Притча Иисуса о талантах

1 талант = 60 мин = 3000 статеров = 6000 драхм (драхма на фото)

«Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое».

Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

(Матфея 25:14-30)

Это одна из ключевых притч Иисуса. В ней говорится о том, что верующий обязан вложить то, что получено от Господа, в жизнь свою, пустить в оборот и обрести больше, чем он имел изначально. Вера должна расти, познание истины должно увеличиваться, совершенствоваться и приносить добрые плоды.

Господь осуждает тех нерадивых верующих, кто, получив Слово Господне, консервирует этот дар в виде теологических догматов, религиозных традиций и символов веры (закапывает в землю) и в конце жизни собирается заявить Господу: «вот Тебе Твоя истина, что Ты дал мне. Я боялся потерять Твоё и всё сохранил нетронутым».

Вы входите в Царство Небесное благодаря своей вере в то, что вы дети Отца Небесного, но Господь требует от каждого роста в Царстве Небесном и обильного плодоношения. По окончании земной жизни, вы должны принести больше, чем вам было изначально дано. Это возможно только в том случае, если вы исповедуете живую веру и личный опыт богопознания и богообщения, приверженно следуете за водительством Духа во исполнение воли Отца — в этом истинная религия Иисуса. Если вы лишь придерживаетесь догматических вероучений, традиций и символов, ожидайте того, что потеряете и то малое, что, как вам кажется, имеете.

Действительно, представьте, какое разочарование вы испытаете, если посадив и щедро удобрив плодовое дерево, через несколько лет вы найдете его таким-же крохотным саженцем...


Рецензии
Спасибо за обращение к притче "о талантах", одной из самых сложных для интерпретации . Понравилось Ваше заключение:"Действительно, представьте, какое разочарование вы испытаете, если посадив и щедро удобрив плодовое дерево, через несколько лет вы найдете его таким-же крохотным саженцем"

Хотел бы высказать и свое мнение.
Обычно смысл притчи Иисуса раскрывается в текстах до или после нее.
Данная притча входит в блок притч о Втором Пришествии .
Отрывок из Ев. Матф 25:31-41 ,именуемый как «притча об овцах и козлах», представляет собой объяснение предшествующей притчи о "талантах".
Сын Человеческий является на землю , чтобы совершить суд и отделить праведников от грешников. На этом суде одни люди окажутся справа от Него, а другие — слева; одни пойдут «в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матф.25:46).
Чтобы понять, что же означает термин "таланты", следует рассмотреть критерии, согласно которым одних людей Сын Человеческий ставит по правую сторону("овцы"), а других — по левую("козлы"):

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство..: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? .. И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Mатф.25:34-40).
Осужденные на вечную погибель( "козлы"), так же как "ленивый раб", не принесли в своей жизни никому добра: не накормили, не напоили и т.д. Из этого текста можно сделать вывод, что таланты — это добрые дела по отношению к людям. Именно это Иисус измеряет очень большими деньгами. Независимо от того, сколько у нас талантов-денег, мы обладаем этим неизмеримым богатством-возможностью помогать другим. И эти таланты необходимо использовать для блага ближних: посещать больных, кормить голодных, поить жаждущих, одевать нагих и так далее. Если "таланты" не вкладывать в благое дело, для которого их и дал Бог, они будут утеряны. Все земные блага отнимает у человека смерть; силы и способности душевные и телесные, если человек не пользуется ими, часто глохнут, постепенно оскудевают от бездействия, так что под конец своей никчемной жизни нередко человек только воображает, что он обладает ими, а на самом деле уже стал неспособен ни к чему.

Самые трудные для понимания дерзкие и оскорбительные слова "ленивого" раба, обращенные к Господину:"ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, УБОЯВШИСЬ, пошел и скрыл талант твой в земле".Удивительно и то, что Хозяин будто соглашается с этим:"ты ЗНАЛ, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; ПОСЕМУ надлежало тебе отдать серебро мое торгующим". Как Вы их понимаете?
Чего мог "убояться" раб? Ведь возможно и то, что он опасался, что свой единственный "талант" не сможет сберечь, неверно распорядившись "вложением" ( в отличие от других рабов,которых, следуя тексту, можно назвать "удачливыми бизнесменами") , и тогда вообще нечего будет вернуть господину. Не слишком ли жестокая кара за трусость- вечная тьма и "скрежет зубов" ?

Игорь Лощинин   28.03.2024 16:29     Заявить о нарушении
Благодарю за Ваше мнение, Игорь. Прочитал с большим интересом и пользой. Я постараюсь ответить на Ваш вопрос, как я это понимаю, но прежде позвольте одну ремарку о добрых делах.

Таланты и их преумножение едва ли могут измеряться добрыми делами, поскольку, как мы хорошо знаем самые непримиримые враги Сына Человеческого — фарисеи, саддукеи и книжники (законники), особенно первые, отличались пристрастием к показным добрым делам, например, раздавали милость на многолюдных перекрестках и трубили в трубу, чтобы привлечь внимание к этому событию. Они тщательно блюли свою внешнюю «праведность» во словах своих и делах своих, следовали всем заповедям и обычаям, выполняли 613 правил Торы, как он считали но на поверку Истиной оказались сынами сатаны. Так ведь подитожил Господь их лицемерие. Потому, таланты, я думаю, не во внешнем (внешнее лишь следствие), а во внутреннем. В исполнении заповеди любви в первую очередь, а также других наказов Божьих. Любовь ведь в сердце, а не на языке и не в руке. Ведь может быть и такое, что человек не сделал доброе дело по тем или иным причинам, но относился с любовью. А другой сделал хорошее дело и не одно, но без любви. По долгу, по гордости, по выгоде, да просто в ответ, чтобы не быть должным. Или для «праведности». Для «выплаты» греха. Поэтому я бы не мерил таланты словами и делами. Это дело сердца.

Теперь Ваш вопрос. Здесь, как я понимаю, речь идёт о том, что получивший один талант своими словами свидетельствует, что знал о требовании вернуть в прибылью, но даже не пытался сделать это. То есть он знал и нарушил заповедь. Если бы не знал, то не было бы на нем греха, а поскольку знал и нарушил, то грех на нем. Поэтому он получает наказание. Если бы не знал или не понял, что нужно было делать с талантом, то он мог бы быть оправдан этим (на Суде). В этом пассаже дефиниция греха: сознательный выбор зла, то есть отвержение Бога и Его законов, мятеж против Бога. Поскольку грешник не раскаялся и начал во всем дерзко обвинять Господина упорствуя в своем мятеже, то есть отверг прощение и милосердие, вступает в действие правосудие, которое гласит плата за грех — смерть. Восставший против Бога и не раскаявшийся в этом уходит в вечную тьму небытия.

Разве не похожи многие современные верующие различных церквей на этого нерадивого слугу, когда они отказываются следовать за Иисусом и водительством Духа, когда из СТРАХА отдаться вере и потерять контроль над своей жизнью и свою волю, не желая исполнять волю Отца Небесного, душат в себе ростки живой и действенной веры, подменяя её суррогатом веры номинальной и символической, что на самом деле не более, чем пассивное и равнодушное согласие ума с некоторыми догматами и традициями, принятыми в их обществе? Именно такие духовно нерадивые, притворно и поверхностно верующие люди и имеются в виду в этой притче, как я считаю. И они даже хуже атеистов тем, что еще и лгут о том, что они верующие. Мертвые, статические, догматические, законсервированные религиозные учения, которые не растут вот уже две тысячи лет, и есть закапывание таланта в землю. И такие верующие должны знать о последствиях этого.

Вера должна быть живой, то есть единожды зародившись в глубинах сердца не прекращать своего роста и принести обильные и добрые плоды, которые при всем разнообразии всегда пропитаны искренней любовью к Господу и всем людям. Верующий также должен совершенствоваться в своем характере и в познании Истины. Вот этого прироста ждет Господь. И еще. Человек должен жить по своей вере, а не также как неверующие. Много ли таких верующих?

С добром,

Василий Евгеньевич Никитин   28.03.2024 17:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.