Иронизирующее дитя

                Иронизирующее дитя…

                Игорь Васильевич Северянин (Лотарев).

                (1887 – 1941 г.г.)

               
                Весенний день горяч и золот, -
                Весь город солнцем ослеплен!
                Я снова – я: я снова молод!
                Я снова весел и влюблен!

                Игорь Северянин. Весенний день.
                Апрель 1911 г.


     Этот эпиграф не случаен, и это только первые четыре строки, далее такие же бодро – искрометные строчки стихотворения. Скажут – что тут удивительного? - поэту вот – вот исполнится 24 года.
    Ничего подобного, Северянин и через 12 лет писал так же весело и шаловливо, хотя уже прошла революция и гражданская война.
   Но такое ощущение, что эти события никак не коснулись талантливого сочинителя стихов. Вот – например восемь последних строчек стиха, написанного 24 января 1923 года.

                И, наконец, ты помнишь Сонку,
                Почти мою, совсем твою,
                Такую шалую девчонку,
                Такую нежную змею?..               
                О, если ты, Владимир помнишь
                Все эти беглые штрихи,
                Ты мне побольше, поогромней
                Швырни ответные стихи!
               
   Это достаточно большое стихотворение и там есть и такие строчки:
               
                О вспомни, вспомни, колобродя
                Воспоминаний дальних мгу,
                В Гурзуф и Ялту, мой Володя,
                Поездку в снежную пургу
                В авто от берегов Салгира
                С закусками и коньяком,
                И этот кошелек банкира,
                Вдруг ставший нашим кошельком!.

   Так кого же Северянин называет – Володя? Трудно поверить, если только располагать знаниями литературы, полученные в советской школе – это Маяковский!
   Советский школьник мог прочитать о Северянине, в связи с Маяковским только следующее: 27 февраля 1918 года на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь Северянин был избран «королем поэтов. Второе место получил - Маяковский». 
    Из этого можно сделать только один вывод, который, вообще – то – напрашивался: Северянин и Маяковский – враги – соперники на поэтическом олимпе.
   Но это было не так. Спросят, - как не так, а такие стихи Маяковского, о чем говорят? И прочитают: 
               
                …А из сигарного дыма ликерною рюмкою               
                вытягивалось пропитое лицо Северянина.
                Как вы смеете называться поэтом
                И, серенький, чирикать, как перепел!
                Сегодня
                надо
                кастетом
                кроится миру в черепе!

    Да – обрисовал. Но, верно тут только одно выражение –
« пропитое лицо». Игорь Васильевич не оставался внакладе и тоже обрисовывал не очень лестно Маяковского, но – более исторически и провидчески – точно:

                В господском смысле он, конечно, хам.
                Поет он гимны всем семи грехам,
                Непревзойденный в митинговой глотке.
                Историков о нем тоскуют плетки
                Пройтись по всем стихозопотрохам…

    А ранее процитированные строчки из стихотворения Северянина, как понимаете – говорят о многом.
   Поэт ностальгически  вспоминает совместные поездки (январь 1914 г.) с выступлениями на поэтических вечерах, которые они совершали с Маяковским, Давидом Бурлюком и начинающим стихотворцем Вадимом Баяном (Владимир Сидоров), последний, будучи состоятельным человеком, финансировал это мероприятие.
   Временные компаньоны выступили в Симферополе, Севастополе, далее – Керчь. Уже в Севастополе начались разногласия, а вечер в Керчи завершился скандалом, и на этом закончилась сотрудничество талантливых поэтов.
   Исследователь биографии Северянина – «Борис Подберезкин: Мой Северянин (биографические материалы)» – пишет, что одной из причин разногласия явились идейные расхождения и несхожесть характеров (антиподы).
   Мне кажется, это не совсем верным. В то время идейных расхождений и быть не могло, - оба «громили» пошлость, буржуазность, и считали себя футуристами, т.е. поэтами, которые несут новые черты в искусство.
   Сразу могут возразить, - это Северянин громит буржуазность? Так он только и делает, что воспевает роскошный буржуазный комфорт, один этот знаменитый стих чего стоит:

                Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
                Удивительно вкусно, искристо и остро!
                Весь я в чем – то норвежском! Весь я в чем – то испанском!
                Вдоховляюсь порывно! И берусь за перо!
   
   Уверен, если прочитать это стихотворение современному молодому человеку, который каким - либо образом не слышал о поэте Игоре Северянине (допустим).  Он скажет – это современный, талантливый, молодой поэт и попросит еще что – то почитать.
 Тогда можно продолжить, чтобы не разочаровывать юношу:

                Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
                Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!
                Кто – то здесь зацелован! Там кого – то побили!
                Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!

   И это не разочарует молодого человека, т.к. он в этой строфе услышит ритмы современной эпохи. А последняя строфа просто приведет в восторг!

                В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
                Я трагедию жизни претворю в грезофарс…
                Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
                Из Москвы -  в Нагасаки! Из Нью – Йорка на Марс!

    По сути, если почитать другие стихи или, как называл их Северянин – поэзы, то станет понятно, что он тонко издевался над буржуазностью, в отличие от Маяковского, который громогласно клеймил эту самую – буржуазность.
   Разногласия были по другому поводу. Маяковский и Бурлюк вели себя на сцене,  как хулиганы: надевали на себя нелепые одежды, раскрашивали лица и всячески эпатировали публику, которая выказывала возмущение.
  Хотя, по просьбе Северянина, обещали этого не делать. Северянин хотел не скандала, а поэзии, а его компаньонам нужна была – скандальная слава.
   Игорь Васильевич умел и без эпатажа (вернее, он эпатировал публику другими приемами),  и шума ненужного увлечь зрителя чтением своих поэз. Осталось множество воспоминаний современников, в которых описано, как заворожено зал внимал Северянину.
  Поэтому, совершенно не случайно, в том памятном турнире поэтов первое место получил Игорь Васильевич, но на этом и
кончается его фантастическая слава и популярность.
  Тем не менее, сам поэт придает этому случаю очень большое значение, - достаточно прочитать первую строфу стиха посвященному избранию «короля поэтов».
      
                Отныне плащ мой фиолетов,
                Берета бархат в серебре:
                Я избран королем поэтов
                На зависть нудной мошкаре.

   Через несколько недель после «турнира» Игорь Северянин уезжает в эстонскую  приморскую деревню Тойла, а в 1920 году Эстония отделилась от России, -  Северянин оказался за границей.
   В России сменилась власть, началась гражданская война и - понятно, что тут уж не до «ананасов в шампанском…»
  Для Северянина началась новая жизнь… Но нельзя забывать, -  в предреволюционное пятилетие (1913 – 1918 годы), он был самым популярным поэтом России.
   Как понять Северянина Игоря Васильевич, как человека и поэта?
   Понять любого человека – сложно. Человек – это закрытая книга. Но у поэта остаются стихи.  И это – облегчает задачу.
   Прочитаем один стих (поэзу) Северянина и многое станет понятно.
   
                ПОЭЗА « EGO» МОЕГО

                Из меня хотели сделать торгаша,
                Но торгашеству противилась душа.

                Смыслу здравому учили с детских дней,
                Но в безразумность влюбился соловей.

                Под законы все стремились подвести, -
                Беззаконью удалось закон смести.

               
                И общественное мненье я призрел,
                В предрассудки выпускал десятки стрел.

                В этом мире только я, - иного нет,
                Излучаю сквозь себя огни планет.

                Что мне мир, раз в этом мире нет меня?
                Мир мне нужен, если миру нужен я.
 
    Как известно, Северянина считают основателем нового литературного направления – эго футуризма, хотя вскоре он отрекся от всякого направления в литературе, т.к. сам являлся самобытной и самостоятельной фигурой в поэзии и никакие «подпорки» ему были не нужны.
  Тем не менее, вокруг него группировались поэты менее значимые, и на самом деле, он являлся лидером этой группы.
   На сайте посвященный творчеству Игоря Северянина опубликованы очень интересные воспоминания Борисова Леонида (1897 – 1972 г.г.), которые очень хорошо отражают мировоззрение Игоря Васильевича.
   Весной 1916 года Северянина призвали в армию, и ему пришлось две недели провести в солдатской казарме вместе с Леонидом Борисовым. Юноше, который пробовал писать стихи, был интересен Игорь Васильевич, который находился в зените славы.
  Такие разговоры велись, - молодой человек спрашивал Северянина, - что нужно начинающему поэту?
  Прозвучал очень небанальный ответ: « Начинают не поэты, а стихотворцы, то есть люди, которые всего лишь умеют рифмовать и даже, может быть, знают все правила стихосложения. Поэт начинающим не бывает, он берет сразу, как лошадь, с места, и пишет – как взял, так и пошел, вот как человек с тяжелой ношей… Я пишу стихи без всяких черновиков – как выпелось, так и хорошо. Если стихи исправлять, будут уже второй и третий раз другие, новые стихи…
  Собеседник спросил: «А вы их вынашиваете, обдумываете?
   Ответ тоже поразительный: «Нет, я не вынашиваю, я не женщина – я – поэт, меня что – то вдруг осенило, я и слушаю диктовку тайны… Писание стихов – это приятная забава, это как птичье пение, от радости бытия, от большого счастья…»
   Возникает вопрос, - а может Северянин тонко шутит над молодым человеком?
   Попробуйте почитать стихи Игоря Васильевича и поймете – все – правда. Создается точное впечатление, что поэт никакого вдохновенья не ждал и не вынашивал, а на самом деле писал, как будто диктовал уже написанное и выученное стихотворение.
   Он был настолько уверен в своей гениальности, в собственном – Я (Эго), что многими это воспринималось, как стремление возвыситься, даже гордыню.
  Но, это не так надо понимать, - это не гордыня – это гениальность. Точно так же было с Маяковским, - в этом они сходятся.
  У обоих – громадный объем художественного таланта, а это означает, что в другом они были обделены…
   И последний эпизод из воспоминаний Борисова, будущего литературоведа.  Рассказывая о стихах, Северянин заявляет прямо: « Всю жизнь буду писать о мечте, о грезах, о красивой жизни… Ненавижу реальность, то, что вы называете жизнью. Я сотворяю свою, другую реальность, понимаете?»
   Сейчас более чем понятно, о чем говорил Игорь Васильевич.
Он говорил о задаче и назначении  поэзии, как высшей формы литературы.
  О человеке, внутри которого всегда живет мечта о другой счастливой жизни. И о смысле человеческой жизни, который заключается в сотворении культуры.
   А как протекала личная жизнь Игоря Северянина? Личная жизнь, конечно, была, -  и достаточно бурная.
  Тем не менее, мне иногда мыслится, что у таких, как - Игорь Васильевич - никакой настоящей личной жизни быть не может.
  Почему? Скажите, может быть, личная жизнь у маленького ребенка? Ответ понятен – не может. Ребенок полностью зависит от родителей или людей их заменяющих.
    У Северянина такая же история, - он был абсолютно беспомощен в быту. Кстати, и к Маяковскому это же относится.
    Не случайно, Игорь Васильевич говорил – «ненавижу
реальность».
    Но реальность его настигала в виде революции, которую он не принял. В БСЭ написано – «не понял революции». Это абсолютно неверно: поэт все понял и про это написал, - нужно только прочитать…
   И сразу зададут вопрос: « Пишешь, что близки Маяковский и Северянин, а Владимир Владимирович – первый и знаменитый поэт революции, - как это объяснить?»
   А к Северянину интерес возник в последние десятилетия прошлого века и  сейчас не угасает.
   Кстати, объяснение не очень сложное. Оба поэта обладали даром предвидения (такое своеобразное пророчество) и у обоих этот дар «сработал» правильно и верно, -  только в разных временных промежутках.
  Маяковский точно определил, что большевики «всерьез и надолго» и не его вина, что поначалу был неоценен, как глашатай революции. Поэтому и вынужден застрелиться.
   Хотя, иногда мелькает мысль у меня, что мертвый Маяковский большевикам был нужнее, чем живой. Его невозможно было удержать в каких – то рамках.
   А Северянин, в этом плане, в плане предвидения оказался  - пророком. Достаточно прочитать это стихотворение (1925 г.)

                Народный суд.

                Я чувствую, близится судное время:
                Бездушье мы духом своим победим,
                И в сердце России пред странами всеми
                Народом народ будет грозно судим.
                И спросят избранники – русские люди –
                У всех обвиняемых русских людей,
                За что умертвили они в самосуде
                Цвет яркой культуры отчизны своей.
                Зачем православные Бога забыли,
                Зачем шли на брата, рубя и разя…
                И скажут они: «Мы обмануты были,
                Мы верили в то, во что верить нельзя…»
                И судьи: умолкнут с печалью любовной.
                Проверив себя в неизбежный черед.
                И спросят: «Но кто же зачинщик виновный?
                И будет ответ: Виноват весь народ.
                Он думал о счастье отчизны родимой,
                Он шел на жестокость во имя Любви…»
                И судьи воскликнут: «Народ подсудимый!
                Ты нам неподсуден: мы – братья твои!
                Мы – часть твоя, плоть твоя, кровь твоя, грешный,
                Наивный, стремящийся вечно вперед,
                Взыскующий Бога в Европе кромешной,
                Счастливый в несчастье, великий народ».
               
    Я понимаю, что многие, при употреблении слова – гений, когда характеризуют Северянина, могут снисходительно улыбнуться. Тогда скажите, что это такое? Как Северянин мог предвидеть нашу перестройку, восстановление храмов, возрождении веры, культуры…  Да не просто – предвидеть, - в деталях описать, как это будет происходить и еще этот процесс продолжается.
   Да, Северянина «забыли» в Советском Союзе. В школе упоминали мельком, не вдаваясь в подробности. Называли салонным поэтом, считали каким – то чудаком, который написал про себя: « Я, гений,  Игорь Северянин…», хотя это «поэза» является той, которую называют программной.
   Достаточно внимательно прочитать и понять всю серьезность мысли поэта и его идеалы, и – даже его будущее…
  Считалось, что он незаметно прожил в Эстонии, в небольшом поселке. Конечно, это не соответствует истине, - все было немного не так.
   В Эстонию он уехал с больной матерью. В революционном Петрограде тяжело было прожить. В 1921 году мать умирает, и Северянин женится на молоденькой эстонке – Фелиссе Круут (19 лет), и была дочерью хозяина квартиры, которую снимал Игорь Васильевич. Это единственный брак поэта, который продолжался до 1935 года.
   В этом браке родился сын – Вакх. Мальчика воспитывали родители Фелиссы (впоследствии сын уехал в Швецию).
   В новом для себя положении, Северянин не прекращал писать стихи, только они приобрели более рассудительный и спокойный характер.
   Совершает несколько поездок по европейским странам, дает поэзо концерты, но материально живет очень трудно.
  В Берлине встречается с Маяковским, который зовет его на родину, но этого не хочет супруга. Фелисса  боится, что там русские женщины уведут его от неё и, кроме того ей придется работать, что она категорически не желает.
      Имели под собой почву опасения Фелиссы? Да. Северянин, несмотря на свое вытянутое лицо (лошадиное, как многие называли) был любимец женщин и сам легко увлекался.
   Несколько слов о супруге Игоря Васильевича. Это была  стоическая женщина скандинавского типа, благодаря Фелиссе, поэт не спился, а такая опасность была.
   Терпела его измены, сама писала стихи. И составляла подстрочники эстонской поэзии, по которым Северянин переводил стихи эстонских поэтов.
   Разрыв между ними произошел в 1935 году, и причиной была очередная любовница поэта. Об этом Игорь Васильевич очень
сожалел и каялся, но на сей раз Фелисса оказалась непреклонна.
  Конечно, о жизни на эстраде и бурном успехе нет и речи. Большую часть времени Северянин проводит в Тойле, удит рыбы и продолжает писать стихи.
  В середине 20 – х годов Игорь Васильевич создает сборник стихотворений, который получил название «Медальоны».
  Более ста стихотворений коротких, в которых проявляется способность на лету схватывать внутреннюю  суть человека.
   О чем пишет Северянин? -  в очень краткой форме даются стихотворные портреты известных личностей. Кстати, пишет и свой «портрет», именно из него и взято название рассказа…

                Он тем хорош, что он совсем не то,
                Что думает о нем толпа пустая,
                Стихов принципиально не читая.
                Раз нет в них ананасов и авто.

                Фокстрот, кинематограф и лото –
                Вот, вот куда людская мчится стая!
                А между тем душа его простая,
                Как день весны. Но это знает кто?
   
                Благословляя мир, проклятье войнам
                Он шлет в стихе, признания достойном,
                Слегка скорбя, подчас слегка шутя

                Над вечно первенствующей планетой…
                Он – в каждой песне, им от сердца спетой,
                Иронизирующее дитя.      

    А были поэты, которых он считал своими учителями? На самом деле, у гениев не может быть учителей. Северянин начал писать стихи с восьми лет.
    Началом своей литературной деятельности считал публикации в издании «Досуг и дело»  (февраль 1905 год). Но, как это не покажется странным, Игорь Васильевич считал своим учителем поэта Фофанова Константина Михайловича (1862 – 1911 г.г.)
   Именно этот, небесталанный поэт (только сильно пьющий), написал следующее посвящение Северянину: «Ничего лучшего я ничего не мог придумать, что показал мне Игорь Северянин. Чту его душу глубоко. Читаю его стихи, и все говорит мне: в тебе – Бог!».
  Надо отметить, что Фофанов – не рядовой поэт, в десятилетие с середины 1880 годов до середины 1890 годов русскую поэзию нередко называют «фофановской».
  День знакомства с Константином Фофановым – 20 ноября 1907 года - Северянин отмечал ежегодно.
   Современные читатели могут помнить этого поэта по его стихотворению «Май», - вот вторая строфа:

               Что – то грустно в душе, что – то сердцу больней,
               Иль взгрустнулося мне о бывалом?
               Это май – баловник, это май – чародей
               Веет свежим своим опахалом.

    В сущности, как мне кажется, именно Фофанов окончательно утвердил Северянина в его гениальности.
   Тем не менее, Игоря Васильевича заметили признанные, современные поэты, и помогли ему освоиться в поэтической среде. Это Валерий Брюсов и Федор Соллогуб.
   Я до сих пор не перестаю удивляться, как можно, - первоклассного, умнейшего поэта – почти забыть, как это было сделано в годы большевизма.
  Поэт творит не для себя, а уж про Северянина, вообще этого даже подумать невозможно. Он – достояние культуры русского народа, он – его гордость.
   Он хотел и желал вернуться на родину. Но, одновременно понимал, - его поэзия новым властителям России не нужна, но  по - новому ему не запеть…
   В 1937 году (столетие со дня смерти Пушкина), Северянин пишет стихотворение «Пушкин – мне».

             Сто лет, как умер я, но, право, не жалею,
             Что пребываю век в загробной мгле,
             Что не живу с Наташею своею
             На помешавшейся земле!
             Но и тогда – то, в дни моей эпохи,
             Не так уж сладко было нам
             Переносить вражду и срам
             И получать за песни крохи.

 Далее в стихе говорится, - поэта всячески сживали, но за этот век произошло много горестного и тяжкого. И как будто Пушкин вопрошает Северянина:

             Дивиться надо: как же ты живешь?
             Перед твоим терпеньем преклоняться
             И царственного уважать паяца,
             Свет правды льющего в сплошную ложь.
             Не унывай! Терпи! Уделом это
             Спокон веков недюжинных людей,
             Вернись домой: не дело для поэта
             Годами быть без родины своей!

    Конечно, хоть и пишет о себе Северянин, что он простой поэт с простой душою, но это не так. Он русский человек, но он человек, так называемой - богемы, в положительном смысле этого понятия.
   Это абсолютно не относится к его быту, - большую часть жизни Игорь Васильевич испытывал материальную нужду.
   Он вел себя, как избранный, и его стихи не всем доступны для понимания и осознания, и требуют внимательного прочтения.      
  Но, даже в небольшом северянинском  стихе заложен смысл и чувствуется высокий ум.
  Сейчас это называют – высокая поэзия. А в своих лучших стихах он оказывается непревзойденным.      
   В 1925 году было написано его знаменитое стихотворение «Классические розы». К чему тут слово – классические?.
  Понять нетрудно, так как в стихах многих поэтов постоянно фигурируют эти пресловутые розы, - над этим еще Пушкин иронизировал – «И вот уже трещат морозы/ И серебрятся средь полей…/ (Читатель ждет уж рифмы розы;/ На, вот возьми её скорей!»/ Опрятней модного паркета… и т.д.
   Но у Северянина несколько не так, - это я делаю своеобразное отступление, для того, чтобы объяснить, а как иронизирует Игорь Васильевич.
  Северянин подбирает соответствующий эпиграф, вот он:

                Как хороши, как свежи были розы
                В моем саду! Как взор прельщали мой!
                Как я молил весенние морозы
                Не трогать их холодную рукой!

                Мятлев. 1843.

  Как понятно, эпиграф не случаен, тут как раз у Мятлева рифмуется розы – морозы, чего пытался  избегать уже Пушкин. А далее – текст северянинского стихотворения, в котором четко разделены  временные отрезки.
    Но в стихе тоже чувствуется ирония и это ощущается при подборе рифм к слову – розы, хотя общий смысл стиха – серьезен.

                В те времена, когда роились грезы
                В сердцах людей, прозрачны и ясны.
                Как хороши, как свежи были розы
                Моей любви, и славы, и весны!

                Прошли лета, и всюду льются слезы…
                Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
                Как хороши, как свежи ныне розы
                Воспоминаний о минувшем дне!
       
                Но дни идут – уже стихают грозы.
                Вернуться в дом Россия ищет троп…
                Как хороши, как свежи будут розы,
                Моей страной мне брошенные в гроб!

 Тут ирония в рифмах к слову – розы: вначале – грезы, потом слезы, а далее – грозы. Но это не все. Глаголы к этим рифмам придают серьезность и драматизм жизни: роились грезы, льются слезы, стихают грозы…
    И это еще не все! Вторые и четвертые строчки в окончаниях строф играют не менее важную роль: 1. прозрачны и ясны – славы и весны; 2.жил в стране – минувшем дне; 3. Ищет троп – брошенные в гроб.
  Все это вместе взятое создают необычайную притягательность этому стихотворению. А это говорит о лингвистической гениальности поэта.
   Многие и по сей день трактуют выражение – «Вернуться в дом Россия ищет троп», как слова, сказанные по поводу русской эмиграции. Я с этим не совсем согласен, хотя можно и так трактовать.
   Но я думаю, что не такой смысл вкладывал поэт в эти строчки, - это для него мелковато, он мыслил намного шире, недаром они с Маяковским мыслили масштабами вселенной.
   Это, как в стихотворении выше приведенном «Народный суд», Северянин имеет в виду, не эмиграцию русскую, а саму Россию, которая «ищет троп» для поиска своего истинного национального пути.
   Посмотрите, как точно поэт нашел слово для характеристики движения в то время – ищет троп.
  В последний год жизни поэта произошли события, которые, как он считал, помогли бы ему вернуться на родину.
   В 1940 году Эстония входит в состав Советского Союза, как одна из равноправных республик, но граждане этой республики автоматически не становятся гражданами СССР.
      Для этого нужно получить советский паспорт, но к этому времени поэт постоянно болеет. Зиму 1940 – 1941 года зиму проводит в Пайде, где его, как он называл – жена по совести – это Вера Павловна Коренди получила место учителя.
    С началом войны Северянин хотел эвакуироваться в тыл, но по состоянию здоровья не смог это сделать.
   В октябре 1941 года Вера Павловна перевозит больного поэта в Таллин, где Северянин скончался 20 декабря 1941 года на 55 – м году жизни.
   На могильном памятнике Северянина выбиты те слова  предсказания из стихотворения «Классические розы», - две последние строчки…

                Валерий Педин (8 февраля – 22 февраля 2023 г.)
   
               
               
               
 


Рецензии