искусство войны

Советский Союз. Девяностые годы.

Замком второго взвода - "Замок второй " - Степан Крутицкий лежал на спине надвинув камуфлированную  кепку на лоб, покусывая травинку. Облокотившись на парашютную сумку с отработавшим куполом он снисходительно наблюдал, как совершает свой  первый прыжок , по-боевому, с оружием, молодняк вновь прибывший в учебку. Июльский полуденный зной высушил росу и в воздухе теперь висел  дурман  разнотравья, который щекотил ноздри и пробуждал мечты. Заложив руки за голову сержант размышлял о том, что выданный  "камок", пока с него не сошел блеск, хорошо бы притарить на дембель. И нульсовые берцы, и берет. Чтобы идти по Крещатику до самого дома  и чтобы девушки оборачивались вслед...

Над ухом  стрекотали стрекозы и  кукурузник в небе казался игрушечным.  В прозрачной синеве, через почти равные интервалы плыли парашюты.

Крутицкий глянул на запястье - "Командирские" показывали время приёма пищи. Тентованная шишига* (Газ-66), поднимая клубы пыли,  выкатилась из леса к шлагбауму аэродрома   чётко по расписанию.  Худые, словно гончие, курсанты учебной роты  из наряда сноровисто выгрузили  хавчик в бачках возле пункта сбора на площадке приземления. Бойцы потянулись на раздачу, гремя котелками и полкотельниками, привычно выстраиваясь  повзводно. Как учили.
Сержант хмыкнул. Спешить смысла не было. Парни из наряда знают что в первую очередь пайка распределяется  на  офицеров и постсостав...

"Замок-первый " хищный, верткий как гадюка Сашко Юдкевич и коренастый, добродушный увалень  Крутицкий хоть и считались земляками одного призыва, но в чипок*(солдатская чайная) ходили порознь. И посылки из дома в каптерке точили тоже порозень. И в гости, после дембеля, к себе во Львов Сашко никого из постоянного состава   учебного  батальона не звал.

- Вот кем ты Степан на гражданке будешь? Ты же ничего не умеешь, сразу после школы в армейку пошёл, - в ожидании старшины, перед вечерней проверкой, один замок подкалывал другого перед строем курсантов.
-  Ты на себя посмотри! У тебя же в руках мухи совокупляются , мягко говоря! - не уставал глумится Сашко.

Степан не вполне соответствовал своей фамилии внешне  и вправду не производил впечатление бравого вояки. Слегка отопыренные уши,  по-цыгански сросшиеся брови и  крупный нос делали его прохожим на пирата из советских мультфильмов.

- Почему мухи совокупляются, вовсе нет! - улыбался  Крутицкий, даже не пытаясь разозлиться. - Я из автомата стрелять умею. Упражнение номер два для механиков - водителей. Две ростовые и пулеметный расчёт. И даже пара - тройка патронов остаётся. К братве подамся или в охрану банка пойду -
Степан разглядывал носок своего правого берца, будто все ответы на вопросы были написаны на нём.

Служить Крутицкому нравилось. В учебке готовили  капралов - младших сержантов, операторов и механов для стрелковых  рот боевых частей. Физо, строевая, тактика, занятия по матчасти, стрельбы, вождения дневные и ночные , обслуживание техники. Пацаны с Поволжья и Урала за полгода становились "матерыми десантами", как говаривал старшина роты. У которого, кстати, Крутицкий брал почитать книжку про китайские военные хитрости. "Сунь цы. Искусство войны."

Некоторые фразы в интерпретации старишины роты Степан даже выучил.
Чтобы при случае блеснуть эрудицией перед личным составом. Ну и на гражданке перед девчонками понтануться, если что...

"Искусство войны это путь обмана.
Обмани ближнего, ибо дальний приблизится и обманет тебя. Как бы не сложились обстоятельства на поле боя, оставайтесь людьми - дайте шанс  противнику "сохранить лицо"
По другим частям тела противника бить можно."

Эти тезисы  вызывали у Степана некое смятение. У товарища прапорщика прошедшего Анголу было специфическое чувство юмора.

Впрочем, некоторые перлы старшины легли в благодатную почву.

- Почему офицерам роты на раздаче не хватило чаю? - скорчив зверскую гримасу Юдкевич с размаху пнул пырой - жёстким рантом ботинка - в голень смуглолицему  курсанту со впалыми щеками и скулами арабского бедуина. Боец смотрел на сержанта не отводя взгляд и  в ответ на удар чуть дрогнул  уголками губ. - Сука, из госпиталя в часть свою поедешь! Поулыбаешься тут мне сейчас!
И  разяренный "замок" ещё трижды прицельно приложился ботинком, прежде чем какая-то сила оттащила его от курсанта. Юдкевич крутанулся юлой
и  набросился на невозмутимого Крутицкого, который удерживал его за поясной ремень.
- Добренький, да? Защитничек нашёлся!
- Стопе, Сашко! По дизелю* (дисциплинарный батальон) соскучился?
Соображаешь, что творишь?

Юдкевич фыркнул, отцепился от захвата, зло процедил:
- Побазарим  ещё. В располаге.

Эта ситуация как-то разрулилась сама собой. А там и дембель подоспел. И прошёл Степан по Крещатику, как мечтал. В нульсовых берцах, в берете, в  камуфляже  с закатанными по локоть рукавами. И девушки оборачивались вслед...

Украина. 2022 год.

Жизнь на гражданке течёт по иным законам чем в армии. Удалось  устроился  в охрану банка, и жениться , и дети пошли. . Как хотел. Но все как- то не складно. Не в радость. То одно, то другое наперекосяк. А там и страна, которой служили  распалась, и времена настали такие, когда гроши все решают.
Точнее, их количество.

И легли складки возле губ и поперёк лба. И седина проступила в волосах...

А когда в феврале все началось, то сержанта аэромобильных войск Крутицкого не сразу мобилизовали, а где-то ближе к  середине лета. Все-таки 45 плюс.

Располага  сборного пункта гудела  словно улей. Слухов -трассеров там всяких летало изрядно. Народ кучковался  по опыту, по  родам войск. Через неделю переподготовки - на фронт. Согласно купленным билетам.

- Помнишь, как за москаликов заступался?Не жалеешь? Что скажешь теперь? - Степан обернулся   на голос. На него смотрел  бывший  "замок первый  "  Сашко Юдкевич. Вот так встреча. Гадюка старой закваски с ядом тридцатилетней выдержки малость поистрепала шкурку, но шипела  вполне отчетливо:
- Я ведь ещё тогда говорил - нам с кацапами не по пути! А ты меня не слушал! Теперь вместе будем. Помнишь упражнение номер два для механиков - водителей. Две ростовые мишени и пулеметный расчёт? Ты же хорошо стреляешь из автомата, да?
Пора переходить на новый уровень!

Ну да, ну да.

Бывших десантов не бывает. Учили как следует.

Степан Крутицкий лежал  на спине надвинув камуфлированную  кепку на лоб, покусывая травинку. В небе жужжала  "птичка" - разведывательный дрон. Июльский полуденный зной высушил росу и в воздухе теперь висел   дурман  разнотравья, который щекотил  ноздри и пробуждал  мечты." Когда же закончится вся эта бодяга? Когда же можно будет спокойно гулять  и не опасаться воздушной тревоги?" Крутицкий глянул на запястье - - "Командирские" показывали полдень. Колонне русских   оставалось спокойно пылить ещё километров десять. Засада была  организованна по всем правилам - комар носа не подточит.

Рядовой Гимадеев пошёл на контракт по зову души. Иначе не объяснить. Чего бы дома не сидеть?
Семья, трое детей, достаток, а? Все-таки 45 плюс, олла берса*!

Когда соответствующий ВУС в военнике и руки правильно - не пучком из определённого места  - а из плеч растут, то добро пожаловать! Тем более механа из десантуры на любую технику определи - поедет за милую душу.  Хоть на танке! Потому что учили, как следует.

Во  главе  колонны и в замыкание, как заведено, ставят самых шарящих. Ниточка, пройдя по коридору  лесопосадки, втягивалась  в населённый пункт осторожно, на мягких лапах.
- Гимадей, приём, доложи обстановку!
- Пока тихо, командир.
- Смотри в оба там, приём!
- Всё будет как по нотам!

Едва головная машина выкатилась  на центральный перекрёсток из придорожной канавы навстречу ей поднялся  человек с жёлтой повязкой на рукаве и вскинул  на плечо РПГ.  Одновременно, будто только этого и ждал, танк выпустил облако сизого дыма и резко ускорился  навстречу. Выстрел! Вжуххх! Граната устремилась к цели! Бамс! Рикошет!

Крутицкий отбросил пустой тубус, перекинул автомат из-за спины на грудь и  упал в траву в ожидании очередей из курсового пулемёта. Но танк молчал и надвигался, лязгая гусеницами.

-Я знал, я знал! Сколько лет прошло, а все так же москаликов жалеет! Никому нельзя доверять! Хочешь сделать хорошо - сделай сам! - сержант Юдкевич в доме  по диагонали перекрёстка , примерно на два часа, шустро приготовил  "Муху" к стрельбе и нажал  на красную клавишу.

Вжуххх! Бумсс!

Вторая граната прилетела  в борт под башню. Точное попадание! В то место где должен быть боекомплект. Но, нет детонации!  Нет!!!
Злорадная усмешка на глазах испарялась  с лица Юдкевича и превращалась  в растерянность. Как же так?

Тем временем танк развернулся  и раскатал   дом, где занимал позицию Сашко на  бревнышки. До основания.

Стрекот автоматов и пулемётов перекрылся клекотом  несущих винтов  вертухи, которая издалека казалась   игрушечной. Железная стрекоза неумолимо  приблизилась   и  накрыла  огненным шквалом обнаружившую себя засаду.

В наушниках шлемофона раздался  треск.
-Гимадей, приём, жив?
-Так точно , олла берса* !

Боец  потряс  головой. В ушах гудело  как у звонаря на  празднике . "Надо выбраться  из люка, вытянуть из машины разгрузку и АКС. Осмотреться. Всё правильно рассчитал ротный.
Подставили под удар "пустышку."  Танк без боекомплекта  с минимальной заправкой  горючего. Чтобы нечему было гореть. Что называется "поймали  на живца". Получилось как по нотам . Контузия не в счёт. "

В завалах кто-то стонал. Стрелковый бой затихая откатывался в сторону лесопосадок. Спешившиеся с колонны бойцы зачищали  уцелевших после удара авиации  дргшников. Согласно купленным билетам.

"Надо посмотреть откуда были пуски."
Гимадей обшел  вокруг то, что осталось от дома. Чисто. Тело  в натовском камуфляже зафиксированое упавшими  воротами в области голеней уже не представляло опасности. Человек с разбитым  и залитым  кровью лицом подавал признаки жизни и извиваясь, словно змея, тянулся  за автоматом, который валялся  подаль.  Рядом  имелся в наличии отработанный тубус. Гимадей отпнул  в сторону  ствол и сноровисто извлек из внутреннего кармана клиента военник. Вчитался.

Они не виделись тридцать  лет. "Замок- первый ", сержант Сашко Юдкевич и рядовой Гимадеев, курсант со впалыми щеками  и скулами  арабского бедуина. Вспомнив былое Гимадей дрогнул уголками губ и... не смог отказать себе в удовольствии "вернуть слова":

- И кто это тут сегодня через   госпиталь на  дембель поедет? Сейчас, сейчас наши подтянуться, перевяжут. Доктора залатают, подлечат.

Вколов промедол своему бывшему командиру Гимадей выдвинулся на поиски второго гранатомётчика. Недалече.

Крутицкий сам встал из травы, бросил автомат и сложил  руки за  голову. Мельком глянув на  русского солдата опустил глаза.  Лицо показалось ему неуловимо знакомым. "Внешне, по возрасту почти ровесник" . Степан разглядывал носок своего правого берца будто все ответы на вопросы были написаны на нём.

Гимадей хмыкнул.

Спутать было невозможно. Слегка отопыренные уши,  по-цыгански сросшиеся брови и  крупный нос делали  Крутицкого прохожим на пирата из советских мультфильмов.

- Товарищ сержант! 
Тут Гимадей назвал номер воинской части и пункт дислокации учебки, которые прозвучали как пароль.
- Помните аэродром, прыжки, пункт сбора на площадке приземления, когда офицерам  чая не хватило?
Крутицкий поднял взгляд.
- Тот курсант на раздаче?
-Так точно!  Рад что Вы живы!

Всё возвращается.

Как бы не сложились обстоятельства на поле боя, дайте шанс  противнику "сохранить лицо". Оставайтесь людьми.

Олла берса*  - хвала Всевышнему.


Рецензии