Письма домой. По Военно-Грузинской дороге

11.08.84

Мамочка, папа, здравствуйте!

Пишу в дороге, на экскурсии в Душети. Настроения любоваться красотами здешней природы пока нет, ежечасно вспоминаю экспедицию в Усть-Цильму, где было гораздо интереснее и веселее.

В Тбилиси сразу заселилась в гостиницу, без проблем. А теперь уже третий день на Базалетской турбазе. Загорала только вчера после обеда, а так или пасмурно, или сильный ветер. От жары не страдаю, скорее наоборот. Пару раз плавала в озере, но больше воды наглоталась, чем получила удовольствие, были большие волны.

В Тбилиси было время на прогулки по городу и магазины, купила кроссовки, сарафан, сумку и разные мелочи, а куртку Серёже не купила, не соображаю на глаз, какой размер нужен, 48 или 50?

13.08.

В Душети не дописала, пишу из Казбеги, отсюда плохо ходит почта, но я осознала, что вы от меня ещё ни одной весточки не получили, волнуетесь, наверное.

Сто раз пожалела, что поехала одна. В группе у нас больше взрослые семейные женщины, есть три студентки с экономического факультета СГУ, но я с ними как-то не нашла общий язык.

Солнца мало, фруктов мало, точнее, в Тбилиси на базаре дорогие, а здесь в Базалети приносили на продажу дети из деревни только кислые яблоки и сливы.

Гостиница в Казбеги нравится, в Базалети мы жили в кемпинге, здесь удобней: из окна виден Казбек и загорать можно прямо на балконе, внизу течёт Терек. Проезжали сегодня Крестовый перевал, пили нарзан прямо на источнике, были в Ананури в крепости. Но настроение у меня прежнее: жалею, что сюда поехала, а не к бабушке, кисну и скучаю.

Впечатлений много, но писать о них как-то не хочется. Как приедем в Нальчик, попытаюсь раньше улететь домой оттуда, а не торчать там целую неделю.

17.08.

Так и не отправила письмо, единственный почтовый ящик в посёлке был доверху набит письмами, так что не затолкать конверт. Отправлю из Орджоникидзе (Владикавказа).

Сегодня мы уезжаем из Казбеги. Настроение улучшилось, здесь скучать не приходилось, хотя погода плохая была. Сегодня тоже с утра зарядил дождь, торчим в гостинице, а должны были на минеральные источники пойти в горы.

Вчера были в музее грузинского писателя Александра Казбеги, в его усадьбе сейчас краеведческий музей. А до этого два дня провели как настоящие туристы: ходили в горы к Аршинским водопадам (18 км)  и к Гергетскому леднику у подножия Казбека (28 км туда и обратно). Ледник на высоте 3 300. Встали в 4 утра и к 4-м часам дня вернулись, к обеду, чтобы с собой его не таскать.

Кормят неплохо, на завтрак и на ужин по два блюда, но не дают фруктов и овощей. Покупала здесь сама в магазине сливы, груши, помидоры, всё привозное и дорогое, так что покупала что попроще.

Зато накупила книг о Грузии, грузинских писателей на русском и учебник грузинского языка! Изучила пока только алфавит, хотя свободного времени много, и это меня угнетает: путеводители предлагают много интересного, но одна из гостиницы носу не высунешь, приходится книжки изучать, что и дома на диване можно было бы. Если бы вдвоём... Но о нашей группе я уже писала. Обидно, что это не закономерность, а стечение обстоятельств, в других группах больше молодёжи.

В кошельке у меня осталось 15 рублей. На фрукты хватит, но лучше переведите в Нальчик на Главпочтамт до востребования рублей 20, если напишете размер - там куртку Серёже куплю. Мы там целую неделю будем, успеет дойти перевод. Деньги быстро истощились, потому что всё дорого.

В Тбилиси от аэропорта до гостиницы таксист содрал с меня 20р, при том, что я не одна ехала, протестовать было бесполезно, потому что это "федеративная республика Грузия", как он мне заявил, и здесь на всё свои цены. За некоторые экскурсии пришлось дополнительно заплатить, из Тбилиси в Гори нас возили, на родину Сталина, там его дом-музей. И в Мцхету, древнюю столицу Грузии. Каждая фотография - рубль, шашлык - пять, и т.д. Поэтому не возмущайтесь моей расточительностью, не получается экономить.

Автобус за нами так и не пришёл, он утром из Тбилиси через Базалети и Казбеги едет до Орджоникидзе, на каждой остановке меняя туристов, но сегодня из-за скользкой дороги опаздывает. По нашему 103-му маршруту группы одна за другой следуют каждый день, а навстречу по 48-му маршруту тоже каждый день, из Нальчика в Тбилиси, так что я уже от встречных подробно осведомлена, что дальше будет в Орджоникидзе и Нальчике.

Сейчас нам сказали, что где-то на дороге сошёл сель и автобуса из Тбилиси не будет, нужно ждать из Орджоникидзе. На Военно-Грузинской дороге такое часто случается, с октября по март из-за снежных заносов и лавин она практически закрыта.

Улетать пораньше не буду, хлопотно менять билет. Сегодня покидаем Грузию, страну с прекрасной природой и культурой, древней историей, но - чувствуешь, что сейчас её заполонили варвары. Всеобщая коррупция. В Тбилиси пошли с девочками из группы в парк Победы погулять, так нас там остановила милиция и сопроводили до гостиницы из соображений безопасности.

На этом заканчиваю, до свидания!


Письмо это стало результатом компромисса, с одной стороны, сильно пугать родителей мне не хотелось, с другой - пребывала в шоке и думала поделиться. Они, как и я, понятия не имели, куда меня отправили, нет бы просто на море на солнышко или к бабушке в Беларусь, после каждой безконечной северной зимы солнышка очень недоставало и хотелось.

Видимо, что подвернулось, то и купили. До этого были археографическая практика и экспедиция после года учёбы, осенью светила "картошка", так что вот, дескать, отдохни, чадо.

Что в Грузии и вообще на Кавказе молодой девушке носу одной из гостиницы не высунуть - кто же знал? Поехать бы с братом, о котором постоянно там я думала и поэтому всё порывалась приодеть его, или хотя бы с подружкой! Сказать, что я была сильно напугана приставаниями, мало, вообще-то девушка я была спортивная, ездила верхом, плавала, стреляла, прыгала с парашютом и т.п. Но испытала культурный шок больший, нежели у староверов в Усть-Цильме. Там мы наряжались в длинные юбки и платки и отправлялись парочками в дальние таёжные деревни без опаски. А тут никакие наряды не спасали. Местные женщины повсеместно ходили в чёрном, не то траур, не то традиция. И туристок местные мужчины вычисляли на раз по одежде и поведению. Это было противно и унизительно.

Когда из Минеральных вод самолёт унёс меня обратно в Сыктывкар, меня поразил и запомнился навсегда стремительный контраст с Кавказом: с одной стороны, северная природа очень тусклой показалась после южных гор, с другой - как же хорошо и безопасно было на севере, дома! Никогда больше у меня не возникло желания отправиться на Кавказ или в Среднюю Азию. Ощущения чужеродного, чужого, непонятного и опасного от этого путешествия по Военно-Грузинской дороге мне на всю жизнь хватило.


Поэтому во время чеченской войны захотелось стеной отгородиться от Кавказа, и такой стеной стало возвращение в Беларусь, здесь из азиатов только китайцы в Минске, что тоже не сахар, но всё-таки получше, чем безконечные азиаты-мигранты в России. По-моему, ничего хорошего не приходится от них ждать.

Так уж устроена жизнь: кошка, раз севшая на горячую плиту, больше не сядет и на холодную, - отличная пословица!


Рецензии