова. К сожалению раньше о нём не слышал, сейчас читаю. Спасибо.

Благодарю Вас, за Ваши рецензии.

Елисеев Владимир Петрович   06.04.2023 06:58   Заявить о нарушении
Апофеоз Кочетова - роман или повесть "Чего же ты хочешь". Над ним тихонько потешались даже вполне лояльные писатели, были даже какие-то пародии. "Секретарь обкома" я читал еще в школьные годы. Тогда мне это произведение показалось вполне умеренным. Не знаю, как бы я воспринял это сейчас, не желаю пробовать.

Шильников   06.04.2023 13:33   Заявить о нарушении
Допотешались.
Хотя, поверить в развал СССР было не возможно. Никому. Даже президент Буш этого не ожидал.

Елисеев Владимир Петрович   06.04.2023 14:01   Заявить о нарушении