Как советский солдат с дехканином подружился

Эту историю рассказал мне Герой России Ильяс Дауди. Ильяс Дильшатович с 1985 по 1986 годы проходил срочную службу в должности заместителя командира взвода в составе ограниченного воинского контингента в Республике Афганистан. Было ему тогда всего девятнадцать лет.

Шел 1986 год. «Мой БМП-2 стоял напротив одного из домов в местечке Мулла-Гулям, расположенном недалеко от города Ханабад. Нас было семеро: экипаж БМП и парторг полка – капитан с украинской фамилией, – вспоминает Ильяс. – Мы охраняли трассу вдоль кишлаков. И вот как-то на горизонте появляется дехканин с маленьким ребенком, привязанным к спине. Мужчина собирал колосья пшеницы. Рядом с ним работали два мальчика лет восьми-десяти, кроме детей с ним была старая сгорбленная женщина.

К концу дня, когда солнце уже закатывалось за горы, дехканин подошел к нам. Он говорил что-то на своем языке, активно жестикулируя, но я его понял. Как оказалось, два мальчика – это его сыновья, дома у него остался еще один сын – инвалид, а за спиной в платке люльке спит маленькая дочка. „Жена умерла при родах, – пояснил он. – Старенькая женщина – моя мама“. Все они трудятся в поле, выращивая хлеб, и это единственный их источник существования». По рассказу мужчины Ильяс выяснил, что они за несколько дней должны убрать весь урожай. И если русские солдаты откроют огонь, то сгорит весь их хлеб, и они умрут с голоду. «Я попытался успокоить Шираги (так звали дехканина) и пообещал не мешать их работе.

Каждое утро он со своими сыновьями и с матерью выходил в поле, практически без отдыха работал. Мне было очень больно наблюдать за ними. И тогда я как-то в конце рабочего дня позвал его к нам и, угостив чаем, пригласил вместе с сыновьями на ужин. Дехканин обещал прийти. К их визиту я приготовил татарский плов из говяжьей тушенки. И вот сидим мы рядом под навесом, сооруженным между БМП и столетним деревом: советские солдаты (татарин, два узбека, башкир, русский, белорус, парторг наш украинец) и афганец Шираги с тремя своими малолетними сыновьями. Ужинаем, мирно беседуем.

После этого вечера Шираги с сыновьями к нам на ужин стал приходить каждый вечер. Только парторгу нашему от этого было не совсем уютно. В итоге где-то на пятый день он, наконец, не выдержал. Вызвал меня и говорит: „Заканчивай ты этот балаган и неуставные отношения. На посту ты не стоишь, плов ешь с афганцами, прекращай. Начинаем жить по уставу“. „По уставу так по уставу“, – решаю я.

В итоге наши вечерние посиделки закончились. Но как-то утром будит меня Шираги и протягивает свежие горячие лепешки с простоквашей. А парторг в это время сидит на броне и давится холодной тушенкой, с завистью поглядывая на нас. Потом вызывает меня и говорит: „Ладно, басурманин, давай жить как прежде…»

Фото из открытых источников интернета

Справка

Ильяс Дауди; (Ильяс Дильша;тович Дауди;, до 2002 года Сафин) родился 29 января 1967, Азнакаево, Татарская АССР, РСФСР — российский писатель, член Союза писателей России, участник Афганской войны, Герой Российской Федерации.

Мои любимые читатели! Почитайте и другие мои истории о воинах:  http://proza.ru/2015/04/02/1156


Рецензии
Потрясающая история до слез... Спасибо автору!

Гульдария Юсупова   30.08.2023 14:18     Заявить о нарушении